Литература. 5 класс.
Тема: «Н.А. Некрасов. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа.
Планируемые результаты:
Личностные: осознает познавательную задачу, читает и слушает, извлекает нужную информацию а также самостоятельно находит ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Метапредметные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Предметные: владеть навыками анализа поэтического произведения уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенности звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение)
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация к уроку.
Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
Обучающийся с ОВЗ (ЛУО) - И. А. Крылов. «Слон и Моська» Обучающийся с ОВЗ (УУО) – В.Орлов «Ученый кот»
Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы с вами познакомимся со стихотворением Н.А. Некрасова «На Волге». Это лирическое повествование взрослого человека о пережитом в детстве. В нем звучит глубокая боль поэта за страдающий под игом векового рабства народ, звучат размышления о причинах его беспредельной покорности. Я думаю, что все это найдет горячий отклик в ваших молодых сердцах. |
Ученики читают тексты
Слушают учителя, отвечают домашнее задание.
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
Ребята, вспомните, в каких произведениях вы читали о жизни русского крестьянина: что вы узнали из них о народе? (учащиеся называют произведения, говорят о нужде, страданиях, бесправии, непосильном труде народа в России 19 века)\
- В стихотворении «На Волге» нам откроется новая картина бедственного положения и тяжелого труда народа – бурлачество. Гонимые нуждой и голодом, тысячи крестьян нанимались в бурлаки – тащили вверх, против течения реки тяжелые баржи. Надрываясь, брели они по песку, по камням, по воде, тянули лямку. Безмерно низко оплачивался этот нечеловеческий труд, поэтому сложилась пословица: «Лямкой богатства не вытянешь». Обратите внимание на картину Репина «Бурлаки на Волге», она поможет вам конкретно представить тяжкую судьбу бурлаков. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.
|
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
4.
Изучение нового материала.
Практикум. Исследование текста.
|
1) Выразительное чтение стихотворения «На Волге», словарная работа. 2) Беседа с ребятами: - Что вы узнали о поэте, читая (слушая) это произведение? (Поэт давно не был на родине, на Волге, рад, что вернулся. Он очень любит Волгу, с радостью всматривается в родные места, но, услышав стоны бурлаков, вспоминает детство.) - Обращается внимание на композицию произведения. Предлагается самостоятельно перечитать стихотворение про себя и отметить карандашом на полях: 1 группа – какие строки говорят о настоящем времени, 2 группа – какие строки говорят о прошлом времени.(1 часть стихотворения до слов «О Волга! Колыбель моя…» - настоящее время; стоны бурлаков переносят Некрасова в прошлое; последняя часть – обращение к бурлаку – вновь настоящее время). - Чтение первых восьми строк. Предлагается учащимся задуматься над словами …Целый час стою Недвижно, хмурюсь и молчу. - Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку? (Любовь, восторг от ее красоты) - Найдите поэтические выражения переживаний автора. (Ребята выписывают эпитеты, передающие эти чувства поэта) - Как говорит о Волге Некрасов? (Светло, безмятежно) - В какой момент настроение автора резко меняется? Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков? (Появляются бурлаки, их стоны уж очень не подходили к светлой картине реки. Поэтому дрогнуло сердце поэта.) - Некрасов прямо не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу это почувствовать. Как? - Как рассказывает Некрасов о своей детской любви к Волге? Какой он видел Волгу до своей встречи с бурлаками и какой она показалась ему после? - Найдите два пейзажа, резко контрастирующие один другому, и озаглавьте их. («Волга – колыбель моя», «Река рабства и тоски») - Изменилась природа или отношение будущего поэта к ней? (Волга все так же величава и светла; но мальчик не узнает своей реки – зелень перестала манить, птицы кричат пронзительно и зловеще…) - Что же заставило Некрасова посмотреть на все другими глазами? Что он пережил? (Первая встреча с бурлаками в детстве глубоко потрясла мальчика. Он побежал за ними и услышал их разговор. |
Начинают анализировать произведение, отвечают на вопросы, комментируют ответ
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний.
