Конспект урока информатики, 8-й класс. Тема: "Двоичная и десятичная системы счисления"
· Магбудова Марьям Рагимовна, учитель информатики
Разделы: Информатика
Класс: 8
Цели урока:
Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
План урока:
Ход урока
1. Организационный момент.
Объявление темы и целей урока. Обозначение плана проведения урока.
Для того чтобы перейти к изучению десятичной и двоичной систем счисления, давайте разберемся что такое системы счисления и откуда они берут своё начало. Презентация «Системы счисления. Исторический очерк» (Приложение 1).
Начнем изучение темы сегодняшнего урока с одного, на первый взгляд, непонятного и запутанного стихотворения (Слайд 19 презентации).
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила –
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете наш рассказ.
Для того, чтобы разобраться, что же хотел нам сказать автор, нужно изучить тему «Двоичная и десятичная системы счисления». Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Двоичная и десятичная системы счисления».
2. Объяснение нового материала и выполнение практической части урока.
Теоретический материал:
Система счисления – это принятый способ записи чисел и сопоставления этим записям реальных значений. Все системы счисления можно разделить на два класса:
Для записи чисел в различных системах счисления используется определенное количество знаков или цифр. Число таких знаков в позиционной системе счисления называется основанием системы счисления.
развернуть таблицу
Основание |
Название системы счисления |
Знаки |
2 |
Двоичная |
0, 1 |
3 |
Троичная |
0, 1, 2 |
4 |
Четверичная |
0, 1, 2, 3 |
5 |
Пятиричная |
0, 1, 2, 3, 4 |
8 |
Восьмиричная |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
10 |
Десятичная |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
12 |
Двенадцатиричная |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В |
16 |
Шестнадцатиричная |
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, В, C, D, E, F |
развернуть таблицу
Каждое число в позиционной системе счисления можно представить в виде суммы произведений коэффициентов на степени основания системы счисления.
Например:
(степени расставляем над целой частью числа слева направо, начиная с «0»)
Теперь рассмотрим алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную на примере.
Алгоритм перевода чисел из произвольной системы счисления в десятичную:
(степени расставляем над целой частью числа слева направо, над дробной частью – справа налево, начиная с «-1»)
Двоичная система счисления имеет особую значимость в информатике. Это определяется тем, что внутреннее представление любой информации в компьютере является двоичным, т. е. описываемым наборами только из двух знаков (0, 1).
Рассмотрим пример перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную:
Рисунок 1
Пояснение: Решение оформляется на доске учителем с четким объяснение каждого своего действия.
Результатом является число, составленное из остатков от деления на 2 (которые мы обводили в кружок), записанное справа налево.
34210 = 1010101102
Теперь попробуйте записать рассмотренный алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления словами(на выполнения задания отводится 2-3 мин., учитель контролирует его выполнение). По истечении отведенного времени учитель просит нескольких учеников прочитать составленный ими алгоритм. Затем остальные учащиеся под руководством учителя корректируют алгоритм. Учитель формулирует алгоритм, учащиеся записывают его в рабочие тетради.
Алгоритм перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления:
Теперь мы знаем, как переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и как переводить числа из произвольной системы счисления в десятичную. Решим несколько примеров (один ученик выходит к доске, остальные выполняют задание в тетради и сверяются с результатом на доске).
Задание:
Пояснение: задание выполняется у доски учащимися, которые назначаются учителем.
Для того, чтобы закрепить знания и умения, полученные сегодня на уроке, немного поиграем. Задание «постройте по точкам». Для выполнения этого задания вам понадобятся не только знания, полученные сегодня на уроке, но и математические знания.
Каждому ученику выдается тетрадный лист с нанесенной на нем системой координат (заранее подготавливается учителем) – Приложение 2.
Пояснение к заданию: каждая координата точки записана в двоичной системе координат. Вам надо перевести координаты точек в десятичную систему счисления и, применяя знания по математике, построить точки на системе координат, соединить их. Точки одного объекта обозначены одной буквой.
Голова:
Шея:
Глаза:
Нос:
Рот:
Антенки:
В итоге, у вас должен получится портрет хорошо знакомого вам РОБОТА.
Рисунок 2
С образом робота учащиеся знакомы с 7-го класса: он является помощником, который помогает при выполнении практических работ и при изучении графического редактора Paint знакомились с создание рисунка методом аппликации и рисовали портрет робота.
3. Подведение итогов урока.
Учащиеся заполняют карточку Самоанализ усвоения учебного материала учащимся и сдают её учителю (Приложение 3).
Проверка выполнения задания («рисование по точкам»).
Фронтальный опрос:
Выставление оценок за урок.
4. Домашнее задание.
Теперь вернемся к началу урока и вспомним стихотворение, которые нам было непонятно.
Примечание: Учитель раздает учащимся распечатку стихотворения (Приложение 4).
Домашнее задание: переформулируйте стихотворение, воспользовавшись знаниями, полученными на уроке.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.