Конспект урока по литературному чтению .4 класс. Учитель: 1 категории Серова Э.В., г. Нижний Тагил Тема: «Сочинение – отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению .4 класс. Учитель: 1 категории Серова Э.В., г. Нижний Тагил Тема: «Сочинение – отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Оценка 5
docx
28.02.2022
Конспект урока по литературному чтению .4 класс. Учитель: 1 категории Серова Э.В., г. Нижний Тагил Тема: «Сочинение – отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
сочинение.docx

Тема урока: «Сочинение – отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь»

 

Цели урока: создать условия для формирования  умения «читать» картину, понимать идейный замысел художника, выражать основную мысль картины в сочинении, самим отбирать и систематизировать соответственный материал для написания сочинения-описания пейзажа

 

Планируемые результаты:

Личностные:  обогащение духовно - нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формирование интереса к учению.

 

Метапредметные:

Предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме

Регулятивные: построение плана, а не его основе и самого сочинения, учитывая причинно-

следственные связи, пространственные отношения

Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии, компонентов культуры

Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения раз-

ных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками

 

 

Ход урока

 

I.                   Самоопределение  к  деятельности

 

Отгадайте загадку.

Рады, рады все на свете,

Рады взрослые и дети!

В гости снова к ним пришла

Кто? - Красавица... (зима)

 

-Что очень часто происходит в зимнее время? Это связано с явлением природы и состоит из двух корней. (Снегопад).

-А какой месяц зимы нас интересует, вы узнаете, отгадав ещё одну загадку.

Что за месяц лютый, вьюжный?

Назовите, дети, дружно -

Он Весне дает дорогу,

Защищает недотрогу,

Отправляясь на покой,

Зиму заберет с собой. (Февраль)

 

-А какой сейчас идёт месяц?

-Каким мы увидели этот месяц? – снежным, морозным, ветряным.

Иногда в старину этот месяц называли ветродуй.

- Почему его так называли? (В этом месяце очень часто дуют сильные ветра.)

  Февраль - самый короткий месяц в году, финал зимы. Последние холода. Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится меж голых берез и осин, забивает еловые лапы снегом. А в безветрие все засыпано инеем. Шелковистая вата снегов нежно румянится в свете заката.

Крепкие морозы в феврале бывают только по ночам. Днем в затишье начинает пригревать солнце. Недаром февраль, по народному календарю, двуликий месяц: и ЛЮТЕНЬ, и БОКОГРЕЙ.

День ото дня становится светлее. Почти на два часа прибавляется в феврале день. Впереди - предвесенье. Но еще зима, зима...

- Сегодня у нас в гостях зима. В каждом времени года есть своё очарование. Зиме посвящено много картин. Каждая картина хороша по-своему. Но сегодня мы особое внимание уделим картине Игоря Грабаря «Февральская лазурь».


II. Актуализация знаний

1.Работа по вопросам:

 

-Как иначе можно назвать художника?  (Мастер, живописец, автор полотна).

-Как иначе можно назвать картину?  (Полотно, шедевр, произведение искусства)

2.  Беседа по вопросам:

-Как называется картина, на которой изображена природа? (пейзаж)

-Каких художников-пейзажистов вы знаете?

-Чем описание отличается от других типов речи?

-Какие ещё типы речи вы знаете?

-Что можно описывать?

-Какую роль в русском языке играют имена прилагательные?

 

III. Постановка учебной задачи

 

    «Искусство, искусство и искусство. С детских лет и до сих пор оно для меня – почти единственный источник радости и горя, восторгов и страданий, восхищения и возмущения, единственное подлинное содержание жизни», - писал И.Э.Грабарь

    «Февральская лазурь» - самый известный пейзаж Игоря Эммануиловича Грабаря. Даже в небольшой репродукции «Февральская лазурь» ярка, красочна, создаёт впечатление праздника. Этот пейзаж был особенно дорог и самому художнику. На склоне лет И. Грабарь с удовольствием вспоминал и подробно рассказывал о том, как создавался этот пейзаж. «Февральскую лазурь» художник увидел в Подмосковье, когда гостил у друга. В одно солнечное февральское утро И. Грабарь вышел, как обычно погулять, побродить вокруг усадьбы, и его поразило необычное состояние природы. «Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник – праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом cнегу», - вспоминал художник. Грабарь любовался берёзами, он всегда говорил, что из всех деревьев средней полосы России больше всего любит берёзы, особенно «плакучие». В то утро одна из берёз привлекла его внимание, поразив редкостной красотой ветвей. «Я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты; какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба. Если бы хоть десятую долю этой красоты передать,  и то будет бесподобно», - подумал художник. Две недели природа одаривала солнечными днями, словно позируя художнику. А он торопился запечатлеть эту красоту.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

 

1.Беседа по вопросам:

-Прослушав воспоминания И. Грабаря, можно ли сказать, что автор картины владел не только кистью, но и словом? (Да, он очень выразительно, красочно описал словами красоту февральского дня, его яркие и нежные  радужные краски.) 

