Конспект урока
по изобразительному искусству
в 3 классе
Тема урока: «Черепаха».
(УМК Школа России)
Разработала: Васильева Ольга Вячеславовна
студентка 402 группы.
Продолжительность учебного занятия: 45 мин.
Тип учебного занятия: урок.
Цели (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:
1. Познакомить с историей праздников, дать целостное представление о том, как можно украсить район, город на праздник.
2. Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус.
3. Воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истокам.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Материалы и инструменты: акварель, альбом, «непроливайка», карандаш, ластик.
Зрительный ряд: образец готовой работы учителя; презентация «Праздник в городе».
План этапов занятия:
Этап 1. Организация начала урока (1 мин.)
Этап 2. Беседа (10-12 мин.)
Этап 3. Психофизиологическая минутка (1-2 мин.)
Этап 4. Практическая работа учащихся (25-27 мин.)
Этап 5. Заключительный (3 мин.)
Ход учебного занятия:
Этап 1. Организация начала урока .
Цель этапа: Подготовка учащихся к работе.
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОР |
|
Знания |
Умения |
|||
Организация внимания и внутренней готовности… |
Умение организоваться |
Словесный |
Фронтальный |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||
Приветствие, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.
Здравствуйте, дети. Я рада вас видеть на нашем уроке. Пожалуйста, садитесь, проверьте, всё ли готово к уроку изобразительного искусства. |
Подготовка рабочего места.
Здороваются, садятся, проверяют. |
Этап 2. Беседа .
Цель этапа: Формирование представлений о том, как можно украсить район, город на праздник, воспитание творческой, познавательной активности. Эмоциональная подготовка к творческому процессу. Погружение в атмосферу праздника. Эмоциональная подготовка к творческому процессу.
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОР |
|
Знания |
Умения |
|||
Знать о праздниках; об оформлении, района, города на тот или иной праздник. |
Умение видеть и анализировать средства выразительности, произведений декоративно-прикладного искусства, позволяющие передать, отношение художника к изображенному. |
Объяснительно иллюстративный, наблюдение анализ и логическое мышление, погружение. |
Общеклассная. |
Презентация «Праздник в районе, городе». |
Эпиграф урока: В подлинной культуре ничего не умирает… Будущее – это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей. Ю. М. Лотман |
||||
Деятельность учителя:
Учитель беседует с учащимися, основываясь на презентации, которая составлена так, чтобы иллюстрировать содержание беседы. Презентация сопровождается музыкой, которая помогают учителю добиться высокого эмоционального настроя на уроке.
Объяснение нового материала. Вступительное слово учителя. Текст беседы: Словарная работа. Чтобы наш разговор получился предметным, начнем с объяснения некоторых слов. Ребята, кто-нибудь знает, что такое иллюминация? Иллюминация – яркое освещение, устраиваемое на улицах по случаю каких-нибудь торжеств, праздников (презентация, слайд №2). А кто мне скажет, что такое эстрада? Эстрада – сценическая площадка для концертных выступлений артистов (презентация, слайд №3). Какие ещё слова вам были непонятны? Праздник — день торжества, установленный в честь или в память кого-нибудь, чего-нибудь. В том числе, день или ряд дней, отмечаемых церковью в память религиозного события или святого. Выходной, нерабочий день. День радости и торжества. День игр и развлечений. Такое толкование слову «Праздник» дал Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре живого Великорусского языка». По народным представлениям, чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести к хаосу (беспорядку) и гибели мира. В истории человечества феномену праздника принадлежит особая роль, ведь празднество - это важная изначальная форма человеческой культуры (презентация, слайд №4). Время, в котором мы живём, делится на праздники и будни. В будни мы работаем, учимся… Но приходит праздник и начинает петь душа. Праздник - это мир чувств и эмоций. Мир открывается с другой стороны, перестаёт быть обыденным и становится сказочным, волшебным (презентация, слайд №5). Праздники нуждаются в определённых подготовительных мероприятиях. У каждого праздника есть свой сценарий и своё оформление. В году не так уж много праздников, поэтому каждый из них должен быть ярким и весёлым. Кто нам здесь первый помощник и друг? Правильно. Художник - человек, творчески работающий в какой-нибудь области искусства (презентация, слайд №6). Только с помощью великого таланта художников каждый праздник выглядит ярким, особенным и красивым! Радостен и многоцветен город в праздник днем, когда вокруг цветы, музыка (презентация, слайд №7)… Ещё наряднее район, город вечером (презентация, слайд №8). Зажигаются огни праздничной иллюминации, лучи прожекторов высвечивают из темноты самые красивые здания города, бьющие фонтаны, эстрады на площадях, украшенных фантазией и талантом художника. Само небо над городом становится картиной, когда её озаряют узоры фейерверка и звёзды салюта. Сам город с его площадями, парками, мостами, стадионами будто становится одним большим театром, а всё вокруг – представлением. Вы уже знаете, что на каждый праздник все районы, города украшаются. Кто мне скажет, чем украшают улицы, дома, скверы, парки…?
А чем завершается любой праздник (презентация, слайд №9)?
