Тема урока: Я в гости к Пушкину спешу
Цели урока:
· Расширять и углублять знания учащихся о творчестве А.С. Пушкина
Тип урока: повторение и закрепление изученного.
Методы и приемы: словесный (рассказ, беседа, диалог), наглядный, индуктивно-репродуктивный, словесно-наглядный.
Оборудование урока : портрет писателя, иллюстрации к сказкам, картины осени, свечи, видеокассета « Я помню чудное мгновенье…»портрет Н. Гончаровой, костюмы к театрализованному представлению, произведения А. С. Пушкина- выставка.
План работы:
Этапы урока |
Дидактическая задача каждого этапа урока |
Методы и приемы, используемые на каждом этапе урока |
Содержание этапа |
1. Организационный момент |
Заинтересовать детей, настроить их на контакт |
Словесный |
У: Здравствуйте, ребята. Начнем урок, посвященный памяти А. С. Пушкина. Это будет не сколько урок чтения, сколько урок –размышление. Посмотрите, пожалуйста, на оформление доски и скажите, о чем мы сегодня будем говорить ( на доске иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, картины осени, портрет Пушкина) |
2. Актуализация знаний и постановка темы урока |
Заинтересовать детей, выявить знания учащихся |
Словесный (беседа), словесно- наглядный, |
У: Да, вы все правильно сказали. Сегодня мы подведем итог предыдущим урокам. Поговорим о самом Пушкине, о его жизни и творчестве. У: Более 160 лет назад Пушкина не стало, а
стихи его читают учат наизусть…Слово Пушкина волнует, будит мысль, вселяет
радость надежду. «Как-то хочется слова нескучного, Чтоб лилось оно звонко, легко. И все к Пушкину тянет, все к Пушкину, Ну а он высоко-высоко…..» Е. Евтушенко. У: А какое оно, пушкинское слово? (ответы детей, рассуждение об эпитете «нескучного») |
3. Работа над темой урока |
Повторить ранее изученный материал
Театрализованное представление « Три девицы под окном…» |
Словесный (беседа), словесно-наглядный, |
У: Давайте прочитаем
отдельные строки из стихотворений А.С. Пушкина: Дохнул,
завыл…» « Сквозь волнистые туманы Пробирается луна…….»
«
Мороз и солнце: день чудесный !» У: Какие мысли и чувства вызывают эти отрывки? - Какая картина видится за каждой строкой? -
Когда состоялось ваше первое знакомство с великим поэтом? Как это было? Вывод: Итак, вы сначала познакомились со сказками А.С. Пушкина! У: Скоро сказка сказывается, да не скоро
дело делается. На партах у вас лежат листы с заданиями. Прочитав отрывки из сказок вы обнаружите, что пропущено по одному слову. Попробуйте вспомнить или догадаться, какие это слова……. ( работа в парах, осуществляется взаимопроверка). - Мы поговорили о сказках Пушкина! О чем мы
еще должны сказать? ( чтение стихотворения « Унылая пора! Очей очарованье…») « Унылая пора! Очей очарование… Приятна мне твоя, прощальная краса.» Попытайтесь составить словесную зарисовку к этому отрывку. Обратите внимание на слова, записанные на доске. Лукоморье Дол Долина Ступа - Из какого произведения взяты эти строки? У: Каждый из вас знает эти строчки наизусть. О сколько не произноси их вслух, сколько не повторяй про себя – они всегда новы, всегда волнуют. Ребята, а написаны эти знаменитые строчки в селе Михайловском, в имении матери Пушкина! |
4. Физминутка |
Восстановить внимание ребят на уроке. |
|
Эй!
Попрыгали на месте. |
5. Повторение изученного |
Систематизация знаний |
Театрализованное представление |
У: На лежанке дремлет старый кот. В няниной избушке тихо ,тепло… Горят свечи. Ветер потряхивает ставни, Пушкин сидит за столом. Он обмакивает в чернильницу гусиное перо и пишет: 1 ученик:
По цепи ходит кот кругом – Не схожий ни с одним котом, Направо – сказку мурлычет, Налево – песнь мяучет он…
( Минуту поделив, улыбнувшись…) У лукоморья дуб зеленый Златая цепь на дубе том…. - Скрипнула дверь. Тихо в комнату вошел кот: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом… Д: « Боже мой! Опять они, надоели» - простонала русалка на дубу. «А почему обо мне ни слова?» - обиженно проворчал заросший мхом леший. «Лицом не вышел» - прошамкала в ответ Баба-Яга. «Видали красавицу», - рассвирепел кот – «Тоже мне звезда – Костяная нога!» Дядька Черномор кашлянул в боевую рукавицу, кот успокоился и пробурчал: «Ходят тут всякие, наследники. Ноги надо вытирать. - И неожиданно пропел: - Вы ему не мешайте и в море ступайте» - Тут Пушкин поставил точку, повернулся от стола. Оглядел обступивших со всех сторон сказочный люд, посмотрел озорными глазами, улыбнулся и сказал: «Обо всем напишу, никого не забуду. Дайте срок.» Няня: С кем это он? Работает, голубок мой! - Наступило утро. Голубеет высокое небо. Белеют снега, Ночью пришла зима. Пушкин вышел на крыльцо : -« Вот оно – мое Лукоморье! Здесь так легко и вольно дышится. Здесь теплый дом, добрые соседи и старая няня моя…» У: А Лукоморье, где рождались пушкинские сказки, было его родное Михайловское. ( видео –сюжет о Михайловском) - А вот как говорил о Михайловском С. Гонченко: «Зимой здесь все спит, все закрыто в белоснежных одеялах, все в абсолютной чистоте и ангельском состоянии. Весной все в цвету, все поет, все шумит, все гудит. Разламывая тишину шумят воды Сороти и озер. На заре слышно пение местных птиц. Стучат аисты, трещат цапли, слышны соловьиные трели, свист дроздов иволги напев живой, и стрекотанье жаворонков….. Но вот на дворе золотая осень. Все в Михайловском пропитано яблочным ароматом, запахами зрелой антоновки, грушовки, титовки…» Для поэта это был рай. - Кто же с нами был еще, о ком мы еще не говорили? Д: Няня Арина Родионовна. - Кем же она была для поэта? Д: Арина Родионовна с малых лет вела поэта в мир сказок, раскрыла перед ним богатство русской речи. У: В одном из своих произведений автор называет домик няни « шкатулкой небывалых чудес!» А. С. Пушкин с большой любовью относился к своей няне. Он много стихов посвятил ей. ( Чтение стихотворения « Няня») |
6. Итог урока |
Подведение итога |
|
У: « Я в гости к Пушкину спешу…..» - такими словами на протяжении многих школьных лет будут начинаться для вас, ребята, уроки, посвященные великому поэту и так же ласково( жест в сторону портрета поэта) Пушкин будет смотреть на своих потомков, говоря; « Здравствуй, племя молодое, незнакомое!» А мы будем отвечать: « Здравствуй, Пушкин! |
7. Рефлексия учебной деятельности |
Осознание детьми своих знаний. |
|
У: Ребята, вы сегодня
очень хорошо потрудились, понравился вам наш совместный урок, какое у вас сейчас
настроение, поднимите символ соответствующий вашему настроению? |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.