ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
А. И. Куприн «Слон»
Тип урока: решение частных задач
Педагогические задачи: создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с произведением А. И. Куприна «Слон»; научатся осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.
Метапредметные:
познавательные: сравнивают и сопоставляют произведение с ранее изученными, называя общее и различное;
регулятивные: читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям и пр.); фиксируют по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке;
коммуникативные: опираются на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
Личностные:
самостоятельно выполняют задания учителя; проявляют интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения.
Организационная структура урока
I. Организация начала урока
– Проверим готовность к уроку.
– Давайте наш урок начнем с улыбки.
– Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно
и увлекательно.
1. Речевая разминка, дыхательная гимнастика. СЛАЙД 2
Слоны умны, слоны смирны, слоны спокойны и сильны.
– Прочитайте скороговорку по слогам.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.
– Прочитайте скороговоркой.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания.
– Где в России можно встретить слона? СЛАЙД 3
(Слон – животное в России экзотическое, встречающееся в природе других стран, его можно увидеть в зоопарке или в цирке).
Сообщения детей о слонах:
1) На суше нет никого больше слона. На нашей планете обитают два вида слонов: индийские и африканские. Индийских слонов ещё называют азиатскими. Индийский слон легче африканского. Он весит, в среднем 5 -6 тонн, а его африканский собрат 7 – 8 тонн. Рост африканского слона 4 метра, индийского 2 -3 метра в высоту. Несмотря на это слон не так уж и неуклюж, как это может показаться. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли леса, легко двигаться по горным тропам, превосходно плавать.
2) Кроме больших размеров в слоне поражает его хобот. У слона очень короткая шея и он не может дотянуться до земли. Здесь его и выручает хобот. Слон очень ловко срывает им побеги с высоких деревьев и щиплет траву. Хоботом он набирает воду для питья и обливает себя в жаркий день. Но хобот слону нужен не только для еды. С помощью хобота слон чувствует запахи на 3 километра. Матери хоботом проверяют лоб заболевшего малыша, как будто хотят измерить его температуру. Хобот ещё и очень страшное оружие. Но слоны редко используют его в бою. В случае опасности они сворачивают хобот. Ведь его потеря грозит животному голодной смертью. На кончике хобота у африканского слона находятся два выроста – пальца, а у индийского – один. С его помощью слон может поднять с земли спичку или самую мелкую монету, чем раньше и занимались, развлекая посетителей.
3) Слоны относятся к числу наиболее умных животных. У них развита взаимопомощь. Больных, обессиленных животных слоны стараются поднять, вызвать у них стремление бороться за свою жизнь, помогают покинуть опасный район. Два слона становятся по бокам больного животного, тесно к нему прижимаются и, не давая упасть, уводят.
4) У слонов отличная память. Они узнают своих собратьев даже после длительной разлуки. Нанесённые обиды помнят всю жизнь и могут отомстить спустя десятилетия. Покровителей, завоевавших слоновью любовь и доверие, не забывают никогда. В XIX веке люди стали истреблять слонов в Азии. Сегодня этот вид занесён в Красную книгу, как вымирающий. Охота на африканского слона ограничена, а в некоторых странах запрещена.
Зачем же русский писатель Куприн придумал такую историю сто лет тому назад? Только ли о слоне идет речь в рассказе или о чем-то более важном?
– Вспомните, с чего начинается история? Кратко перескажите.
Проверяет чтение по ролям отрывка «Разговор отца и дочери».
– В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?
(Папа: недоумение, удивление, настойчивость, решительность. Дочка: просьба-каприз.)
2. Работа над пословицами . СЛАЙД 4
– Прочитайте пословицы, объясните их смысл
Детство – время золотое, ест и пьёт, и спит в покое.
Здоровье приходит днями, а уходит часами.
Физминутка СЛАЙД 5
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока
– Прочитайте тему урока. СЛАЙД 6
– Определите цели урока, используя опорные слова:
Мы продолжим знакомство с…
Мы узнаем…
Мы вспомним…
Мы будем уметь…
Мы сможем поразмышлять…
– Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведение А. Куприна «Слон».
IV. Анализ произведения.
1. Словарная работа. СЛАЙД 7
-В тексте есть слова, над значением которых мы поработаем, чтобы лучше понять смысл текста. Посмотрите на слайд и объясните их.
