Подготовка учебного материала разного уровня сложности при проведении уроков в начальной школе.
Чтобы каждый ученик работал в полную силу, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии, учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода.
В своей работе я столкнулась с тем, что, выбрав определенный уровень и темп работы на уроке, только для определенной части учеников этот темп был нормальным, для других он был слишком быстрый, для третьих – медленный. Предлагая детям одно задание, некоторые ребята справлялись с этим заданием очень быстро, другие значительно медленнее. Один и тот же текст одни дети понимали с первого прочтения и без сложностей отвечали на вопросы, другим детям нужно было повторное чтение текста. А некоторым – нужно было прочитать текст 3-4 раза, чтобы разобраться с предлагаемыми вопросами.
Таким образом, я сделала вывод, что успешность ребенка в обучении, темп овладения материалом, качество знаний и умений зависит от познавательных возможностей и способностей учащихся. И не учитывать эти факторы в обучении просто невозможно!
Я поставила перед собой задачу – создать такие условия, при которых возможно использовать и учитывать особенности и способности всех обучающихся. И решение этой задачи связано с применением индивидуального подхода в обучении, включая в работу разноуровневые задания
Разноуровневое обучение — это педагогическая технология организации учебного процесса, в которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах разного уровня, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося; это технология, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения.
Цель технологии обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта. Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности. Уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.
Организуя разноуровневое обучение, я учитываю несколько этапов:
1.Проведение диагностики;
2.Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики;
3.Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся;
4.Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока;
5.Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.
На основе личных наблюдений я разделила класс на 3 группы:
1 группа - дети, требующие постоянной дополнительной помощи.
2 группа – дети, способные справиться самостоятельно.
3группа – дети, способные справляться с материалом за короткий срок с высоким качеством и оказывать помощь другим.
Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику.
Учащимся, входящим в 3 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний. Предлагаемые работы иногда превосходят по объему задания для остальных учащихся.
Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям я поручаю задать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы. Вместе с учащимися 3-ей группы привлекаю их к объяснению нового материала, предлагаю карточки, содержащие задания творческого характера. Однако, некоторые задания, обязательные для учеников 3- ей группы, предлагаются в качестве добровольных.
Ученики 1-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний. Контроль за работой учащихся этой группы проводится особенно тщательно. Анализируя уровень знаний, умений и навыков учащихся 1-й группы, предлагаю им задания, восполняющие пробелы в знаниях и облегчающие усвоение нового.
Разноуровневые задания можно использовать на разных этапах работы: при изучении нового материала; при учете знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления; дифференцированная домашняя работа.
Основные требования к заданиям:
Если задания 1 уровня. Они должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения. Когда ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняет задания «Сделай по образу; вставь пропущенную букву; найди значения выражения, реши задачу, прочитай текст, прочитай выразительно»
Если задания 2 уровня. Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. Проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи. К таким заданиям относятся: решение кроссвордов, ребусов, логических задач. На этом уровне учащиеся способны самостоятельно воспроизводить информацию и применять ее в различных ситуациях.
«Пронаблюдай, раздели по каким-либо признакам на группы; измени вопрос задачи так, чтобы она решалась большим количеством действий; исключи лишнее».
3 уровень. Задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации. «Приведи свои примеры на какие-либо правила, закон; сделай вывод, заполни таблицу своими примерами, сочини; придумай; подбери».
Для распределения заданий по этим 3 уровням я использую конверты с фигурами. С треугольником задания для 1 уровня, с квадратом для 2 и со звездочкой для 3 уровня. Дети самостоятельно выбирают, какой конверт им взять.
Прежде чем ребёнок возьмёт тот или иной конверт даётся инструкция:
1. Кто хочет закрепить свои знания, тверже знать материал – выбирает задание, допустим, в конверте с треугольником.
2. Кто чувствует, что освоил материал по теме прочно – выбирает задание в конверте с квадратиком.
3. Кто чувствует себя уверенно и хочет проверить свои силы и возможности – выбирает задание в конверте со звёздочкой.
Конечно, такие уроки требуют огромного труда учителя по подготовке к урокам. Приведу несколько примеров.
