Предмет: русский язык
Класс: 3
Тип: Урок открытия нового знания
Тема: Простые и сложные предложения
Ц-Р: |
Предметные |
Метапредметные |
|
- узнать понятия «сложное» предложения; - различать простые и сложные предложения. - *составлять сложное предложение из простых, а простые из сложного |
- удерживать задачу урока: - работать в группе; - договариваться, находить общее решение; - сопоставлять, анализировать признаки; - строить речевые высказывания. |
Ход урока
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Достигнутый планируемый результат |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Орг.момент |
-Ребята! Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь гостям. Начнём урок. |
Дети выполняют действия за учителем |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Открыли тетради. Записали число, классная работа.
|
Обучающиеся открывают тетради, записывают число, классная работа. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивационная учебная деятельность. |
Мы с вами сегодня продолжим работу с предложениями. На доске появляется слово «предложение» - Что такое предложение? - Что мы умеем находить в предложении? |
- Это несколько слов, соединенных по смыслу.
- Грамматическую основу. То без чего не может быть предложения |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
К доске выходят …(вызывает двух учеников, для записи предложений под диктовку). Остальные ребята записывают предложения в тетради. После записи предложения выполняют задание: Найдите грамматическую основу. Проверим. Диктует второе предложение. После записи предложения выполняют задание: - Выделите грамматическую основу в этом предложении. Проверим. 1. Солнце выглянуло из-за тучи. 2. Светит осеннее солнце, дует холодный ветер. - Прочитайте грамматическую основу во втором предложении. - Что случилось? Почему у вас вышла заминка? Все ли мы знаем о предложениях?
То, что мы записали, называют в русском языке ПРОСТОЕ и СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, почему? Какое предложение мы можем объяснить? Объяснить, что такое сложное предложение, мы сможем?
|
- выделяют главные члены предложения. Доказывают правильность своих ответов. Дети записывают.
Дети выделяют основу.
У кого-то получилось выделить две основы, кто-то не увидел вторую и выделил одну.
- нет.
Нет. Простое.
Нет. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап планирования и организации деятельности |
Значит тема нашего урока, какая сегодня? Давайте определим цель урока. Попытайтесь, поставить задачи урока. Что надо сделать сначала?
Что еще надо сделать?
А когда всё узнаем?
|
СЛОЖНЫЕ предложения. Различать простые и сложные предложения. Задачи: 1. Узнать , что такое ПРОСТОЕ и СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 2. Различать ПРОСТЫЕ и СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ по их признакам. Найти, чем они отличаются. Сможем различать простые и сложные предложения.
|
Строят речевые высказывания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вернемся к нашей записи. - О чем говорится в этом предложении? Значит сколько здесь подлежащих? Назовите. - Что делает солнце? Ветер? Сколько основ получилось ? Назовите их. На сколько предложений можно разделить второе предложение? Почему? Если разобьём на два предложения, смысл потеряется или останется тот же? Прочитайте. Чем они отделяются друг от друга? Что как бы с ними сделали? Как думаете, какое это предложение? Почему? А первое предложение? Какие признаки простого предложения? Так какими предложения называют простыми и сложными?
Проверим правильно, ли вы сделали вывод. Откройте учебник на с.31 и 32. Решили первую задачу? |
О солнце и о ветре. Два. Солнце и ветер. Светит и дует. Две. Солнце светит. Ветер дует.
Как бы на два. Нет. Светит осеннее солнце. Дует холодный ветер. Запятой. Сложили. - Сложное. Две основы. И отделяется запятой. - Простое. - одна основа. - Простые предложения – это предложения с одной основой. Сложные предложения- имеют две основы И между ними ставится запятая. Это два простых предложения. Дети повторяют правило и соглашаются с выполнением задачи |
Анализируют, сопоставляют. Строят речевые высказывания. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какая вторая задача?
Давай те вернемся к правилам и выделим особенности простого и сложного предложения. Составим схему-помощницу.
Можем ли мы глядя на предложени, сказать, простое оно или сложное? Что важно уметь делать. Сначало….
Вы справились со второй задачей? |
Как различить простое и сложное предложение?
Предложения Простые Сложные
Дети объясняют получившиеся работы.
Нет - Найти основу (ы). - Вспомнить правило. Если одна основа, то это Простое предложение, если две основы и их отделяет запятая, то- Сложное предложение.
-Да |
Удерживать задачу урока
Моделируют правило.
Составлять алгоритм |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- Давайте применим алгоритм для работы с предложениями. Выполните упражнение №49 на с.31 в тетради самостоятельно Проверим. |
- Применять, то, что узнали. Дети выполняют упражнение самостоятельно. -Читают. Объясняют. |
Удерживать задачу урока |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Составьте «Ромашку» сложных предложений. На столах лежат сердцевина –предложение. Подберите к ним вторую часть из лепестков , так чтобы получились сложные предложения. |
Дети работают в группах .
+ Демонстрация у доски. |
Демонстрируют умение работать в группе |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Работаете по карточкам №1. – Задание: Выписать в тетрадь сложные предложения. Выделить основу. Проверка, читают «цепочкой» . |
Дети выполняют.