Гостиная - комната для приема гостей.
Горничная - работница в частном доме, убирающая комнаты.
Барышня - девушка из барской семьи, интеллигентной семьи.
Публикум или публика - люди в качестве зрителей, слушателей.
Попона- покрывало для животных, закрывающее спину и туловище.
Равнодушно - безразличный, безучастный к людям, к окружающим.
Щеколды - род дверного запора, металлические пластинки с рычажком.
Фисташки - зеленоватые съедобные орехи.
Хе́рес – сорт крепкого виноградного вина.
Ром – род крепкого алкогольного напитка.
Передняя – нежилое. Первое от входа помещение в квартире, прихожая.
Вершок=4,4 см.
Пуд= 16,38 кг.
Аршин – русская мера длины, равная 0,71 м.
Высота 3· 0.71=2,13м 4.4́·4=17.6 см 2.13м+17.6см=2м 30см СЛАЙД 8
Длина 4·0.71=2м84см Вес 112·16.38=1834.56 кг
– Прочитайте еще раз пословицы и поговорки, записанные на доске. Подумайте, можно ли их отнести к рассказу А. И. Куприна «Слон».
2. Решение кроссворда (в группах). СЛАЙД 9
Вопросы:
1. Что снял слон с мальчишки и перекинул через забор? (Шляпу.)
2. Сколько времени болеет девочка? (Месяц.)
3. Какой торт купили папа? (Фисташковый.)
4. Как звали слона? (Томми.)
5. В какое время суток вели в гости слона к больной девочке? (Ночью.)
– Какое ключевое слово получилось? (Шесть.)
– А. И. Куприн в книге разделил этот рассказ на шесть частей.
3.Работа с планом рассказа.
- Прочитайте про себя название частей и скажите какую часть было интереснее всего читать?
План . СЛАЙД 10
1. Девочка больна.
2. Девочка от всего отказывается.
3. Желание увидеть большого слона.
4. Папа в зверинце.
5. Ночное путешествие слона.
6. Слон в гостях у Нади
4. Работа в парах.
На партах лежит текст, в котором пропущены слова . Нужно подчеркнуть слова, которые соответствуют рассказу «Слон».
– Найдите свой отрывок из рассказа в учебнике и подчеркните слова автора.
1-й ряд. Через два часа он сидит в (зоопарке, цирке, зверинце), в первом ряду, и смотрит, как ученые звери по приказанию хозяина (показывают, выделывают, представляют) разные штуки. Умные (собаки, кошки, белки) прыгают, кувыркаются, танцуют, поют под музыку (составляют, сочиняют, складывают) слова из больших картонных букв. Обезьянки – одни в красных юбках, другие в (зеленых, синих, желтых) штанишках (прыгают, ходят, скачут) по канату и ездят верхом на большом (пуделе, льве, слоне). Огромные рыжие львы скачут сквозь горящие (перекладины, лестницы, обручи).
2-й ряд. Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть-чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем (твердая, грубая, крепкая), в тяжелых складках. Ноги толстые, как (бревна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем-то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые.
3-й ряд . Приносят поднос с (печеньем, булками, пирожным). Девочка (даёт, угощает) слона. Он ловко (хватает, берёт, захватывает) булку своим (хоботом, пальцем) и, согнув (хобот, палец) кольцом, прячет её куда-то вниз под голову, где у него движется смешная, (треугольная, круглая, квадратная), мохнатая нижняя губа. (Слышно, чувствуется, ощущается), как булка шуршит о сухую кожу. То же самое (Бобби, Томми, Ромми) проделывает с другой булкой, и с третьей, и с четвёртой, и с пятой и в знак благодарности (махает, кивает, трясёт) головой, и его (маленькие, круглые, большие) глазки ещё больше суживаются от удовольствия.
5. Озвучивание отрывков из мультфильма (3 фрагмента)
VI. Домашнее задание
• Подготовить творческий пересказ от лица Нади.
• Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту
VII. Итог урока. Рефлексия СЛАЙД 12
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С каким произведением вы сегодня познакомились? Кто его автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
Оцените с помощью сердец свою работу на уроке (красное – все удалось, желтое – были затруднения, белое – многое не получалось)
На сердечке напишите, что вы могли бы сделать приятное для своих родителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.