Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Хлеб - всему голова!"
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Хлеб - всему голова!"

Оценка 5
Работа в классе
docx
воспитание
2 кл—4 кл
03.07.2024
Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Хлеб - всему голова!"
Хлеб - всему голова!.docx

Тема: “Хлеб всему голова”

Задачи:

Углубить и расширить знания детей о хлебе.

Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу.

Учит детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации.

 

1.Организационный момент.

                                   Поговорим сегодня о хлебе! О родном, неразлучном…

                                   И так без конца. Всё о том, о насущном, что в поте лица.

Ломоть хлеба, хорошо испечённого пшеничного хлеба, составляет одно из величайших изобретений человеческого ума. 

                                          “Хлеб сила тысяч рук, тепло тысяч сердец”. 

Задумайтесь! Как мы на самом деле относимся к хлебу. Любовно? Бережно? Или может быть от того, что он нам сейчас достаётся легко – не очень? Забежишь в магазин и через минуту выходишь с хлебом.                      “В качестве нашего хлеба – качество нашей жизни”.                                                                                                                                                                                                     
                                                                         (Звенит звонок).

2. Изучение новых знаний.
    1. Сценка
1-й ребенок: Перемена! Скорее в столовую!
Три или четыре человека рассаживаются за стол, стоящий на сцене. На столе — «булочки», компот в стаканах. Один ребенок балуется булочкой: сначала крошит ее, потом начинает кидать в остальных.
2-й ребенок: Хватит! Нужно хлеб любить!
3-й ребенок: С хлебом не смешно шалить!
4-й ребенок (тот, кто баловался): Мне забавно одному!
1-й ребенок: Это (показывает на булочку) голова всему!!!
(Дети разбегаются.)
Входит пекарь в белом колпаке. В руках у него корзина с хлебом — батоны, буханки, булочки. На шее — связка сушек. Поет на мотив песни «Не кочегары мы, не плотники» (из к/ф «Высота»):
Не кочегары мы, не плотники,
Но сожалений горьких нет как нет...
Хлебозавода мы работники,
Вам из пекарни шлем привет!!!
Пекарь: Здравствуйте, ребятки! Я к вам прямо с работы. Прямо с хлебозавода. Вот и свежую выпечку принес. А сценку вы хорошую показали. Часто дети балуются с хлебом! Часто! Но
вы-то не такие?
Дети: Нет!
Пекарь: Как вы думаете, что делает пекарь на хлебозаводе? Дети: Выпекает хлеб!
Пекарь: Верно! Но какой длинный путь проходит буханка, прежде чем оказаться на прилавке магазина! Давайте разберемся, с чего начинается путь хлеба.
(За верную последовательность ребенок награждается сушкой).
    2.Игра «Откуда берется хлеб»
Детям покрывают рисунки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном .порядке.

1.Вначале хлеб посеяли зерном,

Потом ростки лелеял агроном.

Затем взял колос в руки комбайнер,

В ладонях его бережно потер.

Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,

Он убирать его с комбайном в поле вышел.

 

2.Потом муку смололи из зерна

И к пекарю  отправилась она.

А тот уж постараться смог:

Такие булки вкусные испек!

Цени, люби и уважай того,

Кто сеял хлеб, растил и пек его!


Пекарь: Молодцы, ребята!!! Ох, много у нас на хлебозаводе работы. Сначала машины привозят муку и она хранится у нас в подвалах. Потом ее просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста что только не выпекают — его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички — настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю.
Люди день и ночь работают в полях, чтобы вырастить и собрать урожай пшеницы. В любую погоду, дождь ли, жара...
За время посевной хлеборобы сталкиваются со множеством трудностей— это и засуха, и палящее солнце. Вот какой огромный труд вкладывают селяне, чтобы хлеб оказался на столе!
А вы хлеб любите?

Дети: -ДА!!!

“Худ обед, коли хлеба нет” – говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Пшеницу, рожь, ячмень – называют ещё жито, Их название сходно со словом “жить” не случайно. Они – основные кормильцы. Масса достоинств в этом продукте, и одно из главных – он никогда не преедается. 1000 лет существует на Земле этот удивительный продукт, и всё это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду.

   Первым “хлебным растением” надо считать не пшеницу, а дуб. Советскими археологами в Кировоградской области найдены высушённые и растёртые в муку жёлуди, из которых здесь пекли хлеб более 5000 лет назад Также орехи, как и жёлуди, растирали в муку. Недаром орехам приписывали  в легендах волшебную силу. Они делали человека неуязвимым, останавливали летящую стрелу, прекращали пожар и грозу. Тогда верили в то, что ореховая ветка может указывать зарытые клады.

