Методическая
разработка урока по литературному чтению в 4 «в» классе
17 декабря 2020 год
Урок подготовила учитель начальных классов первой квалификационной категории МКОУ «Красновосходская СОШ» Сосновская Татьяна Николаевна.
Тема: В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка
Цели:
1) расширить знания детей о творчестве В.В. Голявкина;
2) познакомить с произведением В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»;
3) формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;
4) формировать навык осознанного чтения; развивать память, связную речь, обогащать словарный запас;
5) воспитывать трудолюбие.
Оборудование: учебник, презентация
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
1) Речевая разминка
- Проведём речевую разминку
Наши руки были в мыле —
Мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
— Кто прочитайте скороговорку медленно, быстрее, ещё быстрее.
- Прочитайте хором с радостью.
- Чем занимались дети? (Мыли посуду)
- Что они делали? (Помогали маме)
- Как сказать, одним словом? (Трудились)
- А как вы помогаете своим родителям дома?
2) Работа над стихотворением Юлиана Тувима «Всё для всех».
- Послушайте внимательно стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Всё для всех» и скажите, какая основная мысль этого стихотворения?
Каменщик
строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
- Какая основная мысль этого стихотворения? (Все должны трудиться)
3. Сообщение темы и цели урока
- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы будем говорить, о труде, о том, какой ваш главный труд).
- Сколько вам лет?
- Можете ли вы сейчас работать?
- Какая самая главная ваша обязанность?
4. Изучение нового материала
1) Знакомство с биографией В.Голявкина
- Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел».
- Знаком ли вам автор? (Нет, не знаком)
- Виктор Владимирович Голявкин родился 90 лет назад в городе Баку в семье музыкальных педагогов. Родители мечтали видеть сына музыкантом, но он выбрал живопись. Сначала он окончил художественное училище с отличием, затем Институт живописи с дипломом театрального художника.
Первые его рассказы были написаны для взрослых. В 29 лет в детском журнале был напечатан первый рассказ для детей "Как решался сложный вопрос". С этого времени его признали детским писателем. На следующий год вышла первая книжка детских рассказов "Тетрадка под дождём". Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон".
Умер в 18 лет назад.
- Кем по образованию был Голявкин? (Писатель и художник)
- Кем видели его родители? (Музыкантом)
- Для кого он писал свои первые произведения? (Для взрослых).
- Как назывался первый рассказ Голявкина, написанный для детей? ("Как решался сложный вопрос")
- Как называлась первая книжка детских рассказов? ("Тетрадка под дождём").
- Ваши одноклассники также подготовили интересные факты о жизни Голявкина. Послушайте их.
Большинство своих книжек Виктор Владимирович иллюстрировал сам. Он был принят в члены Союза художников. Его картины выставлялись на выставках, а первая персональная выставка прошла в 1990 году. Две его работы были приобретены Государственным русским музеем.
Голявкин сюжеты для своих рассказов берет из жизни. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, озорники, но своими поступками заставляют задуматься читателя.
2) Работа над рассказом "Никакой горчицы я не ел".
-
Что такое горчица? (травянистое растение с жёлтыми цветами,
семена которого используются в пищевой промышленности для изготовления острой приправы).
- Какая горчица на вкус? (Горькая, острая, жжется)
- Покажите мимикой лицо, когда вы едите что-то горькое?
- Каким оно становится? (Хмурое, недовольное, скучное, грустное)
-Как вы думаете, почему произведение так называется?
1)Словарная работа.
2) Первичное чтение
3) Музыкальная физминутка
4) Анализ произведения
5) Выборочное чтение
- Почему мальчик не пошёл в школу?
- Каким же был наш мальчик?
- Что первое привлекло внимание мальчика на улице. Зачитайте.
6) План рассказа.
7) Игра «верю - не верю»
8) Работа с пословицами
- Прочитайте пословицы.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
В молодости не учился – жизнь потерял.
- Как вы думаете: какая из пословиц больше подойдёт к содержанию данного рассказа. Объясните свой выбор.
- Ребята, созвучны ли стихотворение, с которым мы познакомились в начале урока, пословицы, наш рассказ. Какая между ними связь? (все должны трудиться, приносить пользу государству)
5.
Подведение итогов урока
— Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали?
(Поучительный.)
6. Домашнее задание.
- Прочитать рассказ с.29-34 и подготовиться к инсценировке фрагмента рассказа.
- Написать письмо: чтобы я посоветовал главному герою (по желанию).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.