Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №11
Конспект урока по литературе в 10 классе
«Лучше добрым на свете жить»
(на подступах к изучению романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)
с применением технологии Е.Н.Ильина.
учитель Желтунова Н.А.
Лучше добрым на свете жить…
Чтобы поверить в добро,
надо начать делать его.
Л.Н. Толстой
Цель урока:
· активизация познавательной деятельности учащихся;
· формирование навыков самостоятельного решения проблем;
· развитие коммуникативных навыков учащихся;
· подготовка учащихся к восприятию романа.
Оборудование:
· портрет Л.Н. Толстого,
· выставка произведений писателя,
· схема-конспект «Круг»,
· плакат с высказываниями Л.Н. Толстого о добре,
· толковые словари,
· стенды, посвященные жизни и творчеству Л.Н. Толстого.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы с вами говорили о жизни Л.Н. Толстого, о его друзьях и современниках, о его любимой музыке. Совершили заочную экскурсию в Ясную Поляну. Вспомнили исторические события, свидетелем которых был Лев Николаевич. Исследуя дневниковые записи, мы сделали вывод, что Л.Н. Толстой был очень требовательным к себе человеком, глубоким мыслителем, а еще составителем и автором мудрых мыслей. Мы попытались понять, от чего зло на свете. А ответ на этот вопрос искали в басне Толстого.
Сегодня я предлагаю вам поговорить о добре.
а) Запись темы урока и эпиграфа.
б) Слово учителя.
Эпиграфом к уроку я взяла слова Л.Н. Толстого.
Но мы не сразу начнем рассматривать, как понимал добро Лев Николаевич. Мы расширим границы темы, чтобы убедиться в ее глубине и актуальности.
Сегодня на уроке мы вспомним лирику о добре, обратимся к народной мудрости о добре, проведем небольшую исследовательскую работу со словарем. Попытаемся ответить на вопрос: нужно ли добро сегодня. И в заключение обратимся высказываниям Толстого о добре.
А начать мне хотелось бы со стихотворения Э. Асадова «Доброта»
2. Чтение стихотворения наизусть (учитель).
а) Проблемный вопрос классу.
Нет ли противоречия? С одной стороны автор советует «лучше добрым на свете жить», а с другой – призывает идти на разрыв, на разлуку, то есть не признает никаких компромиссов.
б) Беседа с классом.
3. Лирика о добре (читают учащиеся).
Стихотворение Куняева 1965 г.
Стихотворение Куняева 1959 г.
А. Яшин «Спешите делать добрые дела
а) Проблемный вопрос классу.
Какова главная мысль прочитанных стихотворений?
б) Беседа с классом.
Вывод. Добро должно быть с кулаками… то есть человек должен быть добрым, а не добреньким. Порой, чтобы сделать добро, принести какое-либо благо людям, нужно быть решительным, твердым, последовательным в своих действиях. А вот мягкость, уступчивость – часто не помощник.
И еще добро надо делать, а не только собираться, а то, как герой А.Яшина, можно, к сожалению, не успеть.
4. Народная мудрость о добре.
Учащиеся подготовили пословицы и поговорки о добре. Класс должен их прокомментировать.
Доброе дело само себя хвалит (русская пословица).
Добро творишь – себя возвышаешь,
зло творишь – себя унижаешь (бирманская пословица).
Добро творить – себя веселить (русская пословица).
Доброта без разума пуста (русская пословица).
Слабый поневоле добр (абхазская пословица).
Злой и тот, кто добр только для себя (грузинская пословица).
Добро – изнанка зла (японская пословица).
Задание: прокомментируйте понравившуюся пословицу.
5. Авторские высказывания о добре.
Лучшее в добрых делах – это желание их утаить. (Паскаль).
Некоторые считают, что у них доброе сердце, хотя на самом деле у них лишь слабые нервы. (М. Эбнер-Эшенбах).
Доброту людскую видит глаз,
Если сердце доброе у нас. («Кабус-Наис»).
Будь добрым к тем, кто от тебя зависит. (Аттар).
Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. (В.О. Ключевский).
Добро есть жизнь. (Н.Ф. Федоров).
Задание: прокомментируйте понравившееся высказывание.
6. Работа со словарем.
а) Мы говорили о добре с точки зрения чувств, эмоций. А что же такое добро с научной точки зрения? Обратимся к словарю. Что такое добро?
Добро – все положительное, хорошее.
Подберем с этим корнем слова, относящиеся к теме нашего урока.
