Конспект урока по литературе
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе

Оценка 4.9
doc
07.12.2021
Конспект урока по литературе
Конспект урока по литературе.doc

Симоненко Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы, высшая категория

Государственное общеобразовательное учреждение Луганской Народной Республики «Молодогвардейская средняя школа №7»

natik19@bk.ru

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Предмет:  Литература

Класс: 8

Тема урока: «Семья капитана Миронова. Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина».

Тип урока:  урок формирования умений и навыков.  

Цель:

Воспитательная:  дать нравственные понятия о долге, чести, целомудрии, возвышенной любви;  приобщать ребят к урокам нравственности,  находя их в поступках героев; воспитывать семейные ценности;

Обучающая: формировать умения и навыки анализа текста, работы со словарем; учить понимать смысл, не выраженный словами; создать условия для раскрытия нравственных идеалов писателя.

Развивающая:  развивать память, внимание, связную речь, умение обобщать, анализировать и систематизировать материал.

Задачи урока:

Предметные: формирование системы знаний о высоких нравственных ценностях человека, понятиях чести, совести, репутации; обеспечение глубокого понимания поступков героев; обучение выявлению особенностей черт характеров героев.

Метапредметные: ставить учебные цели и задачи;  работать в группе по решению общих учебных задач; владеть навыками обработки информации разных видов.

Личностные:  готовность к самообразованию и саморазвитию; формирование собственной точки зрения на основе анализа поступков героев; воспитание семейных ценностей, чувства патриотизма.

Методы: слово учителя, эвристическая беседа, обобщающая беседа, итоговая беседа, анализ фактического материала, работа в группах,  словарная работа, работа со словарем, работа с презентацией, работа в тетради, работа с таблицей.

Средства обучения:  мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся.

2. Вступительное слово учителя + анализ фактов  (слайд 2)

Сегодня  на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев.

Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут.

Обратимся к повести. (слайд 2,3,4)

- Каков эпиграф повести? ( Береги честь смолоду.  Пословица)

- Определите, кому из персонажей повести принадлежат эти слова:

"Ну, ребята,--…; -- теперь отворяй ворота, бей в барабан. Ребята! вперед, на вылазку, за мною! ….Что ж вы, детушки, стоите? …....-- Умирать, так умирать: дело служивое!"

(Иван Кузмич)

«А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке! Вместе жить, вместе и умирать»

(Василиса Егоровна)

«Я приехала просить милости, а не правосудия».

(Маша Миронова)

Сообщение темы урока.

Работа в тетради  (слайд 5)

Иван Кузмич, Василиса Егоровна, Маша. Что связывает этих героев? (Верно, это семья, семья капитана Миронова).

Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить на уроке? (О семье капитана Миронова).

Тема нашего урока:  «Семья капитана Миронова. Маша Миронова –  нравственный идеал Пушкина».

3. Актуализация знаний учащихся.

1) Словарная работа.

Прежде чем перейти к обсуждениям и размышлениям по теме урока, давайте раскроем смысл таких понятий, как «честь», «репутация», «нравственность», «совесть».

Какое же толкование дается слову «честь» в словаре В.И.Даля.  (слайд 6,7,8 )

Друг Пушкина В.И.Даль – и, кстати, участник его путешествия по Оренбургской губернии в поисках пугачевских материалов – в своем словаре живого великорусского языка слово «честь» определяет как:

1.     Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

2.     Но в словаре указано и др. значение: Условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое.

Выясним, что же такое репутация, нравственность, совесть?

Работа с записями на доске (слайд 9):

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

Эвристическая беседа.

- В каком же значении слово «честь» употребляется в повести?  (В первом значении).

- Как это нравственное понятие (понятие чести)  соотносится с героями повести – капитаном Мироновым, его женой, Василисой Егоровной и Машей Мироновой?

3.       Формирование умений и навыков

 

Беседа. Работа с текстовым (цитатным) материалом.

Фото из фильма «Капитанская дочка» 1958 г. -  реж. Владимир Каплуновский

 Вторая премия Куманькову Е.И. на ВКФ в Киеве (1959); - Высшая премия "Золотой парус" на XXII МКФ в Локарно (Швейцария) (1959)

Актеры:

1.     Ия Арепина – Маша Миронова

2.     Олег Стриженов – Петр Гринев

3.     Владимир Дорофеев – капитан Миронов

4.     Сергей Лукьянов – Емельян Пугачев

1) Образ Ивана Кузмича Миронова   (слайд 10,11)

- Каким предстает перед нами капитан Миронов?

(«Муж и жена были люди самые почтенные. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию.»

Он добродушный, гостеприимный хозяин, любит свою дочь и жену, хотя и позволяет Василисе Егоровне командовать в семье.

В минуты опасности добрый сонный капитан преображается, становится сильным, смелым. Понимая явное превосходство пугачевских войск, он пытается с помощью своего слабого гарнизона не пустить их в крепость. Офицер не может изменить присяге, своей Родине, поэтому сражается до последнего. Изнемогая от раны, капитан Миронов отказывается присягнуть «вору и самозванцу» Пугачеву. Он не боится быть повешенным, так как предательство для честного русского офицера страшнее смерти.

