Конспект урока по литературе по теме «Саша Черный. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.» в 5 классе по учебнику «Литература» В.Я. Коровиной
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе по теме «Саша Черный. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.» в 5 классе по учебнику «Литература» В.Я. Коровиной

Оценка 4.9
docx
02.06.2021
Конспект урока по литературе по теме «Саша Черный. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник». Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.» в 5 классе по учебнику «Литература» В.Я. Коровиной
Горбунова С.В._С.Чёрный-Игорь-Робинзон.docx

Конспект урока

Тема: «Саша Черный. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник», Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного. Юмор в его рассказах.»

Учебная цель:

1) познакомить с биографией и творчеством Саши Черного;

2) рассмотреть образы детей, которые создаются в рассказе «Кавказский пленник»;

3) рассмотреть  на примере данного рассказа особенности юмористического героя.

Методы обучения: беседа, анализ произведения.

 

Ход урока

Сегодня мы обратимся к творчеству такого писателя и поэта, как Саша Черный.

Саша Черный – русский поэт, прозаик, журналист, получивший широкую известность как автор популярных лирико-сатирических произведений. Саша Черный -  это его псевдоним. Настоящее имя Александр Михайлович Гликберг. Он родился в Одессе в семье, в которой было пятеро детей, двоих из которых звали Саша. Блондина называли «белый», а брюнета — «чёрный». Так и появился псевдоним.

Саша тяготился обывательской средой, обстановкой в семье, где он никогда не знал материнской ласки. Мальчик бежал из дому. Он пережил множество трудностей и, не выдержав, вернулся домой. Но мать с отцом не приняли его. Роше, высокопоставленный чиновник из города Житомира, усыновил мальчика и стал для него настоящим отцом. Равнодушие и злоба родителей сменились добротой и вниманием приемного отца. До конца своей жизни Саша Черный будет в произведениях для взрослых остроумным и язвительным, а в произведениях для детей — нежным и добрым.
      Саша Черный страдал от несовершенства мира и своими сатирами старался побудить людей измениться. Добрыми рассказами для детей он хотел поддержать доброту и радость жизни в растущем человеке.

 

Дома вы читали рассказ Саши Черного «Кавказский пленник». Но прежде, чем приступить к анализу данного произведения, давайте подумаем, почему именно дети становятся главными героями? (Возможно, автор хочет показать, показать, что дети намного добрее взрослых. Ведь всегда искренние и отзывчивые, у них чистая душа. Взрослые же с годами утрачивают эти качества.)

Теперь давайте вспомним, какое произведение с таким же названием вы уже читали?

(Быль Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»).

Кто являются главными героями в рассказах у Льва Толстого и Саши Черного? (У Л.Н. Толстого – офицеры Жилин и Костылин, у Саши Черного - дети Валя, Катюша, Мишка).

В чем, как вам кажется состоят сходства и различия двух произведений?

(Если в рассказе Толстого показано, как главный герой Жилин вместе с Костылиным попадает в плен к татарам и как в дальнейшем они пытаются сбежать, то в рассказе Саши Черного данное событие становится игрой и даже шуткой. Вместо драматической истории перед читателем предстает история ироническая. И название рассказа Саши Черного оказывается иносказательным.)

В самом начале урока мы сказали, что сегодня мы рассмотрим, как в русской литературе выстраивается образ ребенка. Сначала давайте вспомним, при помощи каких средств создается образ героя в повествовательном произведении [рассказе]?

 

(Портрет- изображение внешности героя. Это один из приемов индивидуализации персонажа. Через портрет писатель часто раскрывает внутренний мир героя, особенности его характера. 

Поступки героев. Как и в жизни, характер героя раскрывается прежде всего в том, что делает человек, в его поступках. Сюжет произведения представляет собой цепь событий, в которых раскрываются характеры героев. О человеке судят не потому, что он говорит о себе, а по его поведению.

Речь. Это также одно из важнейших средств раскрытия характера героя, так как в речи человек полностью раскрывает себя. 

Отношение автора к героям.

 

Нарисовать схему на доске. Ученики рисуют ее у себя в тетрадях.

 Образ героя

         

   сравнение

          

    портрет

 

     деталь

 

       речь

 

поступки героев

 

отношение автора

 

На основе перечисленных средств давайте с вами рассмотрим, как автор создает образ детей.

Сначала обратимся к началу рассказа.

Какое время года изображено? Почему именно весна? (Автор описывает именно это время года, так как все оживает, расцветает; все вокруг улыбаются, веселятся. Описываются естественность, чистота природы. Это можно сравнить с душой самого ребенка. ).

(Так весело было в саду! Цвела черемуха, высоко в воздухе вздымая пенистые гроздья цветов. Сережки на березах уже отцвели, но сквозным кружевным шатром зыбилась на ветру молодая, еще изумрудная листва. На старой лиственнице у пристани по всем лапам свежо зеленели пучками мягкие иголочки, и между ними алые точки — цвет. На клумбе темными сморчками повылезли из теплой земли еще не развернувшиеся листья пионов.