Добродетель - Благоволение (устар.) –
Добродетельный - Благовоспитанный (устар.) –
Добродушие - Благодарственный (устар.) –
Добродушный - Благодать (устар.) –
Доброжелатель - Благодетельный (устар.) –
Доброжелательный - Благодетель (устар.) –
Добронравие (устар.) - Благодетельница (устар.) –
Добронравный (устар.) - Благодетельствовать (устар.) –
Добросердечный - Благоденствие (устар.) –
Доброта - Благонравный (устар.) –
Доброхот (устар.) - Благорасположение (устар.) –
Доброхотство (устар.) –
Добрый – несущий добро, благо.
Благо – благополучие, счастье, добро.
б) Найдем в словаре однокоренные слова.
Сейчас, работая со словарем, не знаю, заметили ли вы, часто звучала помета устар. В связи с этим приходят на память строки известной поэтессы Бэлы Ахмадулиной:
Я справочника не внемлю соблазнам:
От простодушной старины устав,
Все, что в родстве с добром или со благом,
Он устранил отставкою «устар.».
в) Проблемный вопрос классу.
Может действительно в наш стремительный век утратили свое место в жизни добро и благо? Может они устарели?
7. Задание: напишите сочинение – миниатюру на тему «Нужно ли добро сегодня?»
Проверка 2-3 работ.
Я думаю, что добро просто необходимо. Как же можно прожить без хорошего и положительного?! И зачем вообще тогда жить? Чтобы нести зло, то есть разрушать, убивать… Нет, ради этого не стоит. Известное выражение гласит: «Красота спасет мир.» Если его немного перефразировать, то получится: доброта спасет мир. Хочется верить, что именно так и будет.
8. Л.Н. Толстой о добре.
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе.
Делая добро, будь благодарен за это.
Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро. Сознание доброй жизни, без одобрения за нее людей, есть лучшая награда доброй жизни.
Доброта для души – то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею.
Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба.
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
а) Задание: записать цитаты в тетрадь, устно прокомментировать.
б) Проблемный вопрос классу.
Как вы поняли выражение: «Делай добро тайно»?
Беседа с классом.
Слово учителя. Не помню, где я прочитала эту историю, но она меня поразила. Один человек во время войны, рискуя жизнью, исключал из списков военнопленных, приговоренных к расстрелу. Об этом он никому не рассказывал, даже после войны своей семье. Много лет спустя при работе с архивными документами открылся этот факт. Было установлено, что таким образом удалось спасти 669 человек. Благодарные потомки разыскали этого человека. Каково же было удивление его жены, которая ни о чем даже не подозревала. Его спросили, почему он об этом никому не рассказывал. На что он ответил: «Меня об этом никто не спрашивал». Человек делал добро тайно, он не ждал за это благодарности. Когда посчитали всех детей и внуков, которые родились у спасенных людей, их оказалось 5000 человек.
9. Работа по басне.
На прошлом уроке мы с вами, работая с басней Л.Н. Толстого, ответили на вопрос: от чего зло на свете. Сейчас я предлагаю вам подобрать антонимы к вашим ответам и записать, от чего бывает добро на свете.
Зло Добро
от голода от сытости
от любви от ненависти
от злости от доброты
от страха от смелости
от тела от души
свой ответ антоним
Задание: прокомментируйте ответы второго столбика. Не заметили ли вы какого-нибудь противоречия? Возможно ли, творить добро, ненавидя?! Попробуйте смоделировать ситуацию. Человек на войне, ненавидя врага, готов отдать свою жизнь за Родину, потому что любит ее.
10. Заключительное слово учителя.
Сегодня мы поразмышляли о добре. Услышали голос современных поэтов и обратились в глубь веков. Высказали свою точку зрения и сверили ее с мудростью великого Толстого. К пониманию добра Толстым мы только прикоснулись. На последующих уроках к этой теме мы еще не раз будем возвращаться. Дело в том, что роман «Война и мир», к изучению которого мы приступаем, глубоко философское произведение. В нем более 550 действующих лиц. Заглавие романа неоднозначно. Оно образно передает смысл произведения. Война – это не только боевые действия и сражения, а мир – отсутствие их. Роман прежде всего о людях, о народе. И делятся персонажи Толстого на два больших лагеря: войны и мира.
Мы знаем, что Л.Н. Толстой – участник Крымской войны. Под войной писатель подразумевает все дурное, злое, вредное. И к лагерю войны относятся не те, кто участвует в сражении, а те, кто несет зло другим.
Кто читал роман, вспомните некрасивую сцену борьбы за наследство графа Безухова, поведение Анатоля Курагина, Элен. Эти герои не участвуют в войне, но они окружающим несут зло, сеют вражду, их действия разъединяют людей. Поэтому их место в «лагере войны». Люди, несущие добро, это люди мира. Это Кутузов, это семья Ростовых, семья Болконских.
Я думаю, изучение темы добра и зла поможет нам понять глубокую философскую мысль, заложенную автором в романе «Война и мир».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.