Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема:"Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки..."
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема:"Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки..."

Оценка 4.9
doc
21.04.2020
Конспект урока по литературе в 5 классе. Тема:"Н.В.Гоголь "Вечера на хуторе близ Диканьки..."
Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки..doc

 

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: «Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки. Ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Страшная месть».

Цели:  познакомить учащихся с личностью писателя и его произведениями; рассказать об истории создания сборника “Вечера…”; научить характеризовать героев повести “Майская ночь”.

Планируемые результаты:

Личностные: знать, какие еще повести входят в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Метапредметные: умение работать с учебником, выделять главное в тексте, отвечать на поставленный вопрос, установление ассоциативных связей с иллюстрацией

Предметные: иметь общее представление об их содержании, художественном своеобразии; уметь строить монологическое высказывание, пересказывать эпизоды

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор, интерактивная доска, индивидуальный раздаточный материал.

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

 

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

 

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

 

 

Показывают тетради с д/р, задают  вопросы, возникшие при выполнении д/р

 

 

Принцип психологической комфортности.

 

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
 
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

Н.В.Гоголь – гениальный писатель, который заявил о себе в 1831 году своим сборником «Вечера на хуторе близ Диканьки», включившим в себя 8 повестей. Критики высоко оценили эту книгу. Особенно был дорог отзыв Пушкина. Необыкновенным в этой книге было то, что автор, повествуя о жизни крестьян, смотрел на мир их глазами. Они живут просто и естественно. В их мире добро всегда торжествует над злом, любовь – над ненавистью, красивое – над безобразным.

 

- Я предлагаю вам ответить правильно на вопросы теста:

1. Даты жизни Гоголя (1799-1837, 1809- 1852)

2. Где родился Гоголь? (Васильевка, Михайловское)

3. Кто друг детства? (Капнист, Тургенев)

4. Где учился? (Лицей, Гимназия)

5. Первая книга какая? (“Пропавшая грамота” или “Книга всякой всячины”)

6. “Вечера на хуторе…” - это сборник или рассказ?

7. Кто помогал собирать материал для произведений? (мать, друзья)

 

 

 

 

 

Отвечают конспекты, работают с биографией автора

 

 

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

 

Беседа по произведениям:

- вот и завершается наше знакомство над творчеством Н.В.Гоголя.

- какие произведения вы прочли ?

- что вам больше понравилось, что общего в произведениях Гоголя ?

Сюжеты его повестей сказочны, реальная действительность в них причудливо переплетается с фантастическим вымыслом; наряду с людьми действуют мистические силы: ведьма, черт, колдун. Происхождение ведьм вызывает не страх, а веселый смех. Вот так просто, обыденно, появляется ведьма: «Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру. Тут через трубу одной хаты клубами повалил дым и пошел тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле».

 

- Скажите, в произведении «Ночь перед Рождеством» что хотел показать Гоголь, описывая в повести сельского голову, заседателя и губернских казаков.

«Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя – одна из самых весёлых повестей цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». Смеховая народная культура бьёт в ней ключом, мы слышим там отголоски языческих праздников, чувствуем атмосферу неудержимого веселья, рождённого полнотой жизни, и при этом всё здесь пронизано духом православия. Повесть начинается с имени Христа (на экране репродукция с иконы) («Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа») и кончается описанием сельской церкви, которую расписал искусный Вакула. (на экране – церковь).

В начале повести нарождается ясный месяц, возвещающий о приближении праздника Рождества Христова, и тщетно пытаются тёмные силы украсть и спрятать его от людей: свет оказывается сильнее тьмы. В конце произведения Гоголь рисует новую хату, перед которой стоит молодая красивая женщина «с дитятей на руках» как символ вечного обновления жизни, и женщина эта – Оксана, жена кузнеца Вакулы, - «самого набожнейшего из всего села человека».

А на протяжении всей повести посрамляются гордыня, прелюбодеяние, жадность, чревоугодие, зависть. Вознаграждается же трудолюбие, вера, верность, целомудрие… Всё это делает «Ночь перед Рождеством» чудесным рождественским подарком любому читателю.

Он нам дает понять, что над народом стоит темная сила власти. Он то и дело напоминает, что на свете существует и сельский голова, и грозный заседатель с «дьявольски сплетенною плетью, от которого «ни одна ведьма не ускользнет». Он знает на перечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков и сколько в сундуке лежит полотна…  Но не смотря на это, мы все же смеемся, читая повесть.

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Отвечают на вопросы учителя, формулируют тему и цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

4. Изучение нового материала.
Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать

 

- Какие наиболее смешные сцены вам запомнились? Расскажите. (2-3 ч.)

- Что помогло Гоголю правдиво рассказать о праздниках на Украине?

- Какие повести из цикла «Вечера на хуторе…» вы еще читали?

Расскажите о них.

- В конце нашей беседы я хочу прочитать слова А.С.Пушкина, которые я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку:

«Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без чопорная…» Согласны ли вы с его словами?

