Внеклассное чтение. Комическое в рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»
ЦЕЛИ УРОКА : продолжить знакомство учащихся с личностью А. П.Чехова и его творчеством, закрепить понятие «юмор» через анализ образов героев, языка художественного произведения; показать некоторые особенности чеховского стиля; помочь детям обрести личностные оценочные отношения к чеховским героям через осмысление нравственного и эстетического воздействия юмора.
ЗАДАЧИ:
Образовательные: познакомить детей с созданием комических образов в творчестве Чехова;
Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, развивать внимание, умение рассуждать, обобщать, анализировать, делать выводы, опираясь на полученные ранее знания.
Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса через совместное выполнение познавательных заданий; способствовать развитию познавательного интереса к уроку.
Оборудование: текст рассказа, компьютер, мультимедийная презентация
Ход урока:
Этап урока |
Содержание и деятельность учителя |
Деятельность детей |
|
|||||||
Орг.момент (2 минуты) |
Я рада нашей встрече. Всем доброго дня и хорошего настроения. Кстати, о настроении... Каким оно у вас обычно бывает с утра? Попытаюсь вас развеселить. На улице стоит толпа. Подходит мужчина, спрашивает: -Что случилось? -Да вот, памятник открывают. -А кому? -Чехову. -Это который “Муму” написал? -Да нет, “Муму” Тургенев написал. -Чудно! “Муму” Тургенев написал, а памятник какому-то Чехову открывают. Вот вы и улыбнулись. Определите жанр этого текста. (Анекдот)
|
Проверяют готовность к уроку. Занимают свои места согласно правилам посадки. |
|
|||||||
Повторение пройденного материала (4 минуты) |
Слайд 1.С творчеством какого писателя мы работаем? |
Мы работаем с творчеством А.П. Чехова |
||||||||
Каким было детство А.П. Чехова? |
Детство А.П. Чехова было тяжёлым, отец разорился, и Антону с братьями пришлось зарабатывать деньги, чтобы прокормить всю семью. Братья не только зарабатывали деньги, но помогали матери по ведению домашнего хозяйства |
|||||||||
Кем решил стать Антон Чехов? И почему? |
Антон решил стать врачом, поступил на медицинский факультет, чтобы помогать людям |
|||||||||
Когда Антон начал писать рассказы? |
Антон начал писать рассказы, когда ещё был студентом-медиком |
|||||||||
Какие рассказы писал А.П. Чехов? |
А.П. Чехов писал юмористические рассказы |
|||||||||
Чем интересны рассказы Чехова? |
Они очень коротки и забавны. |
|||||||||
И.А.Бунин писал о Чехове(стр.274). Согласны вы с ним? |
Да,согласны, потому что Чехов действительно был умён, он умел шутить. |
|||||||||
Отчего шёл заряд юмора Чехова? |
От его жизнелюбия. |
|||||||||
Мы не раз уже произнесли слово «юмор». Слайд 2.Что такое «юмор»? Юмор – это какой смех? |
Юмор – изображение чего-то в смешном, комическом виде. Это всегда добрый смех. |
|||||||||
- Ребята, а про какого человека можно сказать, что он обладает чувством юмора?
|
Это человек, который умеет шутить и сам понимает шутки,не обижается, если шутка направлена на него. |
|||||||||
А как вы думаете в чем природа комического? Почему возникает смех? Приведите пример |
Несоответствие между некоторыми вещами в жизни вызывает смех |
|||||||||
Объявление темы урока (1 минута) |
Сегодня мы поработаем над рассказом «Лошадиная фамилия». |
|
||||||||
Проверка домашнего задания (2 минуты) |
Слайд 3. Словарная работа: -уезд-округ,часть губернии; -акцизный –служащий учреждения по сбору налогов; -хина – кора американского дерева, из которого выделывается аптечное снадобье; -депеша(устар.)-телеграмма; спешное официальное уведомление; - супонь –ремень, стягивающий хомут.
|
Объяснение слов учащимися.