Почему автор вводит описание животных?

Воробьи стайками перелетали с клена на березу, с березы на крышу сарая: кричали, кувыркались, дрались, — просто так, от избытка жизни, как дерутся школьники, разбегаясь по домам после уроков.

Тузик : « <…> по ту сторону, распластавшись почти до земли, шоколадно-черная такса, по эту — дворняжка Тузик, лохматая серая муфта с хвостом в виде вопросительного знака…».

«Всем было весело в тот весенний день: воробьям на крыше сарая, таксе и дворняжке, отдыхавшим у ворот после гонки вдоль набора, неизвестным мальчишкам в привязанной лодке, молодым англичанам, выплывавшим на гичке к Стрелке, писарям и девушкам на Крестовке. Даже чья-то старая-старая бабушка, отдыхавшая по ту сторону сада в плетеном кресле на балконе, подставляла легкому ветру ладонь, шевелила пальцами и улыбалась: так мирно блестела сквозь зеленеющие вершины река, так плавно звучали на реке голоса, так бодро, отставив генеральский хвост по ветру, шагал по двору рыжий петух мимо самого носа распластавшейся на теплом бревне кошки…»

(Показать естественность поведения животных, которые похожи на маленьких детей: они так же всему радуются, как и дети)

 

Как вы думаете, почему автор вводит в начале рассказа описание природы, изображение радости и веселья, царившие в жизни города?

(Автор вводит столь подробное описание природы и веселое настроение города для того, чтобы показать, что природа также естественна и невинна, как и душа ребенка. Ведь не случайно затем возникает образ детей.)

Теперь, что можем сказать о портрете главных героев. Какими они предстают перед нами?

Перед закрытой стеклянной дверью, ведущей из столовой в сад, стояли, прижав к стеклу носы, две девочки, две сестры. <…> У старшей Вали даже слезинка блестела на щеке, вот-вот капнет на передничек. А младшая, Катюша, надутая — пренадутая, сердито смотрела на скворца, сдвинув пухлые брови,- точно скворец ее куклу клюнул или через форточку пышку с маком унес. Им было грустно, так как они прочитали «Кавказского пленника» (Валя и Катюша)

Через портретные зарисовки мы видим, что автор по-доброму относится к детям. Ведь они маленькие, милые, симпатичные.

Миша: Играть иди! Через минуту Миша, дожевывая баранку, стоял перед сестрами. Он был совсем еще маленький, мальчик с пальчик, в надвинутом до самого носа картузе и привык во всем подчиняться девочкам из флигеля.

Он был маленьким, уважал и слушался старших, даже если они были чуть старше, чем он.

 

При помощи каких языковых средств создается внешность героев?

(При характеристике героев автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, при помощи которых возникает образ маленьких, милых детей. )

 

Почему девочки были печальными? (Им было жалко главного героя Жилина из одноименной были Толстого. )

 

Как создается портрет на речевом уровне? Что свойственно для детской речи?

1.     Автор использует множество восклицательных предложений:

 Вон! — закричала Катюша и топнула каблучком в пол.

— Постой, не кричи. — Сказала Вала. — И вот, когда она научилась читать по-русски, она тихонько удрала к Жилину… И ПОТОМ вышла за него замуж.

Катюша даже взвизгнула от удовольствия, так ей понравился такой конец.

2.     Короткие предложения.

А где ж мы пленных возьмем? — спросила младшая, с наслаждением втискивая в глубину каблуком пустой вазон.

— Мишку посадим…

— Ну. конечно! А кто будет Диной?

— Я!

— Нет, я!..

— Нет, я!..

 

3.     Имитируют речь старших:

Постой, не кричи. — Сказала Вала. — И вот, когда она научилась читать по-русски, она тихонько удрала к Жилину… И ПОТОМ вышла за него замуж…

Выкуп? Но Жилин бедный. И все равно обманет…Что с него взять? А Тузик? Ведь он — Костылин, он богатый…

« Я попался им в лапы. Пришлите пять тысяч монет. Любящий вас пленник».

4.     Диалог присутствует в большей степени.

5.     Использование слов в несвойственном им значении:

Постой, не кричи. — Сказала Вала. — И вот, когда она научилась читать по-русски, она тихонько удрала к Жилину… И ПОТОМ вышла за него замуж

Покидали Мишке игрушки, а он их вихрем все сразу назад выбросил.

— Не так скоро! Чучело какое…

« Я попался им в лапы. Пришлите пять тысяч монет. Любящий вас пленник».

