Конспект урока по литературе.Внеклассное чтение.А.П.Чехов.Комическое в рассказе "Лошадиная фамилия"(6 класс)
Оценка 4.9

Конспект урока по литературе.Внеклассное чтение.А.П.Чехов.Комическое в рассказе "Лошадиная фамилия"(6 класс)

Оценка 4.9
docx
21.01.2021
Конспект урока по литературе.Внеклассное чтение.А.П.Чехов.Комическое в рассказе "Лошадиная фамилия"(6 класс)
phpSFbl9D_Vneklassnoe-chtenie.-Komicheskoe-v-rasskaze-A.P.-CHehova-Loshadinaya-familiya.docx

Внеклассное чтение. Комическое в рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия»

  ЦЕЛИ УРОКА : продолжить знакомство учащихся с личностью А. П.Чехова и его творчеством, закрепить понятие «юмор» через анализ образов героев, языка художественного произведения; показать некоторые особенности чеховского стиля; помочь детям обрести личностные оценочные отношения к чеховским героям через осмысление нравственного и эстетического воздействия юмора.

       ЗАДАЧИ:

Образовательные: познакомить детей с созданием комических образов в творчестве Чехова;

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету, развивать внимание, умение рассуждать, обобщать, анализировать, делать выводы,  опираясь на полученные ранее знания.

Воспитательные: воспитывать чувство коллективизма, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса через совместное выполнение познавательных заданий; способствовать развитию познавательного интереса к уроку.

 

 

Оборудование: текст рассказа, компьютер, мультимедийная презентация

 

Ход урока:

 

Этап урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность детей

 

Орг.момент

(2 минуты)

Я рада нашей  встрече. Всем доброго дня и хорошего настроения.

Кстати, о настроении... Каким оно у вас обычно бывает с утра?

Попытаюсь вас развеселить.

На улице стоит толпа. Подходит мужчина, спрашивает:

-Что случилось?

-Да вот, памятник открывают.

-А кому?

-Чехову.

-Это который “Муму” написал?

-Да нет, “Муму” Тургенев написал.

-Чудно! “Муму” Тургенев написал, а памятник какому-то Чехову открывают.

Вот вы и улыбнулись.

Определите жанр этого текста. (Анекдот)

 

Проверяют готовность к уроку. Занимают свои места согласно правилам посадки.

 

Повторение пройденного материала

(4 минуты)

Слайд 1.С творчеством какого писателя мы работаем?

Мы работаем с творчеством  А.П. Чехова

Каким было детство А.П. Чехова?

Детство А.П. Чехова было тяжёлым, отец разорился, и Антону с братьями пришлось зарабатывать деньги, чтобы прокормить всю семью. Братья не только зарабатывали деньги, но помогали матери по ведению домашнего хозяйства

Кем решил стать Антон Чехов? И почему?

Антон решил стать врачом, поступил на медицинский факультет, чтобы помогать людям

Когда Антон начал писать рассказы?

Антон начал писать рассказы, когда ещё был студентом-медиком

Какие рассказы писал А.П. Чехов?

А.П. Чехов писал юмористические рассказы

Чем интересны рассказы Чехова?

Они очень коротки и забавны.

И.А.Бунин писал о Чехове(стр.274). Согласны вы с ним?

Да,согласны, потому что Чехов действительно был умён, он умел шутить.

Отчего шёл заряд юмора Чехова?

От его жизнелюбия.

Мы не раз уже произнесли слово «юмор».

Слайд 2.Что такое «юмор»?

Юмор – это какой смех?

Юмор – изображение чего-то в смешном, комическом виде. Это всегда добрый смех.

- Ребята, а про какого человека можно сказать, что он обладает чувством юмора?

 

Это человек, который умеет шутить и сам понимает шутки,не обижается, если шутка направлена на него.

А как вы думаете в чем природа комического? Почему возникает смех?

Приведите пример

Несоответствие между некоторыми вещами в жизни вызывает смех

Объявление темы урока

(1 минута)

Сегодня мы поработаем над рассказом «Лошадиная фамилия».

 

Проверка домашнего задания

(2 минуты)

 Слайд 3. Словарная работа:

-уезд-округ,часть губернии;

-акцизный –служащий учреждения по сбору налогов;

-хина – кора американского дерева, из которого выделывается аптечное снадобье;

-депеша(устар.)-телеграмма; спешное официальное уведомление;

- супонь –ремень, стягивающий хомут.

 

 

Объяснение слов учащимися.

 

 Слайд 4. Кто герои рассказа?

Герои рассказа:

· Генерал-майор Булдеев

· Приказчик Иван Евсеич

· Генеральша Булдеева

· Все, живущие в доме

· Доктор

· Автор

 Инсценирование

(10 минут)

 

Дети инсценировают (до слова «Замучился»)

 

Физминутка

 

Анализ прочитанного

(15 минут)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление материала.

-Что же произошло в доме генерал-майора Булдеева?

У генерала разболелся зуб, а Булдеев боялся врачей, поэтому согласился на помощь в виде заговора

-Зачем вспоминали фамилию?

Это фамилия «волшебника»-знахаря

-Какие фамилии были названы родственниками и прислугой генерала «лошадиными»? По каким признакам искали лошадиную фамилию?

Все ищут фамилию по масти, возрасту, по нраву лошадей и т.п.

- Почему «лошадиная» фамилия оказалась генералу всего дороже?

Генерал всеми силами хотел избавиться от боли, а спасти обещал только приказчик.

