МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД № 40 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
«Использование сказкотерапии
в коррекционной работе
с детьми ОВЗ»
Подготовила:
Воспитатель Зубченко Т.А.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Вы помните свои детские впечатления от волшебных сказок? А как переживали за главного героя, как вместе с ним преодолевали трудности, радовались его удачам и победам? С персонажами сказок мы учились отличать добро и зло, щедрость и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, верность и предательство. Именно волшебные истории будили наше воображение и фантазии и помогали перевоплощаться в сказочного героя, чтобы вместе с ним постигать житейские истины, противостоять искушениям и находить выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций.
Русские народные сказки, несут в себе активизирующее воздействие – как на эмоциональную сферу ребенка, так и на речевую деятельность.
Цели коррекционных занятий :
1. Создание естественной стимулирующей среды.
2. Развитие познавательных и психических процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.
3. Развитие фонематического слуха, автоматизация звука в слогах, словах.
4. Дифференциация, автоматизация звуков, обучение чтению и письму.
5. Совершенствование навыков и умений практического общения.
6. Развитие фантазии, наглядно-образного мышления, словесно-логического мышления.
7. Снижение психофизического напряжения.
8. Актуализация эмоций.
Задачи:
Коррекционные задачи:
Создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;
Совершенствование лексико-грамматических средств языка;
Совершенствование звуковой стороны речи;
Развитие диалогической и монологической речи;
Эффективность игровой мотивации детской речи;
Взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
Сотрудничество логопеда с детьми и друг с другом;
Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка;
Приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.
Образовательные:
1. Учить детей последовательно и точно пересказывать услышанное, с учетом развития сюжета.
2. Обучить умению отвечать на вопросы проблемно - поискового характера.
3. Обучить специальным движениям и их выполнение детьми.
4. Закрепить представления об окружающем мире.
Развивающие:
1. Развивать психические процессы (внимание, память).
2. Развивать логическое мышление.
3. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую и общую моторику.
4. Развивать умение действовать по инструкции.
Воспитательные:
1. Вызывать эмоционально положительное состояние, удовольствие от совместной деятельности с другими детьми.
2. Воспитать внимательное отношение к коллективу.
3. Воспитывать слуховое внимание и память.
4. Воспитывать доброту, бережное отношение ко всему живому.
5. Совершенствовать навыки позитивной коммуникации.
6. «Проигрывание» разнообразных жизненных ситуаций.
Методы и приёмы:
1. Дискуссии
2. Беседы
3. Игры – коммуникации
4. Экологические и исторические игры
5. Проективные игры
6. Познавательные игры
7. Элементы пескотерапии
8. Музыкальное сопровождение
Сказка находит применение в различных областях работы с детьми дошкольного
возраста, имеющими речевые нарушения. И поэтому задача логопеда — так окружить
его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой –
исправлением недостатков речи.
Возможности сказкотерапии уникальны в коррекционной работе, поскольку никакой
иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на
речевую сферу ребенка.
Проигрывание сказочного сюжета требует от детей активного участия, а это, в свою очередь, ставит перед нами еще ряд условий, или факторов.
Дети дошкольного возраста чувствительны к сказочной реальности, восприимчивы, и многие еще верят в чудеса. Они с удовольствием слушают сказки и даже могут вам помочь придумать развязку. Однако дети этого возраста все же предпочитают динамичное действо. Проигрывание должно быть динамичным и достаточно простым.
Структура занятия
1. Подготовка (включение в совместную работу, эмоциональный настрой)
2. Ритуал «Вхождения в сказку»
3. Ознакомление с содержанием (рассказывание или чтение)
4. Творческая работа над сказкой (игры, упражнения, этюды, драматизация и т.д.)
5. Ритуал «выхода» из сказки
6. Интеграция (связь нового опыта с реальными обстоятельствами)
7. Резюмирование (обобщение нового опыта с уже приобретенным)
Занятия по сказкотерапии имеют продолжительность с детьми младшего дошкольного возраста - 15–20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста 25 - 40 минут.
