Конспект урока по истории:
«Промышленный переворот в Англии в XVIII веке»
Класс:
10.
Форма урока: классно – урочная.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока:
Образовательные:
1) сформировать у учащихся представление о ведущих тенденциях развития культурного пространства в Англии в XVIII веке;
2) рассмотреть взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота; 3) охарактеризовать значение промышленного переворота для экономической и социальной сферы.
4) проанализировать условия и особенности промышленного переворота в Англии.
Развивающие:
1) развивать умение воспроизводить изучаемый материал;
2) развивать внимание, логическое мышление;
3) развивать умение отбирать исторический материал.
Воспитательные:
1) воспитать уважительное отношение к истории и культуре своего государства;
2) воспитать бережное отношение к памятникам культуры и истории.
Задачи:
1) формирование познавательного интереса к изучаемой теме и предмету в целом;
2) формирование и развитие культуры умственной деятельности (анализ, синтез, планирование).
3) формирование нравственных и эстетических представлений системы взглядов на мир;
4) закрепление и формирование новых знаний, понятий;
5) развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;
6) формирование у учащихся оценочны суждениq на основе обобщения событий и явлений, умения работать с учебником и материалом презентации.
Формы организации учебно–познавательной деятельности:
1) фронтальная;
2) индивидуальная;
3) групповая.
Педагогические методы:
1. Словесные: рассказ, беседа.
2. Практические (работа с историческими источниками).
3. Наглядные: иллюстрации, презентации.
4. Стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности.
5. Контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
6. Эвристические.
7. Интерактивные.
Основные понятия: аграрная революция, промышленный переворот, индустриальное общество.
Оборудование:
· учебник Юдовская, А. Я., Баранов, П. А., Ванюшкина, Л. М. Новая история. 1500 – 1800 гг. – М. : Просвещение, 2012;
· мультимедийный проектор;
· электронная презентация «Промышленный переворот в Англии»;
·
раздаточный
материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (2мин):
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас всех видеть. Надеюсь, что вы сегодня пришли с позитивным настроем и готовы к работе. Но прежде чем мы начнем урок, давайте узнаем, что мы сегодня будем с вами изучать.
II. Постановка целей и задачей урока (5 мин):
(1 СЛАЙД) Определите, о какой стране идёт речь:
· Это первая европейская страна, где в результате революции 1640 – 1660 гг. установился парламентский строй.
· Это первая европейская страна, народ которой первым завоевал право на свободу слова, собраний, личной неприкосновенности.
· К 18 веку эта страна становится ведущей торговой и колониальной державой мира.
Ответ: Англия(2 СЛАЙД)
Учитель: Ребята, посмотрите на два изображения. На одном изображена мануфактура XVI-XVII вв., на другом – фабрика XVIII в. Какие различия вы видите?( 3 СЛАЙД)
Ответ: фабрика намного более технологична, роль человека в ней становится меньше, и мануфактура сильно отстала от фабрики.
Учитель: А как
вы думаете, с помощью чего Англией был совершен такой значительный прорыв в 18
веке?
Ответ: замены мануфактуры на фабрики, с помощью промышленного переворота
Учитель: Таким образом, как на ваш взгляд должна звучать тема сегодняшнего урока?
Ответ: ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ В АНГЛИИ (4 СЛАЙД)
Учитель: Верно. Запишите число и тему в ваших рабочих тетрадях. И наша сегодняшняя с вами цель на уроке – проанализировать условия и особенности промышленного переворота в Англии.
(5 СЛАЙД) Проблемный вопрос: В ходе урока мы вместе с вами должны
ответить на вопрос: «Как вы думаете, облегчали ли машины,
которые теперь стояли на заводах и фабриках, труд людей?»
Работа с документом (3 мин)
Учитель: Вот документ, который заставляет задуматься над данным вопросом:
«… Рабочие общим числом 8 тысяч человек двинулись на фабрику, вдребезги разбивая оборудование, ценность которого исчислялась10 тысяч фунтов стерлингов… Они не скрывали намерения разрушить машины не только в ближних городах, но и во всей Англии»
Учащиеся читают документ. Высказывают удивление, что рабочие в Англии уничтожали машины.
Учитель:
Думаю, вы удивлены.Почему рабочие разбивают машины? (Учитель просит высказать
свои версии, предположения.)
Ответ: Возможно они чем-то были недовольны.
III. Актуализация УУД (12 мин):
Учитель: Давайте сегодня представим себя в роли промышленника, который хочет открыть свое предприятие. Что нам будет необходимо для создания предприятия? (6 СЛАЙД)
Ответ:
1. Рабочие руки, которые будут трудиться
2. Станки и машины
3. Капитал
Учитель: Замечательно, у нас появился план
действий, предлагаю, его записать и приступить к воплощению. Куда мы направимся
за рабочими руками?
Ответ: В деревню
Учитель: А есть ли там свободные люди?
