Конспект урока по литературе "Басни И. А. Крылова"
Оценка 4.6

Конспект урока по литературе "Басни И. А. Крылова"

Оценка 4.6
docx
12.03.2023
Конспект урока по литературе "Басни И. А. Крылова"
Басни И. А. Крылова.docx

Занятие 3

5, 7 классы

Раздел: Басни

Тема: Басни И.А. Крылова.

 

Цели:

Личностные: осмысление важности басен И. А. Крылова, воспитание непримиримого отношения к  лени, невежеству, наглости.

Регулятивные: развитие навыков контроля и взаимоконтроля, прогнозирования и целеполагания.

Коммуникативные: формирование собственного мнения по отношению к изучаемой проблеме, умения работать в паре, инсценировать художественный текст.

Познавательные: умение работать с текстом, выделять мораль басни.

Предметные: знакомство с особенностями жанра «басня», развитие умения находить в тексте олицетворение, аллегорию.

Ход занятия

1.     Организационный момент, настрой на занятие.

2.     Речевая разминка «Головоломки со словами» (набор карточек).

3.     Мотивация познавательной деятельности учащихся.

- О «герое» нашего занятия мне хотелось бы сказать словами М. Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова,

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим всё сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва,

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

 

- Кому автор посвятил эти строки?

- Мы уже знакомы со многими героями произведений И.А. Крылова. Перед вами кроссворд. Вам нужно его заполнить, и в центральной вертикальной строке получится ключевое слово.

 

 

1.      Щука тянет в воду, Рак пятится назад, а он рвётся в облака. Кто? (Лебедь)

2.      К кому приползла попрыгунья Стрекоза? (Муравей)

3.      Какое животное до сих пор в диковинку у нас? (Слон)

4.      «Голубушка! Как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» О ком эти строки? (Ворона)

5.      Она «под Дубом вековым наелась желудей досыта, до отвала». Кто? (Свинья)

Ученики: заполняют кроссворд, определяют ключевое слово «басня».

4.     Актуализация знаний.

А) Учитель: организует беседу по известному учащимся материалу.

- Давайте вспомним, что такое басня? Из чего она состоит?

- Как называется литературный приём, при котором животные птицы, насекомые, неодушевлённые предметы разговаривают, думают, переживают?

 - Объясните, что такое аллегория? Приведите пример.

Ученики:  используя литературоведческий словарь и текст о басне, дают определение понятиям: «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение».

- Да, ребята, басня – это небольшой занимательный рассказ в стихах и прозе с поучительным смыслом. В басне действуют не только люди, но и звери, птицы, насекомые и различные предметы. Зная природные нравы и повадки животных, баснописец наделяет их человеческими качествами. Читая басни, мы смеёмся над пороками людей. Но главная мысль всегда серьёзна, потому мораль содержит основной поучительный смысл. Давайте вспомним некоторые басни И. А. Крылова.

Учитель: предлагает вниманию детей 6 слайдов с иллюстрациями басен: «Ворона и Лисица», «Щука и кот», «Квартет», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь, Щука и Рак»,  «Трудолюбивый Медведь».

Б) Учитель: предлагает посмотреть слайды и вспомнить названия басен.

Ученики: просматривают слайды, записывают названия.

5.     Работа над басней «Свинья под дубом».

Этап

Учитель

Ученики

1

Включает аудиозапись басни, читает актёр А. Грибов.

Слушают аудиозапись и воспринимают текст.

2

Предлагает ученикам самостоятельно прочитать текст, определить главных героев.

Читают басню, называют героев.

3

Просит дать характеристику Дубу, какие человеческие качества он олицетворяет. Почему автор называет его вековым?

Характеризуют Дуб как мудрого, доброго. Назван вековым, потому что  накапливает много лет всё положительное, доброе.

4

Предлагает объяснить характер и интересы Свиньи.

Дают характеристику героине:  ленивая, глупая, прожорливая.

5

Предлагает объяснить роль Ворона в басне.

Характеризуют Ворона: умный, учёная птица, учит, убеждает Свинью, которая не хочет его слушать.

6

Предлагает найти мораль в басне и выразительно прочитать её.

Находят мораль и выразительно читают.

7

Просит письменно объяснить значение слов: порок, невежа, невежда. (Словарная работа).

На листах записывают своё определение этих слов, зачитывают и выбирают правильное.

8

Предлагает работу в парах. Показывает на слайде качества героев и просит разложить их на три группы для характеристики Свиньи, Дуба и Ворона.

(Качества на слайде: вежливость, наглость, мудрость, достоинство, тактичность, лень, неблагодарность, глупость, невежество, доброта, щедрость.)

Разделяют предлагаемые качества на три группы, затем осуществляют взаимоконтроль, оценивают друг друга.

6.     Инсценировка басен «Свинья под дубом», «Ворона и Лисица», «Стрекоза и муравей».

Работа в группах:

·        распределение ролей;

·        подготовка реквизита;

·        репетиционная читка басни по ролям;

·        выступление.

 

7.     Рефлексия «Шляпник».

Дети по кругу под музыку передают шляпу. Когда музыка заканчивается, тот, в чьих руках остался головной убор анализирует свою работу на занятии и делится впечатлениями.  


 

Занятие 3 5, 7 классы Раздел:

Занятие 3 5, 7 классы Раздел:

Щука тянет в воду, Рак пятится назад, а он рвётся в облака

Щука тянет в воду, Рак пятится назад, а он рвётся в облака

Предлагает объяснить роль Ворона в басне

Предлагает объяснить роль Ворона в басне
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2023