Назовите праздники, которые вы знаете? Каким образом украшается наш район для проведения Нового Года (презентация, слайд №10)? А вы знаете, как раньше праздновали Новый Год? Люди всю ночь разгуливали в масках, веселились, плясали, пели песни, желали прохожим счастья и благополучия (презентация, слайд № 11). Праздник весны и труда. В каком месяце проводится этот праздник? А какого числа? Первомай – это первый настоящий праздник весны (презентация, слайд №12). С приходом тёплого весеннего сезона, люди радостно встречают этот праздник. В этот день люди идут на демонстрации (шествие и другие формы массового выражения общественных настроений); встречаются с коллегами, друзьями, близкими. Устраивают пикники на природе. Празднование совершается в честь возрождающейся природы, расцветающей весны. Зима прошла – природа начинает новую жизнь. Праздник 1 мая очень многообразен: он отмечается во многих странах, объединяя людей разных национальностей; олицетворяет собой радость возрождения и пробуждения, согревая сердца и души. Солнце дарит нам веселье и свет, по которому мы так соскучились! Какой праздник следует за Первомаем? Как его называют по-другому? С какого года мы начали отмечать этот праздник? Всё дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой досталась нашим отцам и дедам победа. Каждый год мы отмечаем этот прекрасный праздник вместе с ветеранами. Кто мне скажет, как в этот день украшается район, город (презентация, слайд №13)? На самом деле праздников очень много и чтобы поговорить о них нам не хватит одного урока. Но мы не зря с вами вспоминали о них, говорили о том, как украшают города. Тема нашего урока «Праздник в районе, городе» и наша задача сегодня передать праздничное настроение в районе или городе на страницах ваших альбомов. |
Деятельность ученика:
Учащиеся активно работают, отвечают на вопросы учителя, делают выводы, участвуют в беседе. Наблюдают и комментируют слайды.
Дети объясняют слова.
Художник.
Просмотр презентации. Продумывание сюжета собственной работы.
Шариками, флагами, плакатами…. Фейерверком, салютом. В мае. 1.
9 мая. День Победы. 1945.
|
Психофизиологическая разминка.
Перед продолжением практической работы немного отдохнём. Так как тема посвящена праздникам, а на праздниках обычно играет громкая весёлая музыка и люди танцуют, мы с вами проведём необычную психофизиологическую разминку. Давайте встанем из-за парт и немного подвигаемся! (Включается музыка – презентация, слайд №14) Потрясли руками… А теперь движения руками влево, вправо (3раза). Наклонились, ниже, еще ниже, и снова трясем руками. Прыгаем на левой ноге, на правой (по 2 прыжка на каждой; 3 раза). Теперь делаем наклоны влево, вправо… Закончили. Садитесь. |
Этап 4. Практическая работа учащихся.
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОР |
||
Знания |
Умения |
||||
Построение композиции. |
Умение работать с карандашом, акварелью и водой. |
Обьяснительно-иллюстративный. |
Фронтальная, Индивидуальная. |
Презентация.
|
|
Искусство помогает каждому войти в мир изящной фантазии и мечты. В.П. Вахтеров (Презентация, слайд №15.) |
|||||
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||
Проводит инструктаж по технике безопасности работы с водой и красками; и вводный инструктаж. Индивидуально работает с каждым учеником, следит за процессом творчества учащихся.
Кто мне скажет, как правильно работать с карандашом? А с красками и с водой? Сегодня мы с вами будем изображать на страницах альбомов один из самых радостных и заключительных этапов праздника. Как вы думаете, о чём идёт речь? Кто мне скажет, что такое фейерверк? Фейерверк - декоративные огни; огненные фигуры, причудливо меняющие цвет и форму, фонтаны искр; часто сопровождаются звуковыми эффектами (хлопки, холостые выстрелы). (Презентация, слайд №16.) Для работы нам понадобится: карандаш, ластик, акварель, непроливайка и альбом. Открываем ваши альбомы. Подскажите пожалуйста, как нам лучше расположить альбомы? Почему? Прежде чем приступить к работе посмотрите на план её выполнения. (Презентация, слайд № 17-24. Учитель комментирует этапы работы.) А теперь берём в руки карандаш, включаем своё воображение и начинаем творить. Кто готов, может брать в руки кисточки, открывать краски и делать свой рисунок более ярким и праздничным. Ваши работы должны получиться красивыми и аккуратными. |
Дети слушают инструктаж по ТБ, знакомятся с этапами работы и выполняют их в строго определённом порядке.
О фейерверках.
По горизонтали. Для композиции. |
||||
Этап 5. Заключительный .
Цель этапа: Создание ситуации успеха в творчестве, анализ работ учащихся.
Компетенции |
Методы |
Формы |
Используемые ЦОР |
|
Знания |
Умения |
|||
Построение композиции из рисунков. |
Умение анализировать свои работы. |
Обьяснительно-иллюстративный. |
Фронтальная, Индивидуальная. |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||
Итог урока. Учитель размещает на доске работы учащихся и вместе с ними их обсуждает, восхищается и выражает пожелания для исправления неточностей и недоработок. Благодарит учащихся за работу на уроке.
Заключительное слово учителя. Сегодня мы с вами говорили о праздниках, вспоминали о том, как украшают районы, города… И в заключении изобразили на страницах альбомов свой собственный праздник. Обратимся к словам Юрия Михайловича Лотмана: «В подлинной культуре ничего не умирает… Будущее – это гармония человеческих усилий, интересов, возможностей». Я думаю, что сегодня мы говорили не просто о праздниках, а о неотъемлемой части нашей жизни. Спасибо! |
Ребята доделывают свои работы, подписывают и сдают учителю. Анализируют свои рисунки, выявляют ошибки и недостатки работ. |
Домашнее задание: нарисовать в альбоме свой собственный праздник, такой, каким представляете его вы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.