Например, на уроке литературного чтения при знакомстве с новым произведением в словарной работе, даю такие задания
1уровень:
Прочитай сказку и подчеркни непонятные слова.
2уровень:
Прочитай сказку и объясни непонятные слова.
3уровень:
Прочитай сказку и составь предложения с непонятными словами.
Русский язык. Работа со словарным словом.
Наиболее удобное средство работы – это карточки. Например, по русскому языку по теме «Безударные гласные».
1 уровень - списать текст, вставляя пропущенные буквы.
Зима.
Наступила (зимний)з..ма. Пушистым (коврик) к..вром (лёжа) л..жит снег на (поле) п..лях и (холм)х..лмах. (Дерево) Д..ревья (стоя)ст..ят (тихий)т..хо. В (лес) л..су замело все (тропка)тр..пинки. По лесу можно (ход) х..дить только на лыжах. Ударили сильные морозы. (реки)Р..ка замёрзла. Ребята сделали (больше)б..льшой (катится) к..ток. На катке всегда (веселье) вес..ло.
2 уровень - списать, вставляя пропущенные буквы и подбирая проверочные слова самостоятельно.
Зима.
Наступила з..ма. Пушистым к..вром л..жит снег на п..лях и х..лмах. Д..ревья ст..ят т..хо. В л..су замело все тр..пинки. По лесу можно х..дить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Р..ка замёрзла. Ребята сделали б..льшой к..ток. На катке всегда вес..ло.
3 уровень - списать текст, исправив ошибки. Подчеркнуть безударные гласные, подберите проверочные слова.
Зима.
Наступила зема. Пушыстым ковром лижит снег на палях и халмах. Диревья стаят тихо. В лису замело все тропинки. По лесу можно хадить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Рика замёрзла. Ребята сделали бальшой коток. На катке всегда весило.
Урок математики во 2 классе
1 уровень - поставь вопрос и реши задачу.
Задача: «У Вики было 50 руб. Она купила альбом за 15 руб.
2 уровень - Дополни условие, поставь вопрос и реши задачу.
Задача: «У Вики было 50 руб. Она купила альбом за …руб.
3 уровень - поставь вопрос и реши задачу. Составь и реши обратные задачи.
Задача: «У Вики было 50 руб. Она купила альбом за 15 руб.
Например, по математике организуется работа над составной арифметической задачей в такой последовательности:
I этап. Учащиеся знакомятся с текстом задачи. После этого часть детей приступает к ее самостоятельному решению. Им может быть дано дополнительное задание, например, придумать аналогичную задачу.
II этап. Анализ текста задачи под руководством учителя: выделение данных, искомого, установление связей между ними, выполнение краткой записи или схемы. После этого еще часть детей приступает к самостоятельной работе.
III этап. Составление плана решения задачи. После этого часть детей самостоятельно записывает решение и ответ задачи, а остальные делают это под руководством учителя.
IV этап. Проверка решения задачи организуется для тех детей, которые работали самостоятельно.
Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й — полу самостоятельная, для 1-й — фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.
Дифференцированный подход использую и при подборе домашних заданий. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.
Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания самостоятельно - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся часто даю опережающие задания творческого или поискового характера (подобрать материал по теме..., найти в словарях, составить предложения к заданным схемам, написать сказку с использованием группы словарных слов, написать письмо какому-то литературному персонажу).
Домашние задания.
Для 1 группы: Выполни пересказ сказки «Лиса и журавль»
Для 2 группы: Перескажи сказку
«Лиса и журавль» от лица лисы
(журавля)
Для 3 группы: Перескажи кратко. Сделай иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
Со слабоуспевающими детьми провожу индивидуальные занятия после уроков. Провожу индивидуальные беседы с родителями, как помочь ребёнку учиться. Сильных учащихся стараюсь привлечь для объяснения нового материала (приготовить какую-то информацию, доклад к уроку), олимпиадные задания. Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен навсегда. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.
Таким образом, благодаря использованию методов технологии разноуровнего обучения каждый ученик чувствует себя на уроках комфортно. Одни стремятся овладеть базовым уровнем, другие программным, третьи стремятся знать больше, чем предусмотрено программой. А, главное, они сами оценивают свои силы и возможности, каждый ученик класса чувствует себя востребованным.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.