 

 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую речь.

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Раз- два: встали в ряд,

Наши пальчики болят.

Три- четыре: звёзды в небе,

Мы потянемся за ними.

Чтобы нам колядовать,

Нужно ноженьки размять:

Мы шагаем дружно в ряд:

Раз- два- три- четыре- пять!

Чтобы Гоголя читать,

Нужно глазки нам размять:

Смотрим влево, смотрим вправо,

Смотрим вверх, потом и вниз.

В Рождество мы все гадаем,

Чтоб нам лучше стало жить.

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

 

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

 

 

Выразительное чтение отрывка «Встреча с чертом».

 Стр. 158 – 159.

Оцените, пожалуйста, чтение ученика, укажите его достоинства и, может быть, недостатки.

А теперь поговорим о первом герое, с которым встретились в повести – о черте.

1. Каким мы видим черта?

2. Почему черт смешон, а не страшен?

3. Какие черты внешнего облика делают его похожим на заезжего иностранца? Почему черт так ведет себя? Обратимся к живописи. Перед Вами черт. Рассмотрите его внимательно. Прав ли художник в своем видении героя? Что можно изменить? Что получилось удачно?

 

- Как ведет себя Оксана после прихода кузнеца?

- Справедлива ли героиня?

- Какой Вы увидели Оксану в этой сцене? (Насмешливая, бессердечная, жестокая, суровая, бесчувственная, скромная, непостоянная, избалованная, капризная).

 

- Что вы узнали нового на нашем уроке?

- С какими произведениями мы познакомились?

- Захотелось ли вам прочесть все 8 повестей?

- На каких героев вы хотели бы быть похожими?

- Возникло ли у вас желание продолжить знакомство с творчеством Н.В.Гоголя в старших классах?

Вот необыкновенная Рождественская ночь прошла.

   - Вспомните, о чём мечтали герои в ночь перед Рождеством? Всё ли исполнилось? Почему? (Не все желания были добрыми и честными, поэтому даже хорошо, что они не исполнились: это доказывает, что в Рождественскую ночь торжествует только добро и только очищение от греха открывает дорогу к счастью.)

- Какое из желаний хуторян труднее всего было исполнить? (Достать царицыны черевички и добиться любви Оксаны)

- А почему исполнилось именно оно? За что вознаграждён Вакула? (За веру и твёрдость духа, за любовь и верность, трудолюбие и настойчивость, смелость и находчивость)

- А почему прощены Оксане её гордыня и высокомерие?

(Она забыла о них, когда полюбила Вакулу, душа её обновилась, открылась добру и царицыны черевички оказались ей ни к чему: Оксана полюбила душу кузнеца, а не его подарки)   Оказывается, в Рождественскую ночь в самом деле случаются чудеса и исполняются самые заветные желания, но исполняются они для тех, кто заслуживает этого, потому что рождественская ночь не только ночь чудес, но и ночь справедливости.

 

 

 

Анализируют песню, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей,
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

 

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Понравился ли вам урок?  Что показалось интересным?  О чем хотелось бы узнать?

  Любой человек – это мир. А у каждого свой мир. Писатели, поэты – особенные люди. И каждый открывает мир этих необыкновенных людей по-своему. Сегодня мы сделали первые шаги в мир удивительного писателя. Пусть сегодняшняя тропинка не прерывается, пусть она перерастет в большую дорогу. И пусть творчество Гоголя находит в вашей душе скромное место

 

                        

 

Делают вывод

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

«Синквейн»

Заколдованное место 

Таинственное, страшное

Манит, увлекает, притягивает

Опасайтесь заколдованных мест

Это обман

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

 

 

 

Конспект биографии Н.А.Некрасова.

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Словарная работа. Соедините слово  и его лексическое значение.

 

• Баштан

• Волость 

• Кавун

• Комора 

• Кухоль

• Левада 

• Люлька 

• Сопилка 

• Цибуля  

• Черевики 

• Чумаки

 

• арбуз

• малороссияне, едущие за солью 

  и рыбою, обыкновенно в Крым

• место, засеянное арбузами и

     дынями

• башмаки

• лук

• в Древней Руси: местность, 

          область, подчиненная одной власти

• глиняный кувшин

• береговые лиственные леса, 

          заливаемые в половодье   

• трубка

• амбар 

• украинский народный

          музыкальный инструмент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Конспект урока по литературе в 5 классе

Конспект урока по литературе в 5 классе

Вечера на хуторе…” - это сборник или рассказ? 7

Вечера на хуторе…” - это сборник или рассказ? 7

Он знает на перечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков и сколько в сундуке лежит полотна…

Он знает на перечет, сколько у каждой бабы свинья мечет поросенков и сколько в сундуке лежит полотна…

Справедлива ли героиня? - Какой

Справедлива ли героиня? - Какой

Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Словарная работа. Соедините слово и его лексическое значение

Словарная работа. Соедините слово и его лексическое значение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020