Тема: И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек» (2 урок)
Цели:
Планируемые результаты:
Предметные:
Личностные:
Тип урока: закрепление знаний.
Оборудование: учебник литературного чтения: 3кл.: Учебник: В 2 ч./ Климанова Л.Ф - Ч.2.стр; презентация
Этап урока, методы и приемы |
Время |
Содержание урока. Деятельность учителя. |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный Словесный: Эмоциональный настрой на работу. |
1 мин |
Приветствие! . |
Приветствовать учителя; Настраиваться на работу |
Л : Учиться уважать себя, сверстников и старших. |
Актуализация знаний Словесный: Слово учителя. |
9 мин. |
- С каким произведением познакомились на прошлом уроке? Кто автор? (И. С. Соколов - Микитов " Листопадничек ") - И это тема нашего урока сегодня. - Произведение мы прочитали, второй урок будем работать с ним? (Чтобы понять текст, проанализировать его) Цель урока : анализ рассказа И. С. Соколова - Микитова " Листопадничек " - Какие 7 правил чтения вы знаете? Над какими пунктами мы уже поработали? Что ещё надо проанализировать? Дайте ответ, используя слова: узнать, определить, выявить..
- Это и будут наши задачи на урок. -Вы прочитали рассказ или сказку? Докажите. (животные разговаривают, события нереальные) -Почему сказка называется "Листопадничек? -Проверим, что знаете об авторе. - Назовите фамилию, имя и отчество автора. Почему фамилия двойная? (Слайд с портретом автора) - Что означают эти числа в жизни писателя ? 1892 (родиля в этом году), 20 (последние 20 лет жил в доме на берегу Волги), 83 (прожил столько лет), 1 (воевал в 1 мировую войну), 1975 (умер) - В каких экспедициях участвовал? (экспедиции по освоению Северного морского пути) -Что было главной добычей после каждой охоты? (книги) - Как называлась газета, которую он издавал с детьми в деревне? ("Заячья газета") - Почему в последние годы Иван Сергеевич наговаривал свои произведения на диктофон? (ослеп) Словарная работа - Какие непонятные слова встретились вам при чтении текста? На слайде по очереди появляются слова, дети читают хором и объясняют их значение. - Назовите героев сказки. Кто главный герой? |
Отвечать на вопросы. Ставить цели и задачи на урок. Отвечать на вопросы по рассказу. Проводить словарную работу. Проверка их понимания. Отвечать на вопросы. |
Р: принимать и сохранять уч. задачу Р: адекватно воспринимать оценку учителя П: осуществлять подвед. под понятие П: строить речевое высказывание Р: принимают и сохраняют уч. задачу |
Решение частных задач 1) Работа над первой частью. Работа над второй частью. |
12 мин. |
Выборочное чтение. - Сейчас я назову слово, а вы найдите и прочитайте предложение, в котором оно есть. - Журавли, журавлята, медведи, ежи, змеи, зайчата. - Почему заплакали зайчата? - Что им сказала зайчиха ? - Успокоились ли зайчата? -Прочитайте, что решил Листопадничек ? - Составим опорную схему про Листопадничка по 1-ой части. Работа в парах Посмотрите на слайд и уберите лишнее. (Ученики убирают словосочетания: мечтал полетать, стало скучно. Объясняют свой выбор) - родился осенью - мечтал полетать - стало скучно - боится замерзнуть - решил убежать в теплые страны - Определите главную мысль этой части. Придумайте название части. (Листопадничек убежал в тёплые страны.) Чтение в парах - Прочитайте 2-ю часть в парах по предложению и ответьте на вопросы. (Вопросы на карточках у каждой пары) 1) Куда прибежал Листопадничек? 2) С кем он встретился? 3) Зачем бобра валили большие деревья? 4) Почему Листопадничек решил остаться в хатке у бобров? 5) Когда заяц вспомнил свою мать - зайчиху? 6) Как зайчик помогал бобрам? 7) Трудная ли была эта работа? 8) Понравилась ли зайцу еда бобров? Почему? Что едят зайцы? 9) Каких животных пугался? 10) Как прошла зима для зайчонка? Проверка работы в парах. -Прочитайте и сократите опорную сеть для этой части - прибежал к речке - увидел как бобры строят плотину - попросился в хатку с бобрами - прыгнул в хатку - остался в хатке у бобров на зиму - стал у бобряток нянькой - испугался выдры - за долгую зиму большого страха натерпелся - часто вспоминал свое гнездо и мать -Какая основная мысль этой части, как озаглавим? (Жизнь Листопадничка в хатке у бобров) |
Выборочное чтение. Отвечать на вопросы. Работать в парах. Приходить в общему мнению Делать вывод. Читать в парах. Отвечать на вопросы. Проверять свою работу. |
П: строят речевое высказывания Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Физминутка Пр.: физические упражнения |
1-2 мин |
- Повторяйте за мной движения … - Садитесь |
Выполнять упражнения |
Л: ориентировка на ЗОЖ |
Решение частных задач Работа над 3и 4 частями. Определение новизны Определение смысловой доминанты (мешочек со смыслом) |
12 мин. |
Чтение 3 и 4 части по вариантам. Выборочное чтение. 1. Что произошло на лесной речке? 2. Как автор показал, что заяц боится холодной воды? 3. Что предложил старый бобр Листопадничку? 4. Почему пришлось плыть самому? 5. Как повела себя мать-зайчиха, когда узнала сын? 6. Каким зайцем прослыл Листопадничек? Восстановите опорную сеть.(слайд) (Работа в парах)
Проверка работы в парах. Определите главную мысль 3 и 4 частей (в группах по вариантам), озаглавьте части. (3 часть - Счастливое спасение. 4 часть - Возвращение к маме.) -Определите, что нового вы узнали при работе над этой сказкой? Работа с пословицами(слайд) Выберите самые точные пословицы, которые больше всего подходят к теме нашего урока. Объясните свой выбор. (Работа в группах)
Это и будет смысловой доминантой сказки. Только дома нас ждут, любят, заботятся о нас. Дом- это там, где живут самые родные и близкие нам люди. А в народе говорят: "В гостях хорошо, а дома лучше!" |
Отвечать на вопросы Доказывать свою точку зрения Называть героев произведения Восстанавливать опорную сеть в парах. Проверять. Отвечать на вопросы. Работать с пословицами. |
П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием; П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; П:строят речевое высказывание |
Итог урока Сл.: ответы на вопросы Рефлексия Словесный: ответы на вопросы, самоанализ домашнее задание |
5 мин. |
-Какая была тема урока? -Что писатель мог наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке? - Какую истину вы сегодня поняли, открыли для себя? (Надо дорожить своей Родиной, любовью близких. Они главная опора в жизни) -Со всеми ли задачами мы сегодня справились? - Оцените как вы поработали. Лист самооценки. 1. Знал значения всех непонятных слов. 2. Знал ответы на все вопросы про автора. 3. При работе в парах и группах успел выполнить все задания. 4. Понял смысловую доминанту. 5. Активно работал на уроке. Представьте, что путешествие Листопадничка продолжилось .Какие ещё приключения могли бы с ним произойти ? Придумать свой рассказ. Проиллюстрируйте любой эпизод сказки. |
Делать нравственный выбор. Отвечать на вопросы. Делать вывод по теме. Оценивать свои достижения. Записывать домашнее задание |
П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез П: строят рассуждения Р: осуществляют итоговый контроль. Р: сам |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.