Ответ: Да, потому что в деревне происходили события под названием огораживание.(7
СЛАЙД)
Учитель: Кто
мне может сказать, в чем его особенности?
Ответ: Насильственное присоединение общинных земель лендлордами и сгон
крестьян с их наделов.
Учитель: Почему
лорды вели такую политику?
Ответ: Необходимы земли для разведения овец, которых использовали для
получения шерсти.
Учитель: Да, и такая политика приводит к изменению состава сельского населения. Посмотрите на экран. Английское сельское общество имеет следующую структуру, давайте ее запишем(8 СЛАЙД):
1. Во главе стоит Лендлорд, который сосредотачивает большинство земельных наделов.
2. Далее следует Фермерское хозяйство (арендаторы) – которые берут часть надела лендлорда и обрабатывают его.
3. Внизу таблицы находятся (батраки) – что не имеют возможности арендовать землю, и вынуждены работать на фермеров или уходить в города на заработки
Учитель: В Англии начинает складываться ситуация, в которой большая часть земли начинает принадлежать крупным земельным владельцам. А сейчас откройте учебники на странице 198-199 и найдите и запишите плюсы крупного землевладения.
Ответ:
1)Улучшение обработки земли: применение удобрений, производство кормовых
культур для скота и др.
2) Освоение заброшенных ранее земель.
3)Увеличивался товарооборот между городом и деревней, в интересах успешной торговли строились новые дороги, углублялись реки, возводились каменные мосты.
Учитель: К
каким последствиям приводит данная политика?
Ответ: Население вынужденно перебираться в город в поисках работы, а
фабрики получают огромный приток сырья для производства.
Учитель: Замечательно, мы с вами сумели найти людей для нашей фабрики. Один из пунктов плана мы выполнили, движемся дальше.
Теперь нам надо узнать были ли в Англии необходимые нам изобретения? У меня есть несколько изображений, которые я хочу вам показать. Вы должны узнать, что это за машина и кто ее создатель (9, 10, 11 СЛАЙДЫ).
Ответ:
1. Ткацкий станок – Джон Кей
2. Прялка – Джеймс Харгривз
3. Паровая машина - Джеймс Уатт
Учитель: Как
вы думаете, оказали ли эти изобретения влияние на промышленность?
Ответ: да, с их помощью резко возросла производительность труда в
Англии; мануфактуры были заменены на фабрики, а ручной труд на машинный.
Учитель: Таким образом, мы установили, что и станки в нашей фабрике будут стоять. Ну и последний пункт плана – капитал, на который мы построим нашу фабрику. Где Англия могла взять дополнительные средства на развитие промышленности?
Ответ: В колониях, торгуя промышленными товарами в колониях, англичане получали сверхприбыли, так же большой приток денег давала работорговля.
(12 СЛАЙД) Динамическая пауза (3 мин):
-А теперь я предлагаю немного отвлечься на физминутку. Буду задавать вопросы.
Кто будет согласен – встает.
Кто не согласен – садится.
1.Промышленный переворот в Англии начался, прежде всего, в ткацком производстве. +
2. Джон Кей был изобретателем первой паровой машины, нашедшей широкое применение в промышленности. –
3. Аграрный переворот способствовал началу промышленного переворота в Англии. +
4. На фабриках и заводах: существовала охрана здоровья и труда рабочих. –
5. Промышленный переворот – это переход к мануфактурному производству.+
IV – V. Применение теоретических положений и самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков (13 мин):
Учитель: Молодцы, я поздравляю вас, мы справились с нашим планом и теперь сможем открыть нашу фабрику. Хотя…. Смотрите, мне тут в руки попало одно письмо, что-то неладное творится на нашей фабрике. Давайте вместе прочтем его. У вас на столах лежат карточки, возьмите их и давайте ознакомимся с ними (13 СЛАЙД).
Первая статья, под названием «Анонимная жалоба», читает …
Мой жаркий пот, мой тяжкий труд
Меня лишь к жалобам ведут.
И я в отчаянье проклял
Тот день, когда в сей мир попал.
Ни шиллинга мне не сберечь!
Придется нищим в землю лечь…
Учитель: Что
вы можете сказать об этом рабочем фабрики?
Ответ: Он изможден, находится в отчаянии, недоволен своим положением.
Следующий источник: «Фрагмент из «Журнала для джентльменов» за 1782 год, сообщавший своим читателям об условиях жизни фабричных рабочих».
Фрагмент из «Журнала для джентльменов» за 1782 год, сообщавший своим читателям об условиях жизни фабричных рабочих.
«…Они задыхаются от вредоносных газов в шахтах и рудниках или становятся жертвами ядовитых испарений во время обработки металлов, масел, порошков… и т.п. На фабриках они являют собой печальную галерею слепых, хромых, преждевременно одряхлевших, астматических и увеченных инвалидов или полуинвалидов, в которых едва теплится жизнь…»
Учитель:
Каково ваше мнение об условиях рабочих из данного фрагмента?
