Литература. 8 класс.
Тема: Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия.
Цель: – познакомить учащихся с историей создания комедии, развивать восприятие учащимися литературного произведения.
– дать основные теоретические понятия. Объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование навыков взаимодействия в группе по алгоритму выполнения задачи при консультативной помощи учителя;
Метапредметные:
Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.
Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
Предметные: определение авторского отношения к героям, идейно-эмоциональное содержание комедии.
Эпиграфы:
1.«Тут всем досталось, а больше всего мне…». Николай I.
2.Гоголю было дано то, чем не обладали другие сатирики. С. Залыгин
3.Идейная ценность комедии «Ревизор» в огромной обличительной силе. А.Грибоедов
Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор.
Структура и ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Организационный момент.
|
Приветственное слово учителя. Проверяет готовность к уроку. Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)
- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. - Желаю всем плодотворной и интересной работы, и сделать много новых открытий! |
Приветствуют учителя
Показывают тетради с д/р, задают вопросы, возникшие при выполнении д/р
|
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
2.Актуализация опорных и
знаний и их коррекция. |
На предыдущих уроках мы изучали произведения Пушкина и Лермонтова. А сегодня познакомимся с творчеством другого писателя. У вас на столах лежат карточки и в них есть отрывки произведений этого писателя. Попробуете определить тему и цели нашего урока. |
Отвечают конспекты, работают с биографией автора
|
Регулятивные: осуществляют Познавательные: используют
знаково-символические средства для решения учебной задачи. |
3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
|
Узнай. (работа в группах по карточкам)
С какой целью мы выполним это задание?
КАРТОЧКИ № 1 № 2 № 3 № 5 № 6 - Нет, я не хочу быть вороном!.. Мне жалко отнимать цыпленка
у бедной матери!
- Выберите слова, связанные с именем Гоголя, свой ответ аргументируйте: сатира, «Шинель», Михайловское, Остап, «Мцыри», А. С. Пушкин, Александринский театр, Простакова, Тарас Бульба, «Недоросль», «Узник», Андрий, «Бежин луг», «Мертвые души», Дубровский, Сорочинцы. – А теперь назовите мне тему урока? - Сформулируйте цели сегодняшнего урока?
Мы не в первый раз встречаемся с Н.В.Гоголем, и сейчас я предлагаю вспомнить уже знакомые вам сведения о жизни этого замечательного писателя и о его творчестве. Верные/неверные утверждения 1. Детские годы Н.В.Гоголь провел имении родителей Васильевке. 2. Николай Гоголь увлекся театром только после окончания гимназии. 3. Повесть «Страшная месть» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». 4. «Вечера на хуторе близ Диканьки» описывают трагические события украинской истории. 5. В повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь прославляет героическое прошлое запорожских казаков. 6. Н.В.Гоголь любил путешествовать. - С какими утверждениями вы не согласны и почему? |
Выполняют задания по карточкам, формулируют тему и цели урока.
Проверяют получившие ответы по ключу.
Ключ: № 1, 3, 5 «Тарас Бульба»; № 1 Бульба
Выбирают слова, аргументируют свой ответ.
Отвечают на вопросы, вспоминают факты биографии Н.В.Гоголя. |
Регулятивные: принимают
учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
|
4.
Изучение нового материала.
Практикум. Исследование текста.
|
Николай Васильевич Гоголь - она их значимых фигур в литературе первой половины XIX века. Гоголь - одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя - то новое и осознать, что творчество великого писателя - живое явление современности.
История создания комедии и источник сюжета. Н.В.Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. А.С.Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии «Ревизор». В 1835 А.С. Пушкин получает от Гоголя письмо, в котором говорится: «Сделайте милость , дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию». В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре: однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Этот пушкинский забавный случай оказался столь характерным для русской жизни, что делало его особенно привлекательным для Гоголя. Он писал в “Петербургских записках 1836 года”: “ Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков на сцену их, на смех всем!”
Идейный замысел Гоголя. «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Работа с учебником. Чтение статьи «О драматических произведениях». Учащиеся получают задание: дома выписать значения терминов «драма» (в широком смысле) «трагедия», «комедия», «драма» (в узком смысле).