  А вы знаете как хлеб ели раньше? Нарежут ломтями, крошки соберут в ладонь,  поднесут ко рту. Не от бедности это. А потому, что “кто землю сам пахал, тот за столом разрежет хлеб, не проронив ни крошки”. В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. Его ломали на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди.

     3.Игра «Мама пироги печет»
(Читается стихотворение, которое сопровождается соответствующими действиями).
Вот так бабушка прядет,
Мама так пирог печет,
Так цыплят зовет сестра,
Я на липу влез с утра.
Колет дед вот так дрова,
Я несу их вглубь двора.
Так отец рубанком — струг,
Все умею я, мой друг!
Пекарь: Какие вы молодцы! Все успеваете!

 

     4.Рассказ учителя о хлебе

      Изобилие хлеба, как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всем мире. Но все ли из вас знают, каким нелегким трудом достается хлеб?

        Все ли представляют себе, что, подобно капле воды, отражающей солнце, он вобрал труд тысяч людей.

      Как появился хлеб на земле? Этому открытию свыше 15 тыс лет. Давным-давно люди ели просто зерна с водой, затем научились растирать их между камней и смешивать с водой. Самый первых хлеб был в виде жидкой каши. Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой.  

 Слово “хлеб” имеет древнегреческое происхождение. Греки выпекали свой хлеб в специальных горшках которые назывались “клибанос”. Отсюда произошло готское слово “хлайфс”, которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы.Слово “хлайб”, очень напоминающее наш “хлеб” или эстонское “лейб”.

    В древности очень почитался хлеб, он считался отдельным блюдом. В средние века во многих европейских странах свежеиспеченный хлеб могли есть только члены королевской семьи, хлеб вчерашний предназначался для окружения короля (высшего общества), хлебные изделия, выпеченные два дня назад, ели помещики и дворяне, хлеб трехдневной давности служил пищей для монахов и школьников, а хлебом, испеченным четыре дня назад, кормились крестьяне и мелкие ремесленники.

     На Руси выпечка хлеба считалась делом ответственным и почетным. Пекли хлеб с медом, маком, творогом, ковриги, пироги, сайки, калачи. Пекари подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников.

     О хлебе в народе говорили как о живом существе: хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же, как и к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его. На Руси пекари пользовались особым уважением, их никогда не называли Ивашка, Федька, Петрушка – величали уважительно, полными именами Иван, Федор, Петр. Высоко ценили хлеб на Руси. Уважали людей, которые растят и убирают хлеб. Во все времена хлеб был и остается продуктом, способным прокормить человека.


       5. А знаете ли вы, что дарить хлеб значило желать благополучия и богатства? Издавна хлеб и все хлебные растения считались священными. К хлебу надлежало относиться с особенным почтением. У наших предков славян было принято держать буханку хлеба в красном углу. Хлеб, лежащий перед Иконами, символизировал связь между людьми и Богом. А вы Можете рассказать мне какие-нибудь приметы, связанные с Хлебом?

1.Если падал хлеб на землю, ребёнок должен поднять его и поцеловать.

2.Оберег клали в колыбель к новорожденному.

3.Брали  его с собой в дорогу, чтобы охранял в пути.

4. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберёшь его счастье и силу.

5. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

6. Дашь во время еды хлеб со стола собаке – постигнет бедность.

 

      6.Физкультминутка

Едем в поле. (Дети встают друг за другом «едут» в поле на машинах.)

На кочку наехали (Подпрыгивают.)

В яму заехали (Приседают.)

Горки объехали (Делают повороты вправо и влево.)

и на поле приехали.

— На какое огромное поле мы приехали. Посмотрите на колосья — они все разные: один высокий, а другой ...

Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный.)

Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная.)

Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное.)

Из ячменя готовят кашу, значит, каша какая? (Ячменная.)

Овсяное печенье пекут из ... .


3.Закрепление изученных знаний.
   1.Пословицы и поговорки

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.
Без соли хлеб не еда.
Без соли, без хлеба — половина обеда.
Без хлеба куска везде тоска.
Без хлеба святого все приестся.
Калач приестся, а хлеб никогда.
Всяк на себя свой хлеб добывает.
Горька работа, да хлеб сладок.
Жнут порою, а жуют зимою.
За краюшкой погонишься — каравай потеряешь.

