Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема:"Ревизор".
Оценка 4.7

Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема:"Ревизор".

Оценка 4.7
doc
21.04.2020
Конспект урока по литературе в 8 классе. Тема:"Ревизор".
Литер.8 кл. Ревизор.1 ур.doc

Литература. 8 класс.

Тема: Н.В. Гоголь. «Ревизор» как социально-историческая комедия.

 Цель: – познакомить учащихся с историей создания комедии, развивать восприятие учащимися литературного произведения.

– дать основные теоретические понятия. Объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование навыков взаимо­действия в группе по алгоритму вы­полнения задачи при консульта­тивной помощи учителя;

Метапредметные:

Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию в предложен­ных текстах.

Регулятивные: уметь осознавать усвоенный материал, осознавать качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: ставить вопросы, обра­щаться за помощью, формулировать свои затруднения.

Предметные:  опре­деление   авторского отношения к героям, идейно-эмоцио­нальное содержание комедии.

Эпиграфы:

1.«Тут всем досталось, а больше всего мне…». Николай I.

2.Гоголю было дано то, чем не обладали другие сатирики.   С. Залыгин

3.Идейная ценность комедии «Ревизор» в огромной  обличительной силе.  А.Грибоедов

Техническое обеспечение урока: учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор.

 

 

Структура и ход урока

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Организационный  момент.

 

Приветственное слово учителя.  Проверяет готовность к уроку.

Проверяет наличие домашней работы в тетрадях (при возникновении вопросов организует разбор д/р у доски)

 

- Здравствуйте! Мы начинаем с вами урок. А это значит, нас вновь ждёт увлекательное путешествие в мир слова. 

- Желаю всем плодотворной и интересной работы, и  сделать много новых открытий!

Приветствуют учителя

 

 

Показывают тетради с д/р, задают  вопросы, возникшие при выполнении д/р

 

 

Принцип психологической комфортности.

 

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация опорных и знаний и их коррекция.
 
Проверить уровень полученных ранее  знаний по теме

 

На предыдущих уроках мы изучали произведения Пушкина и Лермонтова. А сегодня познакомимся с творчеством другого писателя. У вас на столах лежат карточки и в них есть отрывки произведений этого писателя. Попробуете определить тему и цели нашего урока.

 

Отвечают конспекты, работают с биографией автора

 

 

Регулятивные: осуществляют
коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы.

Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения, спорить. Активно использовать речь для регуляции собственной деятельности

3. Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи.

 

Узнай. (работа в группах по карточкам)

  1. Из какого произведения Гоголя Н.В. отрывок.
  2. Имя героя, пропущенное в отрывке.

С какой целью мы выполним это задание?

 

КАРТОЧКИ

№ 
- А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой! Что это на вас за поповские подрясники? И эдак все ходят в академии? – Такими словами встретил старый ---------- двух сыновей своих, учившихся в киевской бурсе и приехавших домой к отцу.

№ 2
Проезжал через Диканьку ... архиерей,.. остановился перед новою хатою.
- А чья это такая размалеванная хата? – спросил преосвященный у стоявшей близ дверей красивой женщины с дитятей на руках.
- Кузнеца ---------- ! – сказала ему, кланяясь, Оксана,..
... на стене сбоку, как войдешь в церковь, намалевал ---------- черта в аду, такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо...

№ 3
----------, казалось на роду был написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. ..Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу льва. 
№ 4 
...ни одна ярмарка на этом месте не проходила без беды. Вчера волостной писарь проходил поздно вечером, только глядь – в слуховое окно выставилось свиное рыло и хрюкнуло так, что у него мороз подрал по коже; того и жди, что покажется опять 
красная свитка!
- Что ж это за красная свитка?

№ 5
----------- весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. ... Бешеную негу и упоение он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты .., а он несется как пьяный в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных.

№ 6
-------- посмотрел на берег: в тумане мелькали легкие, как будто тени, девушки в белых , как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты, дукаты блистали на шеях, но они были бледны, тело их .. будто светилось насквозь при серебряном месяце... Послышались голоса.
- Давайте в ворона играть, в ворона!
- Кому же быть вороном?
Кинули жребий

-  Нет, я не хочу быть вороном!.. Мне жалко отнимать цыпленка у бедной матери! 
- «Ты не ведьма! – подумал -------

 

- Выберите слова, связанные с именем Гоголя, свой ответ аргументируйте:

сатира, «Шинель», Михайловское, Остап, «Мцыри», А. С. Пушкин, Александринский театр, Простакова, Тарас Бульба, «Недоросль», «Узник», Андрий, «Бежин луг», «Мертвые души», Дубровский, Сорочинцы.

– А теперь назовите мне тему урока?

- Сформулируйте цели сегодняшнего урока?

 

Мы не в первый раз встречаемся с Н.В.Гоголем, и сейчас я предлагаю вспомнить уже знакомые вам сведения о жизни этого замечательного писателя и о его творчестве.

Верные/неверные утверждения

1. Детские годы Н.В.Гоголь провел имении родителей Васильевке.

2. Николай Гоголь увлекся театром только после окончания гимназии.

