Конспект урока по изобразительному искусству
5 класс.
Составила: Иванова С.А. –учитель ИЗО
Эпиграф:
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон
встречает утро года…
А. С. Пушкин
Тема урока: Весенний пейзаж.
Цель: приобретение необходимых знаний и практических навыков по цветоведению, знакомство с выразительным характером цвета.
Задачи:
1. Расширить знания учащихся о работе над пейзажем. Научиться передавать цветом состояние и настроение природы.
2. Использовать новые средства выразительности в работе цветом над пейзажем.
3.Воспитывать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира, любовь к природе.
2. Укреплять межпредметные связи (информатика, изобразительное искусство, литература, музыка)
Ход урока
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Сообщение темы урока.
Учитель.
В очаровании русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас неочарованных людей…
Вот так поэт Н.Заболоцкий в стихотворении “Вечер на Оке” задал тему нашему уроку, на котором мы должны приобрести знания о пейзаже, как жанре изобразительного искусства.
Учитель. Ребята, какое новое слово вы услышали в этом стихотворении?
Предполагаемый ответ: пейзаж.
Учитель.
Как вы, ребята, думаете, в каком значении употребляется слово “пейзаж” или какой смысл имеет это слово?
Предполагаемый ответ.
В стихотворении говорится о лесах, полях. Здесь слово “пейзаж” употребляется и рассматривается, как природа, потому что если в первой строчке заменить слово “Пейзаж” на слово “Природу”, то получится тоже хорошо, смысл не теряется.
“В очаровании русской природы
Есть подлинная радость… и т.д.”
3. Пейзаж – это изображение природной среды, окружающей человека и привлекающей его своей красотой и эстетикой. В зависимости от типа изображаемой среды пейзажи подразделяются на горные, морские, лесные, космические, сельские и городские. При этом лучше пользоваться акварелью или гуашью, так как они ближе всего помогут передать цветовую гамму.
Цветовая гамма зависит не только от выбранной природной среды, но и от времени года, времени суток, погодных условий. Таким образом, рисовать можно:
. Весна – удивительное время года, когда всё в природе оживает, будто просыпается для новой жизни. И небо синее необыкновенно, и свежесть в воздухе необычная, дышится легко. На душе приятно. Приходит какое-то бодрое настроение, как утром после хорошего ночного отдыха…)
Учитель.
Гонимы вешними ручьями,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
Так А. С. Пушкин открывает одну из глав своего романа “Евгений Онегин”.
– О чём пишет поэт? Почему называет весну утром года? Что происходит в природе весной?
- Уж тает снег, бегут ручьи, Алексей Плещеев
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала...
- О чем эти стихи? (О весне)
– В стихотворении поэт вкладывает свои чувства, настроение.
Вспомним стихи о весне (ученики рассказывают запомнившиеся строки….)
Учитель. Сегодня весенние пейзажи мы будем наблюдать на полотнах знаменитых русских художников Саврасова и Левитана и др .художников. Мы ответим на вопросы: Какой предстаёт весна на картинах пейзажистов? Как художникам удаётся передать весеннее настроение? О чём ещё рассказывает нам эти шедевры живописи?
Учитель. Выяснив, что такое пейзаж, переходим к практическому выполнению работы.
Весной просыпается и расцветает природа. Поэты, писатели, художники любовались весной. Ей посвящали свои стихи, музыку, писали картины.
“Ведь на музыкальном языке живописать – значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы”. Оноре Бальзак.
Музыка дает настроение и помогает создать образ.
Звучит музыка “апрель ” Чайковского.
Практические советы учителя.
– Определить линию горизонта, так как пейзаж – это небо и земля,
– Передний, дальний планы,
– Зависимость цвета от расстояния.
"1-ый этап. Вглядимся в ближний и дальний планы видимого пространства. Предметы ближнего плана имеют более чёткую форму и детальное изображение, а предметы дальнего плана – более расплывчаты и неиндивидуальны. Цвета предметов ближнего плана ярче и теплее, а цвета предметов дальнего плана, особенно у линии горизонта, туманнее, тусклее и холоднее.
Эта закономерность сохраняется всегда и называется законом воздушной перспективы. Именно поэтому форма предметов вдалеке всегда воспринимается обобщенной, уменьшается их резкость и видимость, а самое главное – искажаются их цвета. Чем больше степень удаления, тем сильнее проявляются все вышеназванные свойства воздушной перспективы.
"2-ой этап. Земля и небо всегда связаны между собой по цветовой характеристике. Дети должны уметь провести сравнительный анализ цветовых характеристик неба и земли. В природе погодные условия всегда отражаются на цвете неба, а он, в свою очередь, очень влияет на цвет земли. Обратите внимание на зависимость цвета предметов от времени суток. При недостатке опыта легче писать пейзаж в пасмурный день, чем в солнечный.
"3-й этап. Начинать писать пейзаж следует с фона. Обычно это небо. Большими, общими мазками наносится общим вид неба; на деталях не останавливаются. Следует помнить, что при работе сохраняется правило письма от общего к частному.
"4-й этап. Далее прорисовывается второй план картины – как бы середина того, что мы видим. В нашем примере это дерево и дом с забором.
"5-й этап. После этого определяются цветовые пятна, и гамма цветов зелени или воды на всём участке до горизонта. При этом цвета земли и воды обязательно соотносить с цветами нарисованного неба.
"6-й
этап. В заключение сочно и ярко прописывается передний план. В нашем примере
это трава. После завершения этих шести этапов получается черновое, но все-таки
уже цельное изображение будущего пейзажа.
Конечно же, на этой стадии ни дерево, ни дом никакие другие предметы не имеют
своих индивидуальных черт; для этого требуется детальная прорисовка каждого
элемента пейзажа.
"7-ой этап. Детальная прорисовка каждым ребёнком проводится по-своему и, как правило, с предмета, который его более всего интересует. Работая, дети должны проводить осмысленный отбор – что прорисовывать, а что опустить, т.е. не заметить.
"8-й этап. Чтобы после прорисовки пейзаж не утратил единой гармонии, не стал пестрым и разрозненным от детей требуется, как бы заново увидеть свой пейзаж, присмотреться и обратить внимание, что следует прорисовать четко, а что следует размыть и «приглушить», а что прорисовать четче. После этого можно считать законченным.
Выставка работ. Анализ работ
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.