 

Руководствуясь речевыми характеристиками героев, можем ли мы сказать, что дети смешные, наивные? Почему вы так решили? (Да, мы можем сказать, что дети вызывают у нас умиление. Ведь ребята порой употребляют слова в несвойственном им значении, что не может не вызвать у читателя улыбку. Это вызывает также умиление. )

В этом случае мы можем говорить о том, что в основе всего повествования лежит юмор. Юмор – смех веселый и доброжелательный. Поэтому не случайно возникает образ ребенка. Ведь ребенок всегда открыт и доброжелателен миру. Поэтому другие формы комического (ирония и сарказм) никогда не будут присутствовать в произведениях о детях. Чаще они присутствуют в мире взрослых.

 

В каких случаях мы еще можем говорить о присутствии юмора в данном рассказе? Что это за ситуации, которые вызывают у нас улыбку?

1.     Тузик становится адъютантом: «Неизменный адъютант Тузик, виляя косматым хвостом, подбежал к девочкам».

2.     Татар девочки решили высечь крапивой: «И больно-пребольно велел их высечь! — обрадовалась Валя.- Крапивой! Вот вам, вот вам! Чтоб не мучили, чтоб в яму не сажали, чтоб колодок не надевали…Не кричать! Не сметь кричать… А то еще получите».

3.     Девочки стреляли в Мишу, изображая нападение татар, а тот не падал, лишь «дерзко фыркнул»:

Паф! Паф-паф!- закричали девочки с двух сторон. — Что ж ты не падаешь?! Вались с лошади, сию минуту вались…

— Не попали! — Мишка дерзко фыркнул, брыкнул ногой и помчался вдоль забора.

— Паф! Паф!

— Не попали

4.     «Странное» поведение пленников в яме: «Пленники вели себя очень странно. Хоть бы попытались удрать что ли… Катались весело по коврику, задрав кверху ноги и лапы, и обдавали друг друга охапками ржавых листьев

5.     Девочки бросали в яму «лепешки» Мише, а ловил их Тузик: «С «лепешками» тоже вышло не совсем хорошо. Первый пирожок поймал на лету Тузик и с быстротой фокусника его проглотил. Угрем из-под Мишкиной подмышки вырвался, — проглотил и второй… И только третий удалось передать на палочке кавказскому пленнику.»

 

Как автор относится к детям? Как вы это поняли? Как это видно?

Автор с любовью относится к детям. Это достигается благодаря наличию описания природы, сравнению героев с животными (Миша – мышонок, в конце, ребята жмутся к маме, как котята), интерьера, уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Особенно это видно благодаря авторскому перечислению поступков:

 Валя и Катюша из-за жалости к Жилину решили переделать сюжет и превратить

Девочки не стали сечь татар крапивой, а отпустили их.

Девочки для удобства принесли постельный коврик.

В конце девочки присоединились к «пленникам» и на облака стали смотреть.

 

Как эти ситуации характеризуют детей? (Дети выдумщики, фантазеры, добрые, отзывчивые, мечтательные, миролюбивые).

Почему дети не хотели быть Костылиным? (Никто из детей не хотел быть предателем.)

Понравилась ли вам эта детская игра?

Какой она вам показалась - веселой, смешной, наивной?

Вывод:

Ребята, мы с вами в начале урока задались таким вопросом: «Почему именно дети становятся главными героями в рассказе Саши Черного?». Опираясь на проделанную работу, давайте ответим на поставленный вопрос.

(В данном рассказе  дети становятся главными героями, так как в русской литературе они становятся любимыми персонажами. Ведь ребенок символизирует собой чистоту, глубину души, отзывчивость. Такие качества взрослый человек порой утрачивает Поэтому для автора весьма важно показать, как было бы здорово, если эти качества навсегда сохранились в людях.)

 

Для справки:

Юмористический рассказ – небольшое произведение, рассказывает об одном  случае из жизни героев.

Юмор – изображение героев в смешном виде.

Юмор – смех веселый и доброжелательный.

 

Домашнее задание:

Прочитать рассказ Саши Черного «Игорь-Робинзон». Подумайте и напишите ответ на вопрос: «как в данном рассказе автор создает образ ребенка?», опираясь на схему, записанную в тетради.


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока Тема: «Саша Черный

Конспект урока Тема: «Саша Черный

Теперь давайте вспомним, какое произведение с таким же названием вы уже читали? (

Теперь давайте вспомним, какое произведение с таким же названием вы уже читали? (

На основе перечисленных средств давайте с вами рассмотрим, как автор создает образ детей

На основе перечисленных средств давайте с вами рассмотрим, как автор создает образ детей

Показать естественность поведения животных, которые похожи на маленьких детей: они так же всему радуются, как и дети)

Показать естественность поведения животных, которые похожи на маленьких детей: они так же всему радуются, как и дети)

Вон! — закричала Катюша и топнула каблучком в пол

Вон! — закричала Катюша и топнула каблучком в пол

Это вызывает также умиление. )

Это вызывает также умиление. )

Валя и Катюша из-за жалости к

Валя и Катюша из-за жалости к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2021