Храбрость, верность долгу и присяге, героизм, повседневный труд и удивительное терпение – вот нравственные черты характера капитана Миронова.

2) Образ Василисы Егоровны  (слайд 10,11)

- Как показана жена капитана Миронова в повести?

(Комендантша крепости – сильная и волевая женщина, она всегда рядом со своим мужем, его поддержка и опора в трудные минуты жизни. Не случайно Швабрин говорит о ней: «Василиса Егоровна прехрабрая дама». Ей бы самой командовать полком! Комендантша сама подшучивает и иронизирует над мужем: «Только слава, что солдат учишь: ни им служба не дается, ни ты в ней толку не ведаешь. Сидел бы дома да богу молился, так было бы лучше». Она любит свою дочь, мечтает выдать ее замуж за богатого дворянина, хотя и не верит, что такой найдется: «… девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег…»

Во время осады крепости Василиса Егоровна не может бросить мужа и готова быть рядом с ним и сражаться до последнего. Она вслед за мужем погибает от рук восставших казаков. Но перед смертью успевает назвать Пугачева «беглым каторжником», а его солдат «злодеями». Мы видим в ней сильную волевую женщину, не дрогнувшую перед лицом опасности.)

3) Образ Маши Мироновой   (слайд 12)

Более подробно остановимся на рассмотрении образа Маши Мироновой. Проанализируем эпизоды и определим, какие черты характера героини проявляются в различных ситуациях.

Работа в группах (слайд 13,14)

Выступление групп.  По ходу выступления учащиеся заполняют таблицу

Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина.

Группа

Эпизод романа

Черты характера

1

.Глава «Крепость» (первое знакомство с Машей Мироновой.

застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива, “трусиха”.

2

Глава «Любовь»

Нежность, заботливость, твердость характера, жертвенность

3

Главы «Осада города», «Сирота»,

Стойкость, непреклонность, смелость, мужество, верность

4

Глава «Суд»

Решительность, находчивость , ум, смелость

1группа 

«Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели», - так описывает Пушкин дочь капитана Миронова. Если подумать, то она не была красавицей, но и небезобразна. Мы можем отметить, что героиня застенчива, скромна, поминутно краснеет и всегда молчалива. Мать называет её «трусихой», Швабрин описал ее «совершенною ду­рочкою»...   Можно сказать, что Маша «вначале не нравится», «не производит никакого впечатления» на Гринева. Но нельзя судить по первому впечатлению, тем более что мнение о Маше вскоре у Гринева меняется. «Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. Мы познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку».

2 группа 

В душе Гринева просыпается, какое-то чувство.… И только в 5 главе Пушкин называет нам открыто это чувство – любовь. Обратим внимание на заботу Маши по отношению к Гриневу во время болезни после поединка со Швабриным. Простота и цельность ее чувства, естественность его проявления остаются незамеченными, и для современных молодых людей они не понятны: ведь Машу и Гринева связывает только духовная связь. Во время болезни Гринев понимает, что любит Машу и делает предложение руки и сердца. Но девушка ничего ему не обещает, а целомудренно дает понять, что тоже любит Петра Андреевича. Как известно, родители Гринева не дают согласия на женитьбу сына с капитанской дочерью, и Марья Ивановна отказывается выйти замуж за Гринева, жертвуя своей любовью ради любимого. Героиня повести была «воспитана в патриархальных условиях: в старину в брак без согласия родителей считался грехом». Дочь капитана Миронова знает, «что отец Петра Гринева – человек крутого нрава», и он не простит своему сыну женитьбы против его воли. Маша не хочет причинять боль любимому человеку, мешать его счастью и согласию с родителями. «Видно мне судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич, будьте хоть вы счастливы...» В этом эпизоде раскрывается глубина ее натуры, Маша, чувствуя ответственность за любимого, отказывается венчаться без родитель­ского благословения: «Без их благословения не будет тебе счастия». Так проявляется твердость ее характера, жертвенность. Мы не сомневаемся, что Маше тяжело, но ради любимого она готова отказаться от своего счастья.


3 группа 

Испытания, выпавшие на долю девушки, воспиты­вают в ней стойкость и мужество. Когда Швабрин под страхом смерти вынужда­ет ее выйти за него замуж, Маша предпринимает все возможное для своего спасения. Она готова умереть, лишь бы не стать женой Алексея Ивановича. «Я никогда не буду его женой: я лучше решилась умереть и умру, если меня не избавят». 
Оставшись сиротой, лишившись дома, девушка сумела выстоять, не утра­тив своих духовных качеств.

4 группа ( слайд 15)

Считая себя виновницей ареста Гринева и понимая, что ради спасения ее чести он ни за что не произнесет на суде ее имени, Маша ре­шается ехать в Петербург и самостоятельно составля­ет план действий, чтобы восстановить справедли­вость. Большую роль в этом сыграла и способность Маши располагать к себе людей, различных по харак­теру и социальному положению. В разговоре с императрицей она признается: «Я приехала просить милости, а не правосудия». Во время встречи Маши с императрицей «по-настоящему раскрывается характер капитанской дочки, простой русской девушки, в сущности, без всякого образования, нашедшей, однако, в себе достаточно «ума и сердца», твердости духа и непреклонной решительности, чтоб добиться оправдания своего ни в чем не повинного жениха.