При этом сказка может быть единственным содержанием занятия, может являться одной из составных его частей, может быть связующим звеном между играми и упражнениями.
Предпочтительно использовать следующую схему: подготовительная часть — сама сказка — проигрывание.
В подготовительную часть могут входить упражнения, создающие соответствующую атмосферу. Содержание таких упражнений может варьироваться по усмотрению психолога.
Очень эффективно в период автоматизации и дифференциации звуков, требующего от ребенка многократного повторения слов и фраз использовать элементы драматизации. Оживляя какой-либо персонаж, разыгрывая сценку с использованием настольного, театра они отвлекаются от речевых трудностей, их настроение улучшается. Использование на занятиях мелких кукол, деревянных фигурок, персонажей из «киндер-сюрпризов» , специального пальчикового театра вызывает положительные эмоции, снимает нервное напряжение, побуждает говорить правильно, а так же способствует развитию мелкой моторики.
Организация пространства тоже имеет свои правила, ведь нужно достаточно места для активных действий, но сказка требует сосредоточенности, а в большом помещении с массой отвлекающих предметов достичь этого непросто.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по песочной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб.: Речь, 2002. – 224 с.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.
Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.
Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.
Громова Т. В. « Сказочная подготовка к настоящей школе»Москва 2003.
Методическая разработка по использованию сказкотерапии
в коррекционной работе с детьми ОВЗ.
Начну с самой простой, одной из самых любимых сказок. Это конечно
Репка! Мы все выросли на этой замечательной русской народной сказке. Из первой
сказки, рассказанной на ночь мамой, из первой книжки, прочитанной по слогам
самостоятельно, мы все знаем, как Репку посадили и как вытащили. Это наша
культура и ее обязательно должен знать каждый ребенок.
Сказка «Репка»
Подготовительный этап.
Виды работ |
Задачи |
Дидактические упражнения |
Лепка. Овощ, фигурки людей (дед, баба, внучка), фигурки животных (собака, мышка, кошка)
|
Развитие активного и расширение пассивного словаря. Развитие мелкой моторики. Выполнение простой инструкции: Покажи где репка, дед и т.д. Глобальное чтение табличек. Формирование элементарных математических представлений. Развитие зрительной памяти и мышления.
|
Называние или показ картинок и фигурок. Соотнесение предмета и таблички. Игры: «Разложи по группам», «Третий лишний», «Заполни таблицу», «Кто пропал?» «Больше-меньше». Соотнесение предметов и количества.
|
Рассматривание иллюстраций, раскрашивание, вырезание персонажей сказки. |
Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики. Учить различать цвет и форму, соотносить их. Развитие восприятия, внимания.
|
«Подбери по цвету», «Одень куклу». Ответы на вопросы: Где растут овощи? Какие ты знаешь овощи? Какие овощи ты любишь? Нарисуй… Зашумленные картинки. Узнавание перечеркнутых предметов.
|
Работа с конструктивной картиной
|
Формирование коммуникативных навыков. Выполнение сложной инструкции типа: Возьми собаку и поставь ее за девочкой. Развитие внимания, мышления. Учить выражать адекватные эмоции.
|
Работа с табличками. Составление предложений с помощью табличек. Составление диалога.
|
Основной этап.
Содержание |
Задачи
|
Виды, методы и приемы работы |
ритуал входа в сказку. прослушивание сказки.
|
Создание атмосферы ожидания интересного события. Создание положительного эмоционального фона. |
Поиск волшебной коробочки по инструкции типа: Повернись направо, открой шкаф, возьми конверт. Игра: «Лабиринт».
|
драматизация сказки с фигурками и предметами.
|
Развитие коммуникативных навыков. Воспитание таких качеств как доброта, любовь к природе, взаимопомощи.
|
Кукольный театр. Кубики. Демонстрация действием.
|
творческая интерпретация сказки
|
Учить творческому пересказу.
|
Конструктивная картина.
|
Самостоятельный пересказ сказки
|
Учить пользоваться наглядным дидактическим материалом.
|
Подбор предложений к иллюстрациям. Манипулирование с фигурками, выполнение правильной последовательности сюжета сказки.
|
ритуал выхода из сказки.
|
Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной среде.
|
Упражнение на закрепление изученной сказки. |
Занятие № 1.