Игра «Жок-жок-жок — это пирожок»
Пекарь читает стихотворение, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.
Жок-жок-жок — это (пирожок).
Шки-шки-шки — мама жарит (пирожки).
Шки-шки-шки — мы любим (пирожки).
Жок-жок-жок — кушай, Женя, (пирожок).
Ач-ач-ач — вот (калач).
Чи-чи-чи — пекутся в печке (калачи).
Чи-чи-чи — мы любим (калачи).
Чи-чи-чи — на праздник будут (калачи). )


Да, хлеб — это дар земли. Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что получали они в день всего лишь сто граммов хлеба, совсем маленький кусочек. И эти крохи помогали им выжить в то суровое время. Поэтому и сейчас они так трепетно относятся к хлебу.

бережем и ценим хлеб? Я узнала, что ребята одного поселка провели подсчет: если каждый человек за день недоест и выбросит 50 граммов хлеба

( показывает кусочек хлеба в 50 граммов), это составит 200 килограммов, т.е. около 200 буханок хлеба  окажутся выброшенными.

         Если каждый ребенок в нашей школе будет не доедать, выбрасывать вот такой кусочек хлеба, а это 30 г, то в день мы будем выбрасывать 30*200= 6000 г=7 кг хлеба. Вроде кусочек маленький, а это 7 булок хлеба.

 

“Хлеб – драгоценность. Им не сори!

Хлеба к обеду в меру бери.”

 

Мальчик,

Ногами пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб-

Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали,

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»


Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а кро
кормить птиц. Хлеб надо беречь!

 

4. Рефлексия.

    1.Викторина

 – А сейчас проведем небольшую викторину, вспомним, о чем говорили.

- Кто трудится на полях, чтобы посадить и собрать урожай? (Трактористы, комбайнеры, шоферы, агрономы).

- Как одним словом назовем трактористов и комбайнеров? (механизаторы).

- Как лесные насаждения помогают хлеборобам? (Они сохраняют влагу в почве).

- Куда зерно ведут после уборки? (На элеватор – особое хранилище для зерна).

- Где зерно превращают в муку? (На мельнице, мельзаводе, мелькомбинате).

- Что нужно сделать с мукой, чтобы испечь хлеб? (Замесить тесто).

- Знаете ли вы, что такое квашня? (деревянная кадка для теста, а также заправленное дрожжами забродившее тесто)                                                                                                                                                                              

Как вы понимаете слова – пшеница яровая и пшеница озимая? (яровая сеется весной, в лето: озимая – осенью, в зиму).
Дети по очереди читают строчки стихотворения:
Хлеб наш берегите!
Хлебом не сорите!
Хлеб наш уважайте!
С хлебом не играйте!
Хлеб выбрасывать нельзя!
Берегите хлеб, друзья!


Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нем — земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем...
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!


Читая стихотворение, Пекарь раздает детям булочки из своей корзин

     2.Это интересно!

Батон – с франц.baton  – палка, жезл, Видимо по внешнему виду .

Булка – от польского bulka  - это уменьшительная форма от слова bula – большой, круглый

               хлеб.

Калач – от корня “коло” (колесо) с помощью суффикса “ачь”, со времён развития в нашей

              речи аканья – “колачь” превратился в “калач”

Сойка – “сай” – с эстонского”белый”. История в Росии со времён Николая ІІ  рассказывает, что однажды вызвали булочника к генерал губернатору. Оказывается в хлебе нашли таракана. Однако Филиппов был умным мужиком ,не растерялся, сказал, что это не таракан, а изюм и съел его, Вернувшись домой, он приказал рабочим постоянно добавлять изюм в тесто.                                                                                                                                                                      Паразит – от греческого ”нахлебник”. Произошло от древнегреческой традиции некоторых людей получать жертвенный хлеб за счёт языческого храма. В начале не имело  унизительного смысла, но потом стало почти ругательством.

   Самую большую булку хлеба испекли в Мексике в 1996 году в городе Акапулько. Она была 9 км 200м в длину.

                                                C детских лет запомни навсегда:

                                                Хлеб – земля, хлеб – вода!

                                                Он – песня, он – знания и свет,

                                                Спасибо, друзья хлеборобы, за самое сущее – хлеб!

 

 

 

 

 

 


 

Тема: “Хлеб всему голова” Задачи:

Тема: “Хлеб всему голова” Задачи:

И к пекарю отправилась она.

И к пекарю отправилась она.

Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой

Когда люди научились добывать огонь, то стали поджаривать раздробленные зерна с водой

Без соли, без хлеба — половина обеда

Без соли, без хлеба — половина обеда

Поговорим сегодня о хлебе! О родном, неразлучном…

Поговорим сегодня о хлебе! О родном, неразлучном…

Сойка – “сай” – с эстонского”белый”

Сойка – “сай” – с эстонского”белый”
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.07.2024