- Что делает текст-описание особенно выразительным? (Метафоры, олицетворения, эпитеты.)

- Запишите наиболее яркие образные выражения, которые вы бы хотели использовать в сочинении. (Перезвоны и перекликания всех цветов радуги голубая эмаль небаритмичное строение ветвей, природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу...)

-А как по-другому можно назвать этот праздник? (Праздник  яркого февральского дня, радужных февральских красок.)

-Назовите прилагательные, обозначающие цвета, которые вы можете использовать в своём сочинении (лазоревый, жемчужный, коралловый, сапфировый, ультрамариновый).  

 

2. Беседа по картине:

-Картина называется «Февральская лазурь». Почему художник выбрал это название?

-Объясните значение слова лазурь. (Это светло-синий цвет, голубая или светло-зелёная краска с сиреневатым оттенком)

-Когда бывает такое небо? (Такое небо бывает в феврале и марте в яркий солнечный день)

-А какое небо на картине Грабаря?

- Что нам помогает понять, что день, изображённый на картине, - солнечный? (Сверкают стволы берёз. На них тоже отблески солнца.)

- Какова береза на переднем плане? Что можно сказать о цвете её ствола, ветвей, о цвете прошлогодней листвы на её верхушке?

- Рассмотрите задний план картины. Что виднеется на горизонте? Что можно сказать о березках?

- Рассмотрите небо. Как меняется его цвет, какое оно наверху, какое у горизонта? Есть ли на нем облака?

- Рассмотрите снег. Много ли его? Какого он цвета на солнце? В тени?

- Приходилось ли вам наблюдать удивительную красоту в природе?

- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину?

-Какое настроение вызывает у Вас картина?

- Как вы думаете, почему картина вызывает именно такое настроение?

- Удалось ли художнику передать красоту зимнего леса?

- Почувствовали ли вы ликование природы?

 

3. Составление плана сочинения.

1 И.Э.Грабарь – мастер пейзажа.

2. Праздник природы на картине «Февральская лазурь»

а) зимний солнечный день

б) лазурное небо;

в) красавица береза;

г) удивительный снег;

д)дальний план.

3. Почему картина названа «Февральская лазурь»?

4. Чудо, подаренное художником.

4. Словарная работа. Подбор опорных слов для написания сочинения.

- Давайте ещё раз повторим те эпитеты, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения. (Слова день, небо, воздух, снег, берёза записаны на карточках. К ним записываются на доске слова-эпитеты)

День – морозный, солнечный, ясный.
Небо – голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное.
Воздух – чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется.
Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями.
Берёза – большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.

5.Попробуйте составить связный текст, опираясь на составленный план.
Дети самостоятельно работают над текстом. (Тихо звучит музыка.)

 

V. Рефлексия

- Какая была тема урока?

- Какая цель урока?

- Какое впечатление произвела на вас картина?

- За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?

 

Сочинение предлагается учащимся выполнить на отдельных листочках.

 

0_6872c_396300a8_L

 

 

Сочинение

по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь»

 

План:

 

1 И.Э.Грабарь – мастер пейзажа.

2. Праздник природы на картине «Февральская лазурь»

а) зимний солнечный день

б) лазурное небо;

в) красавица береза;

г) удивительный снег;

д)изображение дальнего плана.

3. Почему картина названа «Февральская лазурь»?

4. Чудо, подаренное художником.

 

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 


 

Тема урока: «Сочинение – отзыв по картине

Тема урока: «Сочинение – отзыв по картине

Февраль - самый короткий месяц в году, финал зимы

Февраль - самый короткий месяц в году, финал зимы

Прослушав воспоминания И. Грабаря, можно ли сказать, что автор картины владел не только кистью, но и словом? (Да, он очень выразительно, красочно описал словами красоту…

Прослушав воспоминания И. Грабаря, можно ли сказать, что автор картины владел не только кистью, но и словом? (Да, он очень выразительно, красочно описал словами красоту…

Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями

Снег – белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями

Конспект урока по литературному чтению .4 класс. Учитель: 1 категории Серова Э.В., г. Нижний Тагил Тема: «Сочинение – отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Конспект урока по литературному чтению .4 класс. Учитель: 1 категории Серова Э.В., г. Нижний Тагил Тема: «Сочинение – отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.02.2022