Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема: "Образ Маши Мироновой"

  • docx
  • 21.04.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Литер. 8 кл.М.Миронова.docx

 

Литература. 8 класс

Тема урока: «Маша Миронова - нравствен­ная красота героини по­вести А.С. Пуш­кина «Капитанская дочка».

Планируемые результаты:

Личностные результаты: выразительное чтение поэтических текстов;

Метапредметные результаты:

Познавательные: уметь синтезировать по­лученную информацию для составления ответа(тест).

Регулятивные: уметь выполнять учебные действия (отвечать на вопросы теста); пла­нировать алгоритм ответа, работать само­стоятельно.

Коммуникативные: уметь строить моноло­гическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты: умение  анализи­ровать текст повести с позиции ее идей­но-тематической направленности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор, интерактивная доска.

 

Ход урока

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности  к уроку, организует внимание

Готовят рабочее место

2. Актуализация опорных знаний

1. Проверка д/з

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся. 

 

Вступительное слово учителя.

Сегодня  на уроке перелистаем страницы повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», где в высшей степени проявляется благородство и нравственная красота героев. Тема  урока: «Маша Миронова. Душевная стойкость и нравственная красота героини».

Я хочу привлечь ваше внимание к эпизодам, раскрывающим честь и благородство героев, их душевную красоту. Вы сейчас находитесь в том возрасте, когда формируются ваши взгляды на жизнь. И, я надеюсь, что нравственные уроки повести вам в этом помогут. Продолжаем работу по формированию умения понимать смысл, не выраженный словами, развитию навыков анализа текста, работу по обобщению  и систематизации  материала.

Показывают тетради с д/р, задают  вопросы, возникшие при выполнении д/р

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, пытаются сформулировать тему и цель урока

 

 

 

 

3. Постановка цели и темы урока.

 Изучение нового материала

Ставит перед учащимися проблему.

 

В каком же значении слово «честь» употребляется в повести?  (в первом значении).

  • Выясним, что же такое честь, репутация, нравственность, совесть в словаре Сергея Ивановича Ожегова?  (индивидуальное домашнее задание) 

ЧЕСТЬ

1. Достойные уважения и гордости моральные качества человека; его соответствующие принципы. Долг чести. Дело чести (касается чьейн. чести). Задеть чью-н. ч. Суд чести (офицерский).

2. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя. Ч. семьи. Береги ч. смолоду 

РЕПУТАЦИЯ

Приобретаемая кем-чем-н. общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-чего-н. Хорошая, плохая р. Незапятнанная р.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Внутренние, духовные качества, к-рыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности.

СОВЕСТЬ

Чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом. Люди с чистой совестью. С. нечиста у кого-н.

  • Итак, определения нравственных категорий запишем в тетрадь:

Честь – хорошая, незапятнанная репутация.
Репутация – общественная оценка.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе.
Совесть – чувство нравственной ответственности перед окружающими людьми.

2) Беседа по вопросам   (на первичное восприятие образа Маши Мироновой).

Итак, посмотрим, как это нравственное понятие (понятие чести)  соотносится с героями повести Машей Мироновой и Петром Гриневым.

  • Расскажите о своем первом знакомстве с Марией Ивановной. Какое впечатление она на вас произвела?
  • А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?
  • Какие качества характера проявляются в М.Мироновой во время мирной жизни в крепости?

 

 

Анализируют данные предложения, объясняют, чем схожи предложения, пытаются сказать определение, формулируют тему и цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, анализируют предложения.

4. Первичное закрепление

Организует работу учащихся, консультирует их, осуществляет контроль за выполнением заданий.

- Расскажите о своем первом знакомстве с Марьей Ивановной. (стр. 123-124)

·         - Какое впечатление она на вас произвела? (девушка лет восемнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели).

·         - А каково первое впечатление рассказчика о Марии Ивановне?   (С первого взгляда она не очень мне понравилась).

·         - Гринев говорит: «Мне стало жаль ее». По какому поводу он так подумал? (Мать Маши, Василиса Егоровна, за столом при гостях стала рассказывать о том, что Маша - бесприданница, что выйти замуж ей поэтому трудно будет. Маша «покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку»).

- Какие черты характера проявляются у Маши с первых минут знакомства с ней?  (скромность, стеснительность, послушание, простота. Это черты характера простой русской девушки).

- Давайте вспомним, как представлен образ Маши в начале и середине повести? Какой вы представляете себе героиню?  (скромная, застенчивая, боязливая, слабая робкая, послушная

, спокойная, скромная, милая девушка, «трусиха»)

1.    Работа с текстом.

- Очень характерный маленький диалог происходит между Гриневым и

Василисой Егоровной во время обеда в первый день приезда Гринева в крепость. Стр. 125

- Давайте его прочитаем.

(Чтение отрывка из 3-ей главы повести. «А Мария Ивановна? – спросил я, - так же ли смела, как и вы?..»)