Ответ: Они задыхаются от вредоносных газов.
Рабочие представляют собой больных и инвалидов.
Третий документ: «Свидетельства XVIII века Англия о фабричных детях».
Свидетельства XVIII века Англия о фабричных детях.
…Плетку пускали в ход с утра до ночи не только для наказания учеников пи самой малой провинности, но и для того, чтобы подстегивать их к работе, чтобы поддерживать их в бодрствующем состоянии, когда усталость клонила их ко сну… Если жертвы этих жестокостей пытались бежать, то им надевали на ноги кандалы.
…Бескровные и дряблые лица, ненормально малый рост, вздутый живот… искривленный позвоночник; конечности, изуродованные рахитом или искалеченные вследствие несчастных случаев при машинах.
Учитель: Что вы можете сказать о
положении фабричных детей?
Ответ: С ними обращались жестоко. Они были больные. На фабриках
случались несчастные случаи, при которых они страдали.
Учитель: Вы прочитали три исторических источника, сделайте вывод, каково же было положение рабочих? Беседа-рассуждение с учащимися.
Ответ: оно было безотрадным, изнурительный труд, не существовало техники безопасности, падали заработки, безработица.
Учитель: Усталость и озлобленность этих людей приводила к тому, что их
гнев обращался против машин. В Англии возникло движение Луддитов – разрушителей
машин. Слово Луддизм связано с именем Нэда Лудда – человека, который
первым разбил свой станок (14 СЛАЙД).
Учитель: Давайте сделаем вывод, что мы узнали о промышленном перевороте в Англии?
К 60-м гг. XVIII в. в Англии произошла аграрная революция, в результате которой земля сосредоточилась в руках крупных собственников и почти исчезло крестьянство, но сельское хозяйство стало более продуктивным.
В стране происходил промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике. В ходе промышленного переворота появилось больше предпринимателей и наемных рабочих. К концу XVIII в. Англия была первой промышленной страной мира, где наиболее отчетливо проступали черты будущего индустриального общества.
VII. Обобщение усвоенного и включение его в систему ЗУНов и УУД (3 мин):
Ребята, сегодня на уроке мы говорили о Промышленном перевороте в Англии в XVIII веке. Сейчас каждый составляет синквейн, по схеме, которую вы видите на слайде (15 СЛАЙД):
1 строка – Промышленный переворот в Англии.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
В первой строке мы пишет Промышленный переворот в Англии. А далее по заданной схеме. Через несколько минут проверим, что у вас получилось.
VIII. Подведение итогов урока (2 мин):
Учитель: (16
СЛАЙД).Теперь, давайте с вами ответим, на наш поставленный в начале урока
вопрос: « Как вы думаете, облегчали ли машины, которые теперь стояли на
заводах и фабриках, труд людей?»
Ответ: Нет, рабочим приходилось тяжело, была плохая техника
безопасности, с ними жестоко обращались, они были измождены и недовольны своим
положением.
IX. Домашнее задание.
(17 СЛАЙД) Параграф 22, последний пункт, прочитать и ответить на 5
вопрос.
И творческое задание на выбор: побыть журналистами и написать небольшой очерк о
промышленном перевороте или подготовить на альбомном листе ребус по теме
«Промышленный переворот».
X. Рефлексия деятельности (2 мин):
(18 СЛАЙД) Ребята, я предлагаю вам ответить на несколько простых вопросов, которые позволят вам оценить наш сегодняшний урок:
Что нового вы сегодня узнали?
Закончите одно из предложений:
· Я научился…
· Мне понравилось…
· Мне было не интересно, потому что…
· Мне было трудно…
Приложение
Анонимная жалоба
Мой жаркий пот, мой тяжкий труд
Меня лишь к жалобам ведут.
И я в отчаянье проклял
Тот день, когда в сей мир попал.
Ни шиллинга мне не сберечь!
Придется нищим в землю лечь…
Фрагмент из «Журнала для джентльменов» за 1782 год, сообщавший своим читателям об условиях жизни фабричных рабочих.
«…Они задыхаются от вредоносных газов в шахтах и рудниках или становятся жертвами ядовитых испарений во время обработки металлов, масел, порошков… и т.п. На фабриках они являют собой печальную галерею слепых, хромых, преждевременно одряхлевших, астматических и увеченных инвалидов или полуинвалидов, в которых едва теплится жизнь…»
Свидетельства XVIII века Англия о фабричных детях.
…Плетку пускали в ход с утра до ночи не только для наказания учеников пи самой малой провинности, но и для того, чтобы подстегивать их к работе, чтобы поддерживать их в бодрствующем состоянии, когда усталость клонила их ко сну… Если жертвы этих жестокостей пытались бежать, то им надевали на ноги кандалы.
…Бескровные и дряблые лица, ненормально малый рост, вздутый живот… искривленный позвоночник; конечности, изуродованные рахитом или искалеченные вследствие несчастных случаев при машинах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.