- Обратите внимание на записи в правом столбце. Вы выписали черты характера героини.

- Как на протяжении романа постепенно меняется характер этой девушки? Сопоставьте первую и последнюю строки. (Маша – человек сильной воли. Из робкой, бессловесной “трусихи” она вырастает в смелую и решительную героиню, способную отстоять свое право на счастье. Именно поэтому роман назван в честь нее “Капитанская дочка”)

Семья – начало всех начал. И, прежде всего, на формирование характера Маши оказала влияние ее семья, воспитали чувство ответственности, долга, чести, совести. Доброта, порядочность, честность, радушие, бескорыстность – всё это присуще семье Мироновых .

5. Рефлексия. Подведение итогов урока ( слайд 14,15)

  • Какие нравственные поступки героев привлекают ваше внимание, вызывают восхищение?
  • О героине Пушкин пишет с особой любовью и добротой. Согласны ли вы с тем, что Маша Миронова  - нравственный идеал автора? (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).
  • Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею произведения, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

Рефлексия обучающихся

·         Нужно ли современной девушке обладать такими нравственными чертами?

Заключительное слово учителя. Рефлексия учителя

Произведение о далеких событиях, о людях 18 века, и теперь читается с неослабевающим интересом. Повесть преподносит нам  нравственные уроки, которые остаются в нашей памяти на всю жизнь. Главные герои Пушкина  учат нас тому, как поступать в сложных жизненных ситуациях, не теряя человеческого достоинства, не нарушая кодекса чести.

6. Домашнее задание   ( слайд 17, 18)

Высокий уровень

Ответить письменно на вопросы:

  • Что есть нравственная красота в вашем понимании?
  • Докажите, почему Маша Миронова – нравственный идеал А.С.Пушкина?

Средний уровень

 События, изменившие Машу Миронову. Динамика характера Маши.

Низкий уровень.

           Черты характера Маши Мироновой в начале повести и в конце.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные источники

1.      Бочаров Г.К. Система уроков по изучению повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». - М.: Просвещение, 1952.

2.     Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка»: Комментарии. – Л.: Просвещение, 1977. –191с.

3.     Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении // Пушкин в школе: Пособие для учителей / Сост. В.Я. Коровина. - М.: Просвещение, 1978. - С. 235 - 243.

4.     Коровина В.Я. Литература. 8 класс Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ В.Я.Коровина,              В.П.Журавлев,  В.И.Коровин. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 399 с.: ил.ISBN 978-5-09-037579-5.

5.      Макогоненко Г.П. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. - Л.: Худ. Литература, 1977. - С. 61 - 73.

6.     Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: Пути эволюции. - Л., 1987. –С.278-287.

7.     https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-po-poviesti-a-s-pushkina-kapitanskaia-dochka

8.     https://presentacii.ru/presentation/obraz-mashi-mironovoj-v-povesti-aspushkina-kapitanskaya-dochka

9.     http://900igr.net/prezentacija/literatura/a.s.pushkin-kapitanskaja-dochka-192753/marija-ivanovna-mironova-14.html

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Маша Миронова – нравственный идеал А.С. Пушкина.

Группа

Эпизод романа

Черты характера героини

1

Глава «Крепость» (первое знакомство с Машей Мироновой).

 

 

 

 

2

Глава «Любовь»

 

 

 

3

Главы «Осада города», «Сирота»,

 

 

 

4

Глава «Суд»

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Симоненко Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы, высшая категория

Симоненко Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы, высшая категория

Личностные: готовность к самообразованию и саморазвитию; формирование собственной точки зрения на основе анализа поступков героев; воспитание семейных ценностей, чувства патриотизма

Личностные: готовность к самообразованию и саморазвитию; формирование собственной точки зрения на основе анализа поступков героев; воспитание семейных ценностей, чувства патриотизма

Василиса Егоровна) «Я приехала просить милости , а не правосудия»

Василиса Егоровна) «Я приехала просить милости , а не правосудия»

Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми

Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми

Пугачеву. Он не боится быть повешенным, так как предательство для честного русского офицера страшнее смерти

Пугачеву. Он не боится быть повешенным, так как предательство для честного русского офицера страшнее смерти

Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели», - так описывает

Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели», - так описывает

Считая себя виновницей ареста Гринева и понимая, что ради спасения ее чести он ни за что не произнесет на суде ее имени,

Считая себя виновницей ареста Гринева и понимая, что ради спасения ее чести он ни за что не произнесет на суде ее имени,

Заключительное слово учителя. Рефлексия учителя

Заключительное слово учителя. Рефлексия учителя

Использованные источники 1.

Использованные источники 1.

Приложения Маша Миронова – нравственный идеал

Приложения Маша Миронова – нравственный идеал
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.12.2021