— А Марья Ивановна? — спросил я, — так же ли смела, как и вы?

— Смела ли Маша? — отвечала ее мать. — Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки.

 

- Какое качество характера Маши называет ее мать? (Маша - трусиха)

Права ли была Василиса Егоровна в оценке своей дочери? (Да, но только в начале романа.)

- Наша задача – проследить, какие изменения и почему произошли в характере этой девушки по сравнению с началом повествования.

 

Вопрос классу.

-Маша влюбляется в Гринева почти с первого взгляда. А с чего начинается любовь Гринева к Маше? (Он пожалел девушку-бесприданницу).

- Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

- У нас осталась еще одна карточка-иллюстрация.

- Давайте зачитаем, какие слова находит Маша, чтобы объяснить свой отказ.

- Зачитайте в 5 главе (с.139) эпизод «Отказ Маши выйти замуж за Петра Гринева без благословения родителей».(..я пошёл объявить обо всём…)

·         - Почему она отказывает Гриневу? Любит, но отказывается? Как это характеризует Машу

3.     

4.    Вопрос классу.

- Как Марья Ивановна объясняет свое отношение к Швабрину? Стр.133

- Перескажите отрывок о второй дуэли Гринева и Швабрина. Как ведет себя Маша, когда Петр Андреевич ранен и лежит 5 дней в бреду?

(Марья Ивановна от меня не отходила.)

- Какие черты характера Маши проявляются в данных отрывках?  (благоразумие, осторожность, искренность, милосердие, чуткость и доброта)

 

Смотрят информацию в учебнике, выполняют задание, сравнивают с полученными знаниями.

 

 

 

 

Слушают учителя, анализируют предложения, отвечают на вопросы.

5. Физкультминутка

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) 

Выполняют физкультминутку

6. Первичный контроль

Организует работу по применению новых знаний.

 

- вспомните эпизод 5ой главы, в котором Маша отказывалась выйти замуж без родительского благословения. Какие качества героини проявляются в этом эпизоде? (Сила ее любви, глубина натуры, способность к большому и глубокому чувству, чувство ответственности за любимого человека: «Без их благословения не будет нам счастья».

- Как проявился характер Маши в заточении у Швабрина? (Маша проявила силу характера.  Эта простая и скромная девушка, внешне  ничем не примечательная, скорее погибнет, чем согласится выйти замуж за человека, которого не любит и не уважает, несмотря на трагизм своего положения. И тем более ненавистен ей Швабрин, что он примкнул к тем, от чьих рук погибли ее родители).

 

- С чего начинается любовь Гринева к Маше? (Он пожалел девушку-бесприданницу).

- Под влиянием жизненных испытаний крепнет чувство Гринева к Маше: герой доходит до самопожертвования, до готовности пойти на смерть ради любимой.

Вывод. Пушкин изображает, как застенчивая, хрупкая, тихая, скромная, трусиха, красневшая при неосторожно брошенном слове, в минуты тяжелых испытаний находит в себе силы противостоять домоганиям Швабрина, а затем поехать в Петербург для свидания с царицей.

Беседа с классом.

- Как дополняет образ Маши Мироновой эпизод ее поездки в Царское Село и встречи с Екатериной?

Вывод:    она готова на жертвы ради любимого, не уронив чувства человеческого достоинства. Девушка, которая никуда никогда не выезжала из своей захолустной деревушки-крепости, отправилась в Петербург к императрице.

-  Почему Пушкин назвал повесть «Капитанская дочка»?

- Маша Миронова  - нравственный идеал автора. (Сила любви, чувство ответственности за любимого, самоотверженность, внутренняя красота).

- Эпиграф ко всей повести, который раскрывает основную идею, прежде всего относится к самой героине, Маше Мироновой. И речь в этой пословице идет не только о чести офицера на царской службе, но и в более широком смысле – верность слову, долгу, внутреннее благородство.

- Права ли Маша, считая себя виновницей ареста Петра Гринева?  (Маша понимает, что ради спасения ее чести он никогда на суде не произнесет ее имени. Она принимает решение самостоятельно ехать в Петербург, составляет план действий, требующий смелости и энергии. Судьба ей покровительствует, но в ней самой скрыта способность притягивать к себе людей самых различных по характеру и положению)

- Меняется ли наше впечатление о характере Маши Мироновой в продолжении чтения повести?

- Почему?

Выполнят задания самостоятельно, организуют взаимопроверку.

Обучающиеся делятся на пары и работают с предложенным им материалом, отвечают на вопросы.

 

 

 

7. Инф-я о д/з

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения д/р:

 

1.Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Анализ 3-5 глав.

2) собрать материал по всей повести о Пугачеве;

3) ответить на вопрос «В чем притягательность образа Маши Мироновой?»

Записывают д/р

8. Подведение итогов, рефлексия

Организует ситуацию итоговой рефлексии.

Оценивает обучающихся, выставляет отметки

Рефлексия «Синквейн»

Анализируют свою деятельность