Конспект урока по литературному чтению
Оценка 4.9

Конспект урока по литературному чтению

Оценка 4.9
Документация
docx
16.11.2021
Конспект урока по литературному чтению
Литературное чтение.docx

 

Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 «в» классе
17 декабря 2020 год

Урок подготовила учитель начальных классов первой квалификационной категории МКОУ «Красновосходская СОШ» Сосновская Татьяна Николаевна.

 

 

Тема:  В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел». Смысл заголовка

Цели: 

1)      расширить знания детей о творчестве В.В. Голявкина;

2)      познакомить с произведением В.В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел»;

3)      формировать умение анализировать художественный текст и находить необходимую информацию в тексте;

4)      формировать навык осознанного чтения; развивать память, связную речь, обогащать словарный запас;

5)      воспитывать трудолюбие.

Оборудование: учебник, презентация

 

Ход урока

 

1. Организационный момент. 

2. Актуализация знаний.

 

     1)  Речевая разминка

- Проведём речевую разминку

Наши руки были в мыле —

Мы посуду сами мыли.

 Мы посуду мыли сами,

Помогали нашей маме.

—  Кто прочитайте скороговорку медленно, быстрее, ещё быстрее.

Прочитайте хором с радостью.

- Чем занимались дети? (Мыли посуду)

- Что они делали? (Помогали маме)

- Как сказать, одним словом? (Трудились)

- А как вы помогаете своим родителям дома?

2)      Работа над стихотворением Юлиана Тувима «Всё для всех».

- Послушайте внимательно стихотворение польского поэта Юлиана Тувима «Всё для всех» и скажите,  какая основная мысль этого стихотворения?

Каменщик строит жилища,
Платье – работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
Стало быть, так и выходит,
Всё, что мы делаем, нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.

- Какая основная мысль этого стихотворения? (Все должны трудиться)

 

3. Сообщение темы и цели  урока

- Как вы думаете, о чем сегодня будем говорить на уроке? (Сегодня на уроке мы будем говорить, о труде, о том, какой ваш главный труд).

 

- Сколько вам лет?

- Можете ли вы сейчас работать?

- Какая самая главная ваша обязанность?

 

4. Изучение нового материала

   1) Знакомство с биографией В.Голявкина

- Сегодня мы познакомимся с рассказом В. Голявкина «Никакой я горчицы не ел». 

- Знаком ли вам автор? (Нет, не знаком)

- Виктор Владимирович Голявкин родился 90 лет назад в городе Баку в семье музыкальных педагогов. Родители мечтали видеть сына музыкантом, но он выбрал живопись. Сначала он окончил художественное училище с отличием, затем Институт живописи с дипломом театрального художника.   

            Первые его рассказы были написаны для взрослых. В 29 лет в детском журнале  был напечатан первый рассказ для детей "Как решался сложный вопрос".  С этого времени его признали детским писателем. На следующий год вышла первая книжка детских рассказов "Тетрадка под дождём".  Некоторые произведения писателя легли в основу художественных фильмов: "Валька - Руслан и его друг Санька" (по повести "Ты приходи к нам, приходи"), "Мой добрый папа", "Боба и слон".

Умер в 18 лет назад.

- Кем по образованию был Голявкин? (Писатель и художник)

- Кем видели его родители? (Музыкантом)

- Для кого он писал свои первые произведения? (Для взрослых).

- Как назывался первый рассказ Голявкина, написанный для детей? ("Как решался сложный вопрос")

- Как называлась первая книжка детских рассказов? ("Тетрадка под дождём").  

- Ваши одноклассники также подготовили интересные факты о жизни Голявкина. Послушайте их.

Большинство своих книжек Виктор Владимирович иллюстрировал сам.  Он был принят в члены Союза художников. Его картины выставлялись на выставках, а первая персональная выставка прошла в 1990 году. Две его работы были приобретены Государственным русским музеем.

Голявкин сюжеты для своих рассказов берет из жизни. Главное население его книг – мальчишки. Вероятно, по той простой причине, что сам Виктор Владимирович – бывший мальчишка и сын его такой же. Всегда ведь лучше писать о том, что тебе лучше знакомо. Голявкинские дети, то есть в основном мальчишки, озорники, но своими поступками заставляют задуматься читателя.

    2) Работа над рассказом "Никакой горчицы я не ел".

- Что такое горчица? (травянистое растение с жёлтыми цветами, семена которого используются в пищевой промышленности для изготовления острой приправы). 
- Какая горчица на вкус? (Горькая, острая, жжется)

- Покажите мимикой лицо, когда вы едите что-то горькое?

- Каким оно становится? (Хмурое, недовольное, скучное, грустное)

-Как вы думаете, почему произведение так называется?

1)Словарная работа.

 2) Первичное чтение

 3) Музыкальная физминутка

 4) Анализ произведения

 5) Выборочное чтение

- Почему мальчик не пошёл в школу?

- Каким же был наш мальчик?

- Что первое привлекло внимание мальчика на улице. Зачитайте.

6) План рассказа.

7)  Игра «верю - не верю»

8) Работа с пословицами

- Прочитайте пословицы.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.  
Откладывай безделье, да не откладывай дела.

В молодости не учился – жизнь потерял.

- Как вы думаете: какая из пословиц больше подойдёт к содержанию данного рассказа. Объясните свой выбор.

- Ребята, созвучны ли стихотворение, с которым мы познакомились в начале урока, пословицы, наш рассказ. Какая между ними связь? (все должны трудиться, приносить пользу государству)

 

5. Подведение итогов урока
— Развлекательный или поучительный рассказ мы прочитали? (Поучительный.) 

 

6. Домашнее задание. 

- Прочитать рассказ с.29-34 и подготовиться к инсценировке фрагмента рассказа.

- Написать письмо: чтобы я посоветовал главному герою (по желанию).


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 «в» классе 17 декабря 2020 год

Методическая разработка урока по литературному чтению в 4 «в» классе 17 декабря 2020 год

Какая основная мысль этого стихотворения? (Все должны трудиться) 3

Какая основная мысль этого стихотворения? (Все должны трудиться) 3

Работа с пословицами - Прочитайте пословицы

Работа с пословицами - Прочитайте пословицы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.11.2021