|
Стихотворение “На Волге” (1860). В этом стихотворении нам откроется новая сторона бедственного положения народа – бурлачества. Бурлаки. Кто они? - Как понимаете пословицу “Лямкой богатства не вытянешь”? Словарная работа. Бурлаки – в старину: рабочий в артели, которая вдоль берега против течения тянет суда бечевой. Бечева – прочная толстая веревка, канат. Удел – 1) В феодальной Руси: земли, недвижимое имущество.2)В царской России: земли, недвижимое имущество (до 1863 года также крестьяне), принадлежащие царской семье. Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение.
Беседа после прочтения по вопросам? - Какое “место” в стихотворении особенно затронуло за живое? Почему? - Как построено стихотворение? - А как мы называем то, что было когда-то? (прошлое) - А как называем то, что происходит сейчас? (настоящее) Вывод: находясь в “настоящем”, поэт переносится воспоминаниями в “прошлое”. Здесь показаны детские переживания и впечатления зрелого человека. Учитель: Давайте отметим, какие строки говорят о “настоящем”, а какие посвящены воспоминаниям, т.е. “прошлому”. (“О Волга! Колыбель моя…” Возвращаемся к первым 8 строкам стихотворения, прошу подумать над тем, какие мысли скрываются за словами: Целый час стою неподвижно,
- Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку? - Что говорит о том, что эпитет “родной” повторяется трижды? - В какой момент оно резко меняется? - Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков? - Некрасов не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас почувствовать эту тяжесть. Как? - А пение? Что собой представляет песня? Какое чувство вызывает? (Когда они подходят, стоны переходят в крик, который затем превращается в вой). - Ребята, жалко ли вам этих людей? Что бы вы для них сделали, если была бы возможность? - Бурлаки встретились Некрасову на Волге. А эту реку он называл “колыбелью” любовно. Потом назвал ее “рекою рабства и тоски”. Почему? - Как вы думаете, изменилась сама Волга, пейзаж или что-то другое? (Перечитать разговор бурлаков) - Какие слова могли повлиять на мальчика? - Какой бурлак привлек ваше внимание? - Почему же он произвел такое сильное впечатление, что поэт до сих пор как бы видит его перед собой? - Вот, ребята, как вам было жалко бурлаков, так же жалко было и мальчику смотреть на несчастья людей. Он увидел взгляд одного из бурлаков, этот взгляд был как бы укором. К кому он относился? Почему мальчику стало неудобно, почему он посчитал себя виноватым? Как думаете? (Перечитываем последнюю часть стихотворения)
- Как можно ее назвать? (Размышления о бурлаках. Дума о судьбе бурлака) - Поэт задумывается над причинами такого бедственного положения народа. В чем же причина? Как вы считаете? (Покорность, которая переходила из поколения в поколение) - Найдите строчки, в которых поэт особенно отчетливо говорит о народном долготерпении. Его отношение? (Упрек и призыв: “Чем хуже был бы твой удел, |
Анализируют песню, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
А теперь, ребята, посмотрите внимательно на портрет Н.А. Некрасова. Что видится вам в чертах его лица? (Выражение скорби на лице: тяжело сведены к переносице брови, боль, страдание во взгляде, складки у губ. Этот портрет воспринимается как иллюстрация к стихотворению: таким мы представляем поэта, пришедшего на берег Волги после долгой разлуки с ней. Горькие думы не выливаются в отчаяние, а рождают протест против зла) |
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. «Синквейн»
|
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание. |
1. Подготовить связный рассказ на вопрос № 4 учебника. 2. Описать волжскую природу; выразить свое понимание главной мысли стихотворения. 3. Составить рассказ о том, что изображено на картине Репина «Бурлаки на Волге. |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.