- Как освободился генерал от боли?

Ему все-таки пришлось выдрать зуб с корнем ,и сделал это доктор.

- Кто напомнил эту злосчастную, но настоящую фамилию приказчику?

Тот же доктор, он попросил продать овса для своей лошади,и слово «овес» напомнило что-то Ивану Евсеичу.

- Как повел себя приказчик после слов доктора?

Иван Евсеич тупо поглядел на доктора…стр.40

- Что можете сказать об отношении этой фамилии к лошадям?

 

Эта фамилия ничего общего не имеет с лошадью, кроме того, что овсом кормят лошадей.

 

Что делает рассказ смешным, юмористическим?

Смешным оказывается сюжет; смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиваться можно по телеграфу. Смешны способы лечения, смешны лошадиные фамилии. Смешна своей неожиданностью развязка

 

Задание 1: подобрать к иллюстрации цитату из текста рассказа.

1 вариант: Иван Евсеич пришёл к генералу

2 вариант: как все думали над фамилией.

Слайды 5,6.

Дети подбирают  к иллюстрациям цитаты из текста

Рассказа.

Работают по заданию

Читают:

1 вариант: Приказчик пришёл к генералу с.37

2 вариант: Все домашние…с.37

Задание 2: найти фамилии, обозначающие

1 вариант: синонимы к слову «лошадь»

2 вариант: конское снаряжение (сбруя)

Кобылин

Пристяжкин

Жеребчиков

Уздечкин

Лошадкин

Чересседельников

Меринов

Засупонин

 Слайд 7. Кто прочитает получившийся список фамилий?

Дети выбирают  фамилии по заданию.

Работают по вариантам.

Читают.

 

 Задание 3: работа с кроссвордом в парах Ответом будет являться название  рассказа А.П. Чехова, который мы изучили.

1.  Подпись, которой авторы произведений заменяют свою настоящую фамилию. (Псевдоним.)

2.  Псевдоним писателя А.П. Чехова в юности. (Чехонте.)

3.  Мягкий, добродушный смех в произведении. (Юмор.)

4.  Главный секрет юмора — именно на этом строится смешное в юмористических рассказах. (Несоответствие.)

5.  Название одного их журналов, в которых печатались юмористические рассказы Чехова. («Осколки».)

6.  Именно с этим животным ассоциировалась у героя одного из рассказов фамилия акцизного, умеющего по телеграфу заговаривать зубную боль. (Лошадь.)

7.  Фамилия генерала, который в этом рассказе страдал от зубной боли. (Булдеев.)

8.  Кто же посоветовал генералу обратиться за помощью к акцизному с лошадиной фамилией? (Приказчик.)

9.  Первая лошадиная фамилия, которую вспомнил приказчик. (Кобылин.)

Итак, как называется рассказ, который мы с вами будем изучать на следующем уроке?

Слайд 8.

Разгадывают кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ называется «Пересолил»

Обобщение, заключительная работа по тексту.

(2 минуты)

Чему нас учат рассказы А.П. Чехова?

Что вам понравилось на уроке?

Что вызвало трудности?

 “Смех – дело серьезное?”

Когда вы смеетесь, ваше тело радуется. Пятнадцать мышц на лице и несколько десятков на теле сначала сокращаются, а потом расслабляются. Пульс ускоряется, дыхание учащается, кровь обогащается кислородом. Мозг тоже не дремлет - в нем снижается чувствительность к боли, поскольку происходит выработка эндорфинов – веществ, убивающих боль и доставляющих удовольствие. Не случайно некоторые врачи вводят шутки и смех в курс лечения различных заболеваний.

 

 

По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать 100 строк. Выполняя это требование, Чехов научился писать кратко. «Краткость – сестра таланта» – это была одна из любимых фраз писателя.  Его короткие рассказы  очень емкие по содержанию,  многому учат читателя: отличать правду ото лжи, воспитывают отвращение к грубости, хамству,

учат уважать человека – в себе и в других. Они воспитывают понимание красоты труда, умение видеть красоту в жизни. Произведения Чехова учат красиво жить, красиво думать и красиво чувствовать. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Таков завет Чехова

Выставление отметок за урок

 

 

Ддомашнее задание

(1 минута)

Написать мини-сочинение «О чем заставляют задуматься произведения Чехова?»

Слайд 9.

 

 

 

 


 

Внеклассное чтение. Комическое в рассказе

Внеклассное чтение. Комическое в рассказе

А кому? -Чехову. -Это который “Муму” написал? -Да нет, “Муму”

А кому? -Чехову. -Это который “Муму” написал? -Да нет, “Муму”

Это человек, который умеет шутить и сам понимает шутки,не обижается, если шутка направлена на него

Это человек, который умеет шутить и сам понимает шутки,не обижается, если шутка направлена на него

Анализ прочитанного (15 минут)

Анализ прочитанного (15 минут)

Кобылин Пристяжкин

Кобылин Пристяжкин

Кто же посоветовал генералу обратиться за помощью к акцизному с лошадиной фамилией? (Приказчик

Кто же посоветовал генералу обратиться за помощью к акцизному с лошадиной фамилией? (Приказчик

Конспект урока по литературе.Внеклассное чтение.А.П.Чехов.Комическое в рассказе "Лошадиная фамилия"(6 класс)

Конспект урока по литературе.Внеклассное чтение.А.П.Чехов.Комическое в рассказе "Лошадиная фамилия"(6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2021