Задачи: Формирование активного и пассивного словаря. Развитие мелкой
моторики. Выполнение простой инструкции: покажи где репка, дед и т.д. Развитие коммуникативных навыков. Формирование математических представлений (больше – меньше; справа – слева, порядковый счет). Развитие памяти, внимания.
Оборудование: Овощ-репа, фигурки людей (дед, баба, внучка), фигурки животных
(собака, мышка, кошка)
Упражнение 1. Покажи, где…(репка, дедушка, бабушка, девочка, собака, кошка,
мышка). Сколько? Воспитанник соотносит счетный материал с количеством
фигурок.
Упражнение 2. Воспитанник берет таблички и выкладывает их около фигурок героев. Затем работаем с разрезной азбукой.
Упражнение 3. Работа с разрезной картинкой. Воспитанник собирает пазлы,
выкладывает из табличек слова с предлогами (за дедом, за бабкой, за
внучкой, за Жучкой, за кошкой); словосочетания (большая репка, сладкая репка);
предложения (Посадил дед репку. Выросла репка большая и сладкая. Тянет дед
репку, вытянуть не может. (Что делать?) Позвал дед бабку. Тянут репку вдвоем,
вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Тянут репку втроем, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку. Позвала Жучка кошку. Позвала кошка мышку. Потянули
все вместе и вытянули репку! Ура!
Упражнение 4. Последовательные картинки . «Что было сначала? Потом?»
Составление предложений из табличек.
ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ |
ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ |
ТЯНЕТ ДЕД РЕПКУ |
БАБКА ЗА ДЕДКУ |
ВНУЧКА ЗА БАБКУ |
ЖУЧКА ЗА ВНУЧКУ |
КОШКА ЗА ЖУЧКУ |
МЫШКА ЗА КОШКУ |
ВЫТЯНУЛИ РЕПКУ |
Упражнение 5. Понятия: больше, меньше, справа, слева.
Разложи овощи в корзинки.
Оборудование: Корзинки: большая и маленькая; два набора овощей.
Таблички со словами и словосочетаниями: справа, слева, большая корзина,
маленькая корзина.
Воспитаннику дается задание: 1. Поставь большую корзину справа, маленькую
корзину – слева. 2. Разложи овощи в корзины.
Упражнение 6. Классификация по тематическим группам. Овощи, животные.
Занятие № 2
Задачи: Развитие графомоторных навыков, мелкой моторики. Учить различать цвет
и форму, соотносить их. Раскрашивание по образцу.
Упражнение 1. Оборудование: Цветные иллюстрации к сказке «Репка»; краски,
кисточки, книжка-раскраска.
Упражнение 2. Копирование печатных букв и слов в тетрадку.
ДЕДУШКА БАБУШКА ДЕВОЧКА КОШКА МЫШКА
СОБАКА СЕМЬЯ РЕПКА ДОМ ОГОРОД
Упражнение 3. Аппликация: « Посади огород»
Задание: 1.вырежи из бумаги овощи. 2.Сделай репку из природного материала. 3. Выложи репку из крупы.
Упражнение 4. Мозаика. Сложи по образцу.
Упражнение 5. Задание: Разложи карточки по цвету. Разложи карточки по
форме. Правильно заполни таблицу.
Упражнение 6. На какую фигуру похож ( помидор, морковь, репа, баклажан,
капуста, картофель и т.д.)? Игра: подбери по форме.
Занятие № 3 Формирование коммуникативных навыков. Выполнение сложной
инструкции типа: Возьми собаку и поставь ее за девочкой. Развитие внимания,
мышления. Учить выражать адекватные эмоции.