Сценическая история. Первая постановка «Ревизора» в Петербурге. Комедия удивила актёров ещё во время первого чтения её автором. Она казалась трудной и малопонятной. Присутствуя на репетициях, Гоголь видел то смятение, в котором находились актёры: их смущали непривычные герои пьесы, отсутствие любовной интриги, язык комедии. Актёры не придавали значения советам Гоголя, игнорировали его указания. Общественного содержания пьесы актёры не оценили и не разгадали. И всё же «Ревизор» произвёл на публику ошеломляющее впечатление. И день первой постановки – 19 апреля 1836 года – стал великим днём русского театра. На этой премьере присутствовал царь. Уезжая, он сказал: «Тут всем досталось, а больше всего мне». Постановка пьесы «Ревизор» в Москве. После премьеры в Петербурге настроение Гоголя изменилось: он переслал московским актёрам пьесу. В письме актёру Щепкину просил «взять на себя всё дело постановки «Ревизора», а самому Щепкину предложил взять роль Городничего. Гоголя просили приехать в Москву и начать репетиции, но этого не произошло. Однако он переписывался со Щепкиным, делился своими соображениями по поводу постановки. 25 мая 1836 года в Малом театре состоялась премьера «Ревизора». Спектакли проходили с успехом. Пьеса стала темой всеобщих разговоров. – Какой же основной вопрос у нас возникнет при чтении комедии? (За что же досталось царю?) – Что же так возмутило высокопоставленную публику? (мнения учащихся)
Знакомство с действующими лицами. «Говорящие» фамилии. |
Слушают учителя, участвуют в диалоге, делают записи в тетради
Работают с учебником
Слушают учителя, участвуют в диалоге, делают записи в тетради
|
Познавательные:
устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения. умение соотносить свои действия с планируемым результатом.
|
5. Физминутка. |
Организует смену деятельности. Сейчас мы будем приседать И колени разминать Ноги до конца сгибать, Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.) Напоследок пошагаем, Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.) |
Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями |
Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий |
6. Закрепление полученных знаний.
|
Словарь терминов: Афиша - объявление о спектакле, концерте, кинофильме, лекции. акты (действия) - Часть драматического произведения (Трагедия в пяти актах. Комедия в трёх действиях.) Явления (сцены) - в пьесе: часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется. Отдельная часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе. Драма в четырёх действиях, в двенадцати сценах. Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе. Сценический м. Внутренний Диалог- разговор между двумя лицами, обмен репликами.. Реплика - в сценическом диалоге: текст, заключающий в себе слова одного из действующих лиц. Ремарка – в пьесе: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.
- Действие в пьесе развивается, проходя ступени:
Работа в паре (по учебнику) Задание: - Перелистайте пьесу «Ревизор», определите, сколько актов (действий) в ней и из скольких явлений состоит каждый акт? (5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений) - Сколько действующих лиц? Кого мы не назвали? (25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения, множество гостей, купцов; уже чтение афиш дает возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации – городничий, и чиновники: смотритель училищ, судья, попечитель богоугодных заведений, полицмейстер; уездный лекарь, полицейские чины, городские помещики и городские дамы, и купцы, и мещане, и слуги.) |
Записывают определения в тетрадь, анализируют композицию произведения, участвуют в диалоге
Отвечают на вопросы
Работают в паре по учебнику
|
Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно
контролировать своё время и управлять им . извлечение необходимой информации из текст
|
7.Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Смех – единственное “честное, благородное лицо в комедии” (если успеем) - Сегодня Н. В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество – на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф. М. Достоевского. Прежде всего, он известен широкой публике как автор комедии "Ревизор". Она ставилась на сцене разных театров сотни раз. И сегодня, если посмотрим афиши различных театров страны и мира, то увидим непременно «Ревизора». Это один из самых успешных и популярных спектаклей и сегодня. В чём же секрет её бессмертия? Почему проблемы, затронутые автором, актуальны и в настоящее время? Не узнаем ли мы среди действующих лиц героев сегодняшнего века? Чему учит нас великий сатирик? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе изучения комедии.
В «Ревизоре»,- вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». Этот замысел Гоголя нашел блестящее осуществление в его комедии, определив ей жанр как комедии социально-политической. В комеди рассматриваются не любовная интрига, не события частной жизни, а явления общественного порядка. В основе сюжета произведения — переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремление скрыть от него свои «грешки». Тем самым определилась такая композиционная особенность, как отсутствие в ней центрального героя; таким героем в «Ревизоре» стала, говоря словами Белинского, «корпорация разных служебных воров и грабителей», чиновничья масса.
|
Делают вывод |
Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
8.Рефлексия. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке |
Предлагает проанализировать свою деятельность. Сегодня Н.В.Гоголь представляется нам совершенно в другом облике, в роли драматурга и режиссера. Я предлагаю составить вам синквейн об этом выдающемся писателе. (проверка синквейна) |
Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке |
9. Домашнее задание.
|
1.Прочиитать 1,2 действие. 2. Сделать характеристику героев (внешность, характер, речь, поступки): 1 ряд: Городничий и его жена; 2 ряд: Хлестаков и Осип; 3 ряд: Бобчинский и Добчинский, Ляпкин-Тяпкин. На выбор: Нарисовать афишу к комедии «Ревизор» |
Записывают д.з. в дневник |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
«Городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухоновский. Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко ни тихо, ни много ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью».
«Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.» Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)
«Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколькр приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Одет по моде».
«Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его - серый или синий поношенный сюртук».
«Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.»
«Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. На лице всегда значительная мина. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».
«Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.