3. Повесть «Страшная месть» входит в сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».

4. «Вечера на хуторе близ Диканьки» описывают трагические события украинской истории.

5. В повести «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь прославляет героическое прошлое запорожских казаков.

6. Н.В.Гоголь любил путешествовать.

- С какими утверждениями вы не согласны и почему?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задания по карточкам, формулируют тему и цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверяют получившие ответы по ключу.

 

Ключ:

№ 1, 3, 5 «Тарас Бульба»; № 1 Бульба 
№ 3 Остап
№ 5 Андрий 
№ 2 «Ночь перед Рождеством»; Вакула
№ 4 «Сорочинская ярмарка»
№ 6 «Майская ночь, или Утопленница»; Левко

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают слова, аргументируют свой ответ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, вспоминают факты биографии Н.В.Гоголя.

Регулятивные: принимают учебные задачи, сформулированные вместе с учителем
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

 

 

 

4. Изучение нового материала.
Познакомить учащихся с видами определения и уметь их отличать

 

 

 

 

 

 

 

Практикум.

Исследование текста.

 

 

 

Николай Васильевич Гоголь - она их значимых фигур в литературе первой половины XIX века.     

Гоголь - одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая пи­сательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного та­ланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже по­стараемся открыть для себя -  то новое и осознать, что творчество вели­кого писателя - живое явление современности.

 

История создания комедии и источник сюжета.

Н.В.Гоголь очень любил театр и имел замечательную способность угадать человека и юмористически, шутливо изобразить его. А.С.Пушкин, заметив такую склонность Гоголя, посоветовал взяться за большое сочинение, предложил сюжет для поэмы «Мёртвые души», а потом и для комедии «Ревизор».

В 1835 А.С. Пушкин получает от Гоголя письмо, в котором говорится: «Сделайте милость , дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию».

В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре: однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачёве, его приняли за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он и подарил Гоголю. Этот пушкинский забавный случай оказался столь характерным для русской жизни, что делало его особенно привлекательным для Гоголя. Он писал в “Петербургских записках 1836 года”: “ Ради бога, дайте нам русских характеров, нас самих дайте нам, наших плутов, наших чудаков на сцену их, на смех всем!”

 

Идейный замысел Гоголя.

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

                                   

Работа с учебником.

Чтение статьи «О драматических произведениях».

Учащиеся получают задание: дома выписать значения терминов «драма» (в широком смысле) «трагедия», «комедия», «драма» (в узком смысле).

 

Сценическая история.

Первая постановка «Ревизора» в Петербурге.

Комедия удивила актёров ещё во время первого чтения её автором. Она казалась трудной и малопонятной. Присутствуя на репетициях, Гоголь видел то смятение, в котором находились актёры: их смущали непривычные герои пьесы, отсутствие любовной интриги, язык комедии. Актёры не придавали значения советам Гоголя, игнорировали его указания. Общественного содержания пьесы актёры не оценили и не разгадали. И всё же «Ревизор» произвёл на публику ошеломляющее впечатление. И день первой постановки – 19 апреля 1836 года – стал великим днём русского театра. На этой премьере присутствовал царь. Уезжая, он сказал: «Тут всем досталось, а больше всего мне».

Постановка пьесы «Ревизор» в Москве.

После премьеры в Петербурге настроение Гоголя изменилось: он переслал московским актёрам пьесу. В письме актёру Щепкину просил «взять на себя всё дело постановки «Ревизора», а самому Щепкину предложил взять роль Городничего.

Гоголя просили приехать в Москву и начать репетиции, но этого не произошло. Однако он переписывался со Щепкиным, делился своими соображениями по поводу постановки.

25 мая 1836 года в Малом театре состоялась премьера «Ревизора». Спектакли проходили с успехом. Пьеса стала темой всеобщих разговоров.

– Какой же основной вопрос у нас возникнет при чтении комедии?

(За что же досталось царю?)

– Что же так возмутило высокопоставленную публику? (мнения учащихся)

 

Знакомство с действующими лицами.

«Говорящие» фамилии.

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге, делают записи в тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают с учебником

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают учителя, участвуют в диалоге, делают записи в тетради

 

 

 

 

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения.
Коммуникативные: формулировать свое мнение и позицию аргументировать её. умение произвольно и выразительно строить монологическую и диалогическую контекстную речь

умение соотносить свои действия с планируемым результатом.

 

5. Физминутка.

Организует смену деятельности.

Сейчас мы будем приседать

И колени разминать

Ноги до конца сгибать,

Раз – два – три – четыре - пять! (Приседания.)

Напоследок пошагаем,

Выше ноги поднимаем! (Ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют физические упражнения в соответствии с поставленными учителем условиями

Личностные: знание основ ЗОЖ и здоровьесберегающих технологий

6. Закрепление полученных знаний.

 

 

Словарь терминов:

Афиша - объявление о спектакле, концерте, кинофильме, лекции.

акты (действия) -  Часть драматического произведения  (Трагедия в пяти актах. Комедия в трёх действиях.)