Упражнение 1. Прослушивание текста с одновременным выбором
соответствующей картинки: Наступила весна (воспитанник выбирает картинку, где
изображены признаки весны). Посадил дед репку. Дедушка поливал репку.
Наступило лето. Выросла репка большая-пребольшая, удивился дед.
Стал тянуть репку, не может вытянуть. Ответы на вопросы: Кого позвал дед?
Выполнение инструкций: возьми фигурку бабки и поставь ее за дедом. Покажи, что
было дальше. (обучающийся показывает, что вдвоем они не могут вытянуть репку).
Кого позвала бабка? (воспитанник из предложенных фигурок выбирает девочку и
аналогично выполняет инструкцию), и т.д.
Упражнение 2. Подбор предложений к иллюстрациям. Подбор картинок к
предложениям.
Посадил дед репку.
Выросла репка большая.
Позвал дед бабку.
Позвала бабка внучку.
Позвала внучка Жучку.
Позвала Жучка кошку.
Позвала кошка мышку.
Все вместе и вытянули репку.
Упражнение 3. Выбор соответствующей эмоции.
Задание: Покажи, как мы удивляемся (огорчаемся, обижаемся, радуемся).
Найди картинку, где дед удивился. Какая большая репка выросла! (где дед огорчился, что
не может вытянуть репку; как все обрадовались, когда вытащили репку)
Занятие № 4 Создание атмосферы ожидания интересного события. Создание
положительного эмоционального фона.
Упражнение 1. Лабиринт. К нам в гости идет сказка, но она не может найти
дорогу. Помоги, пожалуйста, найти дорогу.
Упражнение 2. Эмоциональное рассказывание сказки «Репка».
Занятие № 5
Задачи: Развитие коммуникативных навыков. Воспитание таких качеств как
доброта, любовь к природе, взаимопомощи.
- На прошлом занятии ты слушал сказку. Как называется сказка? (обучающийся при
выборе из трех названий выбирает «Репка»). А сегодня мы будем играть в сказку. Ты помнишь героев сказки? (выбирает таблички или картинки с персонажами сказки). Затем учитель-логопед вместе с воспитанником обыгрывают сказку. На первом этапе
обучающийся повторяет действия педагога.
Затем, по мере усвоения и понимания сюжета сказки воспитанник перевоплощается в героев сказки и выполняет их действия самостоятельно.
Занятие № 6
Задачи: Учить творческому пересказу. Развивать внимание, память, воображение.
Учитель-логопед вновь эмоционально рассказывает сказку, но в конце не получается
вытянуть репку. Персонажи не знают, что им делать. Они обращаются за помощью
к мальчику. Обучающийся делает выбор между следующими вариантами: 1. Сам
становится за мышкой и помогает вытянуть репку. 2. Прикатывает машину,
обматывает репку веревкой (все помогают), и машина вытягивает репку. Все рады.
Занятие № 7
Задачи: Учить пользоваться наглядным дидактическим материалом. Развивать
память, мышление, наблюдательность. На этом занятии обучающийся
самостоятельно рассказывает сказку по серии сюжетных картинок. Воспитанники
без речи самостоятельно выкладывают в правильной последовательности
сюжетные картинки и таблички с предложениями к ним.
Занятие № 8
Ритуал выхода из сказки. Задачи: Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к
взаимодействию в привычной среде.
Упражнение 1. Беседа по сказке. Тебе понравилась сказка? Назови героев сказки.
Ты помогаешь маме, папе, друзьям? У тебя дома есть животные? Как ты
ухаживаешь за ними?
Упражнение 2. Найди тень репки.
«Чья тень спряталась?»
Упражнение 3. «Кто лишний?»
Упражнение 4. Найди героев сказки «Репка». Вниманию воспитанника
предлагается не цветная картинка, где среди пейзажа «спрятаны герои сказки.
Упражнение 5. Шнуровка «Красавица репка»
Упражнение 6. Кубики.
Упражнение 7. Оригами.
Упражнение 8. Сделай сам.
Упражнение 3. Из какой сказки?
Колобок Репка Курочка Ряба Теремок
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.