|
||||||||
Слайд 4. Кто герои рассказа? |
Герои рассказа: · Генерал-майор Булдеев · Приказчик Иван Евсеич · Генеральша Булдеева · Все, живущие в доме · Доктор · Автор |
|||||||||
Инсценирование (10 минут) |
|
Дети инсценировают (до слова «Замучился») |
||||||||
Физминутка
Анализ прочитанного (15 минут)
Закрепление материала. |
-Что же произошло в доме генерал-майора Булдеева? |
У генерала разболелся зуб, а Булдеев боялся врачей, поэтому согласился на помощь в виде заговора |
||||||||
-Зачем вспоминали фамилию? |
Это фамилия «волшебника»-знахаря |
|||||||||
-Какие фамилии были названы родственниками и прислугой генерала «лошадиными»? По каким признакам искали лошадиную фамилию? |
Все ищут фамилию по масти, возрасту, по нраву лошадей и т.п. |
|||||||||
- Почему «лошадиная» фамилия оказалась генералу всего дороже? |
Генерал всеми силами хотел избавиться от боли, а спасти обещал только приказчик. |
|||||||||
- Как освободился генерал от боли? |
Ему все-таки пришлось выдрать зуб с корнем ,и сделал это доктор. |
|||||||||
- Кто напомнил эту злосчастную, но настоящую фамилию приказчику? |
Тот же доктор, он попросил продать овса для своей лошади,и слово «овес» напомнило что-то Ивану Евсеичу. |
|||||||||
- Как повел себя приказчик после слов доктора? |
Иван Евсеич тупо поглядел на доктора…стр.40 |
|||||||||
- Что можете сказать об отношении этой фамилии к лошадям?
|
Эта фамилия ничего общего не имеет с лошадью, кроме того, что овсом кормят лошадей.
|
|||||||||
Что делает рассказ смешным, юмористическим? |
Смешным оказывается сюжет; смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиваться можно по телеграфу. Смешны способы лечения, смешны лошадиные фамилии. Смешна своей неожиданностью развязка |
|||||||||
Задание 1: подобрать к иллюстрации цитату из текста рассказа. 1 вариант: Иван Евсеич пришёл к генералу 2 вариант: как все думали над фамилией. Слайды 5,6. |
Дети подбирают к иллюстрациям цитаты из текста Рассказа. Работают по заданию Читают: 1 вариант: Приказчик пришёл к генералу с.37 2 вариант: Все домашние…с.37 |
|||||||||
Задание 2: найти фамилии, обозначающие 1 вариант: синонимы к слову «лошадь» 2 вариант: конское снаряжение (сбруя)
Слайд 7. Кто прочитает получившийся список фамилий? |
Дети выбирают фамилии по заданию. Работают по вариантам. Читают.
|
|||||||||
Задание 3: работа с кроссвордом в парах Ответом будет являться название рассказа А.П. Чехова, который мы изучили. 1. Подпись, которой авторы произведений заменяют свою настоящую фамилию. (Псевдоним.) 2. Псевдоним писателя А.П. Чехова в юности. (Чехонте.) 3. Мягкий, добродушный смех в произведении. (Юмор.) 4. Главный секрет юмора — именно на этом строится смешное в юмористических рассказах. (Несоответствие.) 5. Название одного их журналов, в которых печатались юмористические рассказы Чехова. («Осколки».) 6. Именно с этим животным ассоциировалась у героя одного из рассказов фамилия акцизного, умеющего по телеграфу заговаривать зубную боль. (Лошадь.) 7. Фамилия генерала, который в этом рассказе страдал от зубной боли. (Булдеев.) 8. Кто же посоветовал генералу обратиться за помощью к акцизному с лошадиной фамилией? (Приказчик.) 9. Первая лошадиная фамилия, которую вспомнил приказчик. (Кобылин.) Итак, как называется рассказ, который мы с вами будем изучать на следующем уроке? Слайд 8. |
Разгадывают кроссворд
Рассказ называется «Пересолил» |
|||||||||
Обобщение, заключительная работа по тексту. (2 минуты) |
Чему нас учат рассказы А.П. Чехова? Что вам понравилось на уроке? Что вызвало трудности? “Смех – дело серьезное?” Когда вы смеетесь, ваше тело радуется. Пятнадцать мышц на лице и несколько десятков на теле сначала сокращаются, а потом расслабляются. Пульс ускоряется, дыхание учащается, кровь обогащается кислородом. Мозг тоже не дремлет - в нем снижается чувствительность к боли, поскольку происходит выработка эндорфинов – веществ, убивающих боль и доставляющих удовольствие. Не случайно некоторые врачи вводят шутки и смех в курс лечения различных заболеваний.
|
По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя. Его короткие рассказы очень емкие по содержанию, многому учат читателя: отличать правду ото лжи, воспитывают отвращение к грубости, хамству, учат уважать человека – в себе и в других. Они воспитывают понимание красоты труда, умение видеть красоту в жизни. Произведения Чехова учат красиво жить, красиво думать и красиво чувствовать. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Таков завет Чехова |
||||||||
Выставление отметок за урок |
|
|
||||||||
Ддомашнее задание (1 минута) |
Написать мини-сочинение «О чем заставляют задуматься произведения Чехова?» Слайд 9. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.