Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
В ходе урока формируются |
I. Мотивация. Целеполагание.
|
- У Б.Л.Пастернака в дневнике встречается фраза: «Опять весна». (1 слайд) Конечно, под этими словами мог бы любой из нас подписаться. Просто поэты острее это чувствуют. И выражают это в своих стихах. А что для вас значит весна? Закройте на секунду глаза и представьте себе красавицу-весну. Запишите в тетрадь все возникшие ассоциации. |
Закрывают глаза на несколько секунд. Затем записывают в тетрадь ассоциации. Составляют ассоциативный куст. |
|
|
- Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. (2 слайд)
|
Высказывают свои мысли. |
Коммуникативные УУД Учащийся учится владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
|
- Предлагаю вам прослушать песню «Журчат ручьи») (3 слайд) - Что же такое весна? (4 слайд)
|
Слушают песню, отвечают на вопрос: - Весна – это время года, когда все пробуждается. И на улице уже все проснулось.
|
Коммуникативные УУД Учащийся учится свободно излагать свои мысли в устной форме. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
|
|
- Вот только в нашем царстве еще не успела похозяйничать красавица-весна, поэтому здесь так серо и уныло, как настроение у прохожего из песни, которую сейчас мы слушали.
- Но мы можем помочь всему расцвести, если выполним ряд заданий. Готовы? Что мы можем сделать? (5 слайд)
|
- Мы будем читать стихи наизусть, анализировать их, представлять свои иллюстрации. |
Регулятивные УУД: Учащийся учится самостоятельно поставить и сформулировать задание, определять его цель, прогнозировать результат, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения.
Коммуникативные УУД Свободно излагать свои мысли в устной форме. Регулятивные УУД: Учащийся учится самостоятельно поставить и сформулировать задание, определять его цель, прогнозировать результат, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения. |
|
- Эпиграфом к уроку я выбрала слова выдающегося русского поэта Ф.И.Тютчева. Как вы их понимаете? (6 слайд)
|
Высказывают свое мнение, аргументируют его.
|
Коммуникативные УУД Свободно излагать свои мысли в устной форме |
ІІ. Актуализация знаний. |
- Вы заметили, ребята, что уже мы знаем и задачи, и цели, и эпиграф, а вот темы урока еще не знаем. Давайте вместе подумаем, о чем же будет идти речь сегодня. Какие ключевые слова вы заметили? |
Находят ключевые слова: поэзия, музыка, живопись, весна. Формулируют с помощью учителя тему урока: «Образ весны в поэзии, музыке и живописи. Записывают в тетради. (7 слайд)
|
|
|
- Какие ключевые понятия нам необходимы для анализа текстов? |
- Пейзажная лирика, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, рифма. (8 слайд) Учащиеся дают определения.
|
Познавательные УУД Учащийся учится владеть навыками аналитической деятельности, выбора необходимого материала |
III. Изучение материала.
Проверка домашнего задания. |
- Предлагаю вам представить подготовленные вами дома стихи. - Среди нас есть ребята, которые хорошо рисуют. Попробуйте во время урока, слушая стихотворения, музыку, изобразить весенний пейзаж, проиллюстрировать поэзию.
|
Учащиеся рассказывают стихотворения русских поэтов о весне, которые они выбрали сами. Несколько человек рисуют пейзажи. (Фоном звучит музыка П.И.Чайковского) Комментируют, почему выбор пал именно на это произведение, как раскрыта тема прихода весны в данной поэзии. В процессе урока на стенах, дверях, шкафах, окнах появляются цветы (сделанные заранее из бумаги), «мертвое царство» оживает
|
Познавательные УУД Учащийся учится владеть навыками аналитической деятельности, выбора необходимого материала. Коммуникативные УУД Учащийся учится владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
|
Работа в группах. |
Организует работу в группах. |
Выписывают средства художественной выразительности из стихотворений «Весна», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева, «Уж тает снег, бегут ручьи» А.Н.Плещеева, «Весна» А.М.Жемчужникова». (9-14 слайды) Анализируют стихотворение по схеме (12 слайд)
|
Личностные УУД Учится проявлять интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества; формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умения адекватно их оценивать; выполнять самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимать ответственность за их результаты; проявлять толерантность к чужому мнению. Коммуникативные УУД Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Работа с репродукциями картин.
|
Предлагает прослушать историю создания картины А. Саврасова «Грачи прилетели» и сравнить со стихотворением А.М. Жемчужникова «Лесок дремал». (15-16 слайды)
Предлагает ответить на вопросы: Что вы видите на репродукциях картин знаменитого русского пейзажиста И.И.Левитана? Совпадает ли видение художника и ваше видение весны? Подходят ли эти картины к теме сегодняшнего урока? (17-18 слайды) |
Ученица, подготовленная заранее, представляет историю создания картины А. Саврасова «Грачи прилетели». (Опережающее задание). Дети сравнивают картину с пейзажем, нарисованным в стихотворении А.М.Жемчужникова. Отвечают на вопросы. |
Регулятивные УУД: Учащийся учится владеть основами использования при выполнении заданий различных средств: справочной литературы, ИКТ.
Предметные результаты: знание содержания произведений, некоторых фактов из истории их создания.
|
Анализ музыкального произведения. |
- Ребята, послушаем музыку П.И.Чайковского. - Как называется этот цикл? - Почему мы выбрали композицию «Апрель»? - Как меняется настроение музыки? (19 слайд) |
Слушают композицию Чайковского «Апрель». Отвечают на вопросы. Впечатление от музыкального произведения записывают в тетрадь. |
|
IV. Рефлексия
|
- Проверим, насколько вы внимательные слушатели. В стихотворении А.А.Фета, рассказанном нашей Весной, пропущены эпитеты. Восстановите их. (20 слайд) |
Весна пробуждается. Девочка, изображающая весну, обращается к детям: «Спасибо вам, ребята, что помогли мне выбраться из оков цепкого сна. Я с радостью погосподствую в вашем царстве». Рассказывает свое стихотворение.
Учащиеся подбирают эпитеты. |
Познавательные УУД Учащийся учится владеть навыками аналитической деятельности, выбора необходимого материала.
|
|
Предлагаю составить синквейн. Ключевое слово «Весна». |
Учащиеся составляют синквейн. Весна. Яркая и звонкая. Оживает, обновляет, вдохновляет… Впереди все самое лучшее. Любовь. |
Личностные УУД Учащийся учится выполнять самостоятельные поступки и действия |
V. Домашнее задание |
Найти народные приметы, связанные с весной. |
|
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.