Конспект урока по литературному чтению А.И.Куприн Слон
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению А.И.Куприн Слон

Оценка 5
docx
14.06.2020
Конспект урока по литературному чтению А.И.Куприн Слон
Литературное чтение А.И. Куприн Слон.docx

                                                ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

                                                 А. И. Куприн «Слон» 

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с произведением А. И. Куприна «Слон»; научатся осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

Метапредметные:

познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное;

регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке;

коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

Личностные:

самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения.

Организационная структура урока

I. Организация начала урока

– Проверим готовность к уроку.

– Давайте наш урок начнем с улыбки.                          

– Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно

и увлекательно.

1.     Речевая разминка, дыхательная гимнастика.                    СЛАЙД 2

 

Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.

– Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте с ускорением.

– Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.

– Прочитайте скороговоркой.

 

II. Актуализация опорных знаний.

1. Проверка домашнего задания.

– Где в России можно встретить слона?                                                             СЛАЙД 3

(Слон – животное в России экзотическое, встречающееся в природе других стран, его можно увидеть в зоопарке или в цирке).

Сообщения детей о слонах:

1)  На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими.  Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5 -6 тонн, а его африканский собрат 7 – 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2 -3 метра в высоту. Несмотря на это слон не так уж и неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.

 

2)  Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом  он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста – пальца, а у индийского – один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.

 

3)  Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.

 

4) У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда.  В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.

 

 Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем-то более важном?

– Вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите.

Проверяет чтение по ролям отрывка «Разговор отца и дочери».

– В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?

(Папа: недоумение, удивление, настойчивость, решительность. Дочка: просьба-каприз.)

 

 

2. Работа над пословицами .                                                                                 СЛАЙД 4

– Прочитайте пословицы, объясните их смысл

 Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое.

Здоровье приходит днями, а уходит часами.

 

         Физминутка                                                                                     СЛАЙД 5

 

III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.                                                                                    СЛАЙД 6

– Определите цели урока, используя опорные слова:

Мы продолжим знакомство  с…

Мы узнаем…

Мы вспомним…

Мы будем уметь…

Мы сможем поразмышлять…

– Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение А. Куприна «Слон».

 

IV. Анализ произведения.

1. Словарная работа.                                                       СЛАЙД 7

-В тексте есть слова,  над значением которых мы поработаем, чтобы лучше понять смысл текста. Посмотрите на слайд и объясните их.                      

 Гостиная - комната для приема гостей.

 Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты.

 Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.

 Публикум  или публика - люди в качестве зрителей, слушателей.

 Попона- покрывало для животных, закрывающее спину и туловище.

 Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим.

 Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.

 Фисташки - зеленоватые съедобные орехи.

 Хе́рес – сорт крепкого виноградного вина.

 Ром – род крепкого  алкогольного напитка.

 Передняя – нежилое. Первое от входа помещение в квартире, прихожая.

 Вершок=4,4 см.

 Пуд= 16,38 кг.

 Аршин – русская мера  длины, равная 0,71 м. 

 

Высота   3· 0.71=2,13м            4.4́·4=17.6 см      2.13м+17.6см=2м 30см            СЛАЙД 8

Длина  4·0.71=2м84см              Вес 112·16.38=1834.56 кг

 

– Прочитайте еще раз пословицы и поговорки, записанные на доске. Подумайте, можно ли их отнести к рассказу А. И. Куприна «Слон».

 

2. Решение кроссворда  (в группах).                                                              СЛАЙД 9                                                                

 

 

Вопросы:

1. Что снял слон с мальчишки и перекинул через забор? (Шляпу.)

2. Сколько времени болеет девочка? (Месяц.)

3. Какой торт купили папа? (Фисташковый.)

4. Как звали слона? (Томми.)

5. В какое время суток вели в гости слона к больной девочке? (Ночью.)

 

– Какое ключевое слово получилось? (Шесть.)

– А. И. Куприн в книге разделил этот рассказ на шесть частей.

 

3.Работа с планом рассказа.

- Прочитайте про себя название частей и скажите какую часть было интереснее всего читать?

             План .                                                                                                                 СЛАЙД 10

1. Девочка больна.

2. Девочка от всего отказывается.

3. Желание увидеть большого слона.

4. Папа в зверинце.

5. Ночное путешествие слона.

6. Слон в гостях у Нади

 

4. Работа в парах.

На партах лежит текст, в котором пропущены слова .  Нужно подчеркнуть слова, которые соответствуют рассказу «Слон».

Найдите свой отрывок из рассказа в учебнике и подчеркните слова автора.

1-й ряд. Через два часа он сидит в (зоопарке, цирке, зверинце), в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина (показывают, выделывают, представляют) разные штуки. Умные (собаки, кошки, белки) прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку (составляют, сочиняют, складывают) слова из больших картонных букв. Обезьянки – одни в красных юбках, другие в (зеленых, синих, желтых) штанишках (прыгают, ходят, скачут) по канату и ездят верхом на большом (пуделе, льве, слоне). Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие (перекладины, лестницы, обручи).

2-й ряд. Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть-чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем (твердая, грубая, крепкая), в тяжелых складках. Ноги толстые, как (бревна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем-то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые.

3-й ряд . Приносят поднос с (печеньем, булками, пирожным). Девочка (даёт, угощает) слона. Он ловко (хватает, берёт, захватывает) булку своим (хоботом, пальцем) и, согнув (хобот, палец) кольцом, прячет её куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, (треугольная, круглая, квадратная), мохнатая нижняя губа. (Слышно, чувствуется, ощущается), как булка шуршит о сухую кожу. То же самое (Бобби, Томми, Ромми) проделывает с другой булкой, и с третьей, и с четвёртой, и с пятой и в знак благодарности (махает, кивает, трясёт) головой, и его (маленькие, круглые, большие) глазки ещё больше суживаются от удовольствия.

 

5. Озвучивание отрывков из мультфильма  (3 фрагмента)

 

VI. Домашнее задание                                                                                    

 

•  Подготовить творческий пересказ от лица Нади.

•  Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту

 

VII. Итог урока. Рефлексия                                                                              СЛАЙД 12

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

Оцените с помощью сердец свою работу на уроке (красное – все удалось, желтое – были затруднения, белое – многое не получалось)

 На сердечке напишите, что вы могли бы сделать приятное для своих родителей.


 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

На суше нет никого больше слона

На суше нет никого больше слона

Мы узнаем… Мы вспомним… Мы будем уметь…

Мы узнаем… Мы вспомним… Мы будем уметь…

Какое ключевое слово получилось? (Шесть

Какое ключевое слово получилось? (Шесть

Что особенно заинтересовало вас во время урока? –

Что особенно заинтересовало вас во время урока? –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.06.2020