Читают, объясняют |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
· (Карточки выполняются детьми, если остается свободное время) · Выполняют карточку №2 (запасные) Задание 1: Сделайте из сложного предложения- простые предложения. Березки надели сарафанчики, рябинки надели яркие бусы. · Задание 2: Достроить предложение до СЛОЖНОГО предложения: Мальчик переходит улицу, Загорелся зелёный цвет. Льют дожди, Стоит пасмурная погода. |
Дети выполняют.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексивный этап |
А теперь вспомните все, что делали на уроке. Чем занимались? Какие знания добыли самостоятельно? Ответьте на вопросы: Я сегодня узнал…. Мне было интересно… Я научился…… Мне следует еще …… Какое задание мне надо подобрать, чтобы исчезли трудности…? Д/З- выбрать себе карточку по уровням сложности. |
Дети анализируют проделанную работу. |
|
Карточка №1 |
Карточка №1 |
Выпишите только сложные предложения. Выделите главные члены предложения. Осенью начинаются хмурые дни. Осенью идет дождь, опадают листья. Дуют сильные ветра, настает холод. Ребята идут в школу. |
Выпишите только сложные предложения. Выделите главные члены предложения. Осенью начинаются хмурые дни. Осенью идет дождь, опадают листья. Дуют сильные ветра, настает холод. Ребята идут в школу. |
Карточка №1 |
Карточка №1 |
Выпишите только сложные предложения. Выделите главные члены предложения. Осенью начинаются хмурые дни. Осенью идет дождь, опадают листья. Дуют сильные ветра, настает холод. Ребята идут в школу. |
Выпишите только сложные предложения. Выделите главные члены предложения. Осенью начинаются хмурые дни. Осенью идет дождь, опадают листья. Дуют сильные ветра, настает холод. Ребята идут в школу. |
Карточка №1 |
Карточка №1 |
Выпишите только сложные предложения. Выделите главные члены предложения. Осенью начинаются хмурые дни. Осенью идет дождь, опадают листья. Дуют сильные ветра, настает холод. Ребята идут в школу. |
Выпишите только сложные предложения. Выделите главные члены предложения. Осенью начинаются хмурые дни. Осенью идет дождь, опадают листья. Дуют сильные ветра, настает холод. Ребята идут в школу. |
снежинки полетели.
Карточка № 2 (1) |
Карточка № 2 (1) |
Карточка № 2 (1) |
Карточка № 2 (1) |
Сделайте из сложного предложения- простые предложения. Березки надели сарафанчики, рябинки надели яркие бусы.
|
Сделайте из сложного предложения- простые предложения. Березки надели сарафанчики, рябинки надели яркие бусы.
|
Сделайте из сложного предложения- простые предложения. Березки надели сарафанчики, рябинки надели яркие бусы.
|
Сделайте из сложного предложения- простые предложения. Березки надели сарафанчики, рябинки надели яркие бусы.
|
Карточка №2 (2) |
Карточка №2 (2) |
Карточка №2 (2) |
Карточка №2 (2) |
Достроите предложения до СЛОЖНОГО предложения:
Загорелся зелёный цвет,…… Стоит пасмурная погода,……. |
Достроите предложения до СЛОЖНОГО предложения:
Загорелся зелёный цвет,…… Стоит пасмурная погода,……. |
Достроите предложения до СЛОЖНОГО предложения:
Загорелся зелёный цвет,…… Стоит пасмурная погода,……. |
Достроите предложения до СЛОЖНОГО предложения:
Загорелся зелёный цвет,…… Стоит пасмурная погода,……. |
Спишите. Выделите грамматическую основу. |
Разбейте сложные предложения на простые. Выделите грамматические основы. |
Допишите сложные предложения. |
Шуршат под ногами опавшие листья, светит
осеннее солнце. |
Молния ярко вспыхнула, ударил гром. Наступила осень, птицы полетели на юг, небо затянулось тучами.
|
Звезда ярко горит, ________________________. Созрела пшеница, ________________________. |
Спишите. Выделите грамматическую основу. |
Разбейте сложные предложения на простые. Выделите грамматические основы. |
Допишите сложные предложения. |
Шуршат под ногами опавшие листья, светит
осеннее солнце. |
Молния ярко вспыхнула, ударил гром. Наступила осень, птицы полетели на юг, небо затянулось тучами.
|
Звезда ярко горит, ________________________. Созрела пшеница, ________________________. |
Спишите. Выделите грамматическую основу. |
Разбейте сложные предложения на простые. Выделите грамматические основы. |
Допишите сложные предложения. |
Шуршат под ногами опавшие листья, светит
осеннее солнце. |
Молния ярко вспыхнула, ударил гром. Наступила осень, птицы полетели на юг, небо затянулось тучами.
|
Звезда ярко горит, ________________________. Созрела пшеница, ________________________. |
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ПРОСТЫЕ
СЛОЖНЫЕ
_____ ______
______ .
_____ ______
______ ,
_____ ______
______ .
1. Узнать , что такое СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
2. Различать ПРОСТЫЕ и СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ по их признакам. Найти, чем они отличаются.
Алгоритм.
1. Прочитать предложение.
2. Найти основу (ы).
3. Вспомнить правило.
- Если одна основа - Простое предложение,
-Если две основы и больше и их отделяет запятая - Сложное предложение.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.