Явления (сцены) - в пьесе: часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется. Отдельная часть действия, эпизод в пьесе, повести, романе. Драма в       четырёх действиях, в двенадцати сценах.

 Моно­лог речь   одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.  Сценический м. Внутренний

Диалог-  разговор между двумя лицами, обмен репликами..

Реплика в сценическом диалоге: текст, заключающий в себе слова одного из действующих лиц.

Ремарка в  пьесе: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.

- Действие в пьесе развивается, проходя ступени:

  • Экспозиция – действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия.
  • Завязка – событие, с которого начинается активное развитие действия.
  • Кульминация – момент наивысшего напряжения в пьесе.
  • Развязка – событие, завершающее действие.

Работа в паре (по учебнику)

Задание:

- Перелистайте пьесу «Ревизор», определите, сколько актов (действий) в ней и из скольких явлений  состоит каждый акт? (5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений)

- Сколько действующих лиц? Кого мы не назвали? (25  конкретных действующих лиц разного ранга и положения, множество гостей, купцов; уже чтение афиш дает возможность предположить, что в комедии показана широкая картина жизни, своеобразная анатомия уездного города: здесь и глава администрации – городничий, и чиновники: смотритель училищ, судья, попечитель богоугодных заведений, полицмейстер; уездный лекарь, полицейские чины, городские помещики и городские дамы, и купцы, и мещане, и слуги.)

 

 

 

 

 

 

Записывают определения в тетрадь, анализируют композицию произведения, участвуют в диалоге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в паре по учебнику

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: устанавливать целевые приоритеты самостоятельно контролировать своё время и управлять им .
Коммуникативные:  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
Познавательные: строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей,
умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения

извлечение необходимой информации из текст

 

7.Итог урока.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Смех – единственное “честное, благородное лицо в комедии” (если успеем)

- Сегодня Н. В. Гоголь является одним из самых популярных писателей. Его творчество – на 3-м месте в мире после Библии и произведений Ф. М. Достоевского. Прежде всего, он известен широкой публике как автор комедии "Ревизор". Она ставилась на сцене разных театров сотни раз. И сегодня, если посмотрим афиши различных театров страны и мира, то увидим непременно «Ревизора». Это один из самых успешных и популярных спектаклей и сегодня.

В чём же секрет её бессмертия? Почему проблемы, затронутые автором, актуальны и в настоящее время? Не  узнаем ли мы среди действующих лиц  героев сегодняшнего века? Чему учит нас великий сатирик? На эти и другие вопросы нам предстоит ответить в ходе изучения комедии.

 

В «Ревизоре»,- вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился со­брать в

одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все неспра­ведливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Этот замысел Гоголя нашел блестящее осуществление в его коме­дии,

определив ей жанр как комедии социально-политической. В ко­меди

рассматриваются не любовная интрига, не события частной жизни, а

явления общественного порядка. В основе сюжета произведе­ния —

переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стрем­ление

скрыть от него свои «грешки». Тем самым определилась такая

композиционная особенность, как отсутствие в ней центрального ге­роя;

таким героем в «Ревизоре» стала, говоря словами Белинского,

«корпорация разных служебных воров и грабителей», чиновничья мас­са.

 

                        

 

Делают вывод

 

Регулятивные УУД: выделение и осознание усвоенного и подлежащего усвоению, осознание качества и уровня усвоения

8.Рефлексия.

Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Предлагает проанализировать свою деятельность.

Сегодня Н.В.Гоголь представляется нам совершенно в другом облике, в роли драматурга и режиссера. Я предлагаю составить вам синквейн об этом выдающемся писателе. (проверка синквейна)

Обсуждают в конце урока результаты своих наблюдений. Записывают синквейны, обсуждают их

Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества; оценивают свою активность и качество работы на уроке

9. Домашнее задание.

 

 

 

1.Прочиитать 1,2  действие.

2. Сделать характеристику героев (внешность, характер, речь, поступки):

1 ряд: Городничий и его жена;

2 ряд: Хлестаков и Осип;

3 ряд: Бобчинский и Добчинский, Ляпкин-Тяпкин.

На выбор:

Нарисовать афишу к комедии «Ревизор»

Записывают д.з. в дневник

Регулятивные: принимают учебную задачу

 

«Городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухоновский. Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко ни тихо, ни много ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью».

  «Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.» Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)

 «Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколькр приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Одет по моде».

  «Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его - серый или синий поношенный сюртук».

  «Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.»

 «Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. На лице всегда значительная мина. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

  «Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».


Литература. 8 класс. Тема:

Литература. 8 класс. Тема:

Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Целеполагание. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала

Давайте в ворона играть, в ворона! -

Давайте в ворона играть, в ворона! -

Практикум. Исследование текста

Практикум. Исследование текста

В письме актёру Щепкину просил «взять на себя всё дело постановки «Ревизора», а самому

В письме актёру Щепкину просил «взять на себя всё дело постановки «Ревизора», а самому

Действие в пьесе развивается, проходя ступени:

Действие в пьесе развивается, проходя ступени:

Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Итог урока. Помочь обучающимся проанализировать и оценить свою деятельность на уроке

Городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухоновский

Городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухоновский
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020