Конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Школа России»
Тема: М. Пляцковский «Помощник»
Цель: обеспечить условия для включения учащихся в активную читательскую деятельность.
Задачи:
•учить читать осознанно, отвечать на вопросы, работая с текстом;
•учить высказывать свое мнение о прочитанном произведении;
•развивать умение работать в паре, оценивать свою работу.
•воспитывать интерес к чтению.
1. Организационный момент
- Ребята, все готовы? Молодцы. Садитесь
- Чем мы занимаемся на уроках литературного чтения? (читаем, рассуждаем, учимся думать, отвечать на вопросы)
- А как надо работать на уроке, чтобы все получилось?
- Правильно, а начнем мы с поговорки
Работаем с поговоркой: «У ленивого рыболова не бывает улова» (чтение с разной интонацией).
- Молодцы! Запомните поговорку, она еще сегодня пригодится.
2. Работа с текстом до чтения
- Послушайте и скажите, что это?
Звучит отрывок из песни «Улыбка».
- Итак, что прозвучало?
- А вас ничего не удивило?
- Да урок чтения и почему то песня? Кто догадался, почему?
Правильно, песня это стих и у него есть автор.
-Имя автора слов песни «Улыбка» (Михаил Спартакович Пляцковский).
- Знакомо ли вам это имя?
- Автор вам не знаком, но его произведения вы хорошо знаете. Сейчас он известен как поэт-песенник: «Чему учат в школе?», «Если добрый ты», «Дважды два – четыре», «Не дразните собак» и др.
- Сегодня мы познакомимся с произведением этого автора.
- Кто такой помощник? Что он делает?
- Подберите однокоренные слова.
- А каким должен быть помощник?
- Как вы думаете, кто может стать помощником?
- Вы догадались, о ком мы будем читать?
- Откройте учебник на стр. 22
- Прочитайте заглавие.
- Кто не читал это произведение, выскажите предположения, о чем будем читать? Можно ли узнать из заглавия, кто герои произведения?
- Рассмотрите иллюстрацию. Кто герои? Предположите, что с ними может произойти?
- Как вы думаете, какое это произведение по жанру? Почему?
3. Работа с текстом. Первичное чтение. Выявление первичного восприятия.
- Прочитаем, проверим ваши предположения. Следите (чтение учителем).
- Итак, мы как думали вначале? Совпали наши представления?
- Что вы чувствовали, когда узнали, что произошло?
- Это сказка? Докажите.
- Кто главные герои? Как их зовут?
- Как вы думаете, почему автор дал им такие имена?
- Попробуйте ответить, одним словом. Какой ослик? А кролик? (ленивый, трудолюбивый)
- Какие слова в тексте были непонятны?
4. Физкультминутка
5. Работа с текстом. Выборочное чтение с комментированием и словарная работа.
- Чтобы вам было легче читать, потренируемся в чтении сложных слов.
•чтение слогов
•чтение слов по слогам
•чтение целыми словами
•чтение жужжание
- Найдите и прочитайте, о чем попросил кролик ослика?
- Что ответил ослик?
- У ослика действительно болела голова?
- Прочитайте, какие слова это доказывают?
- Объясните, притворно вздыхая – это как?
- Подберите синоним к слову притворяться? (обманывать)
- Прочитайте, что стал делать кролик после отказа ослика в помощи?
- А что было у кролика на обед?
- Как ослик об этом узнал?
- Покажите, как это «учуял»?
- Подберите, синоним к слову учуял.
- Прочитайте, что предложил ослик кролику, когда учуял запах супа и что ответил кролик?
6. Работа с текстом после чтения. Беседа, определение главной мысли. План сказки.
- Ребята, а вам ослика не жалко? Почему нет (да)?
- Почему ослик попал в такую неприятную ситуацию?
- Вспомните поговорку «У ленивого…»
- А какие еще пословицы и поговорки подходят к содержанию этой сказки?
•Как аукнется, так и откликнется.
- Подумайте, а герои сказки – друзья?
- На стр. 23 прочитайте пословицы. Какая пословица подходит каждому из героев?
•Не тот друг, кто потакает, а тот, кто на ум наставляет.
- Что значит, потакает, подберите синоним. (Поощряет)
- А что может сделать ослик Алфавит, чтобы изменить ситуацию?
- Ребята, русские народные сказки часто заканчиваются словами: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». А чему учит сказка М. Пляцковского?
7. Физкультминутка
8. Работаем в паре. Вспомните правила взаимодействия в паре:
1. Каждый должен стараться.
2. Не забывай, что работаешь ты не один.
Каждый хочет высказать своё мнение.
Будь внимательным к своему товарищу.
3. Во время обсуждения бывает рабочий шум.
Помни, в большом шуме не очень хорошо думается.
4. Умей выслушать другого, пойми его, а потом выскажись.
5. Чтобы каждый смог высказаться, распределите роли: кто – зачитывает задание.
- У вас на столе листочки. Прочитайте предложения и восстановите последовательность событий в сказке. Для этого расставьте цифры 1, 2 и т.д. Проверка.
- Посмотрите, что получилось? (План)
9. Домашнее задание
- По этому плану дома попробуйте пересказать сказку.
- А как лучше, интереснее прочитать сказку?
- Какие роли выделим?
- Как читать роль кролика, с какой интонацией? (вежливо, спокойно, доброжелательно)
- А роль ослика? (тихо, притворно болен/ уверенно, с хитрецой)
- Заложите на стр. закладку, закройте учебник.
10. Итог урока. Рефлексия
- Что порадовало во время работы?
- Что вызвало затруднения?
- Какое произведение читали?
- Кто автор? Что о нем узнали?
- А закончим мы урок песней М. Пляцковского «Если добрый ты…»
- Спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.