Образ весны в поэзии, музыке и живописи
Оценка 5

Образ весны в поэзии, музыке и живописи

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русская литература
12.06.2020
Образ весны в поэзии, музыке и живописи
Урок внеклассного чтения для учащихся 5-6 классов
конспект урока Весна в поэзии.docx

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

В ходе урока формируются

I. Мотивация.

Целеполагание.

 

 

-          У Б.Л.Пастернака в дневнике встречается фраза: «Опять весна». (1 слайд) Конечно, под этими словами мог бы любой из нас подписаться. Просто поэты острее это чувствуют. И выражают это в своих стихах. А что для вас значит весна?  Закройте на секунду глаза и представьте себе красавицу-весну. Запишите в тетрадь все возникшие ассоциации.

 

Закрывают глаза на несколько секунд.

Затем записывают в тетрадь ассоциации.

Составляют ассоциативный куст.

 

 

-          Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. (2 слайд)

 

Высказывают свои мысли.

Коммуникативные УУД

Учащийся учится владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

-          Предлагаю вам прослушать песню  «Журчат ручьи»)  (3 слайд)

-          Что же такое весна? (4 слайд)

 

Слушают песню, отвечают на вопрос:

- Весна – это время года, когда все пробуждается. И на улице уже все проснулось.

 

Коммуникативные УУД

Учащийся учится свободно излагать свои мысли в устной  форме.

 Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

 

 

-          Вот только в нашем царстве еще не успела похозяйничать красавица-весна, поэтому здесь так серо и уныло, как настроение у прохожего из песни, которую сейчас мы слушали.

 

 

 

 

 

 

 

 

-          Но мы можем помочь всему расцвести, если выполним ряд заданий. Готовы? Что мы можем сделать? (5 слайд)

 

 

- Мы будем читать стихи наизусть, анализировать их, представлять свои иллюстрации.

Регулятивные УУД:

Учащийся учится самостоятельно  поставить и сформулировать задание, определять его цель, прогнозировать результат, планировать алгоритм его выполнения,  корректировать работу по ходу выполнения.

 

 

Коммуникативные УУД

Свободно излагать свои мысли в устной  форме.

Регулятивные УУД:

Учащийся учится самостоятельно  поставить и сформулировать задание, определять его цель, прогнозировать результат, планировать алгоритм его выполнения,  корректировать работу по ходу выполнения.

 

-          Эпиграфом  к уроку я выбрала слова выдающегося русского поэта Ф.И.Тютчева. Как вы их понимаете? (6 слайд)

           

Высказывают свое мнение, аргументируют его.

 

Коммуникативные УУД

Свободно излагать свои мысли в устной  форме

ІІ. Актуализация знаний.

-         Вы заметили, ребята, что уже мы знаем и задачи, и цели, и эпиграф, а вот темы урока еще не знаем. Давайте вместе подумаем, о чем же будет идти речь сегодня. Какие ключевые слова вы заметили?

 Находят ключевые слова: поэзия, музыка, живопись, весна.

Формулируют с помощью учителя тему урока: «Образ весны в поэзии, музыке и живописи.  Записывают в тетради. (7 слайд)

 

 

 

-  Какие ключевые понятия нам   необходимы для анализа текстов?

- Пейзажная лирика, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, рифма. (8 слайд)

Учащиеся дают определения.

 

 

Познавательные УУД

Учащийся учится владеть  навыками аналитической деятельности,

выбора необходимого материала

III. Изучение материала.

 

Проверка домашнего задания.

- Предлагаю вам представить подготовленные вами дома стихи.

-       Среди нас есть ребята, которые хорошо рисуют. Попробуйте во время урока, слушая стихотворения, музыку, изобразить весенний пейзаж, проиллюстрировать поэзию.

 

Учащиеся рассказывают стихотворения русских поэтов о весне, которые они выбрали сами. Несколько человек рисуют пейзажи.

(Фоном звучит музыка П.И.Чайковского) Комментируют, почему выбор пал именно на это произведение,  как раскрыта тема прихода весны в данной поэзии.

В процессе урока

на стенах, дверях, шкафах, окнах появляются цветы (сделанные заранее из бумаги), «мертвое царство» оживает

 

Познавательные УУД

Учащийся учится владеть  навыками аналитической деятельности,

выбора необходимого материала.

Коммуникативные УУД

Учащийся учится владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

 

Работа в группах.

Организует работу в группах.

Выписывают средства художественной выразительности из стихотворений «Весна», «Весенние воды» Ф.И.Тютчева, «Уж тает снег, бегут ручьи» А.Н.Плещеева, «Весна» А.М.Жемчужникова». (9-14 слайды)

Анализируют стихотворение по схеме

(12 слайд)

 

 

Личностные УУД

Учится  проявлять интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества; формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

выполнять самостоятельные поступки и действия (в том числе руководящего плана), принимать ответственность за их результаты; проявлять толерантность к чужому мнению.

Коммуникативные УУД

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Работа с репродукциями картин.

 

Предлагает прослушать историю создания картины А. Саврасова «Грачи прилетели» и сравнить со стихотворением А.М. Жемчужникова «Лесок дремал». (15-16 слайды)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает ответить на вопросы: Что вы видите на репродукциях картин знаменитого русского пейзажиста И.И.Левитана? Совпадает ли видение художника и ваше видение весны? Подходят ли эти картины к теме сегодняшнего урока? (17-18 слайды)

Ученица, подготовленная заранее, представляет историю создания картины А. Саврасова «Грачи прилетели». (Опережающее задание).

Дети сравнивают картину с пейзажем, нарисованным в стихотворении А.М.Жемчужникова.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:

Учащийся учится владеть основами использования  при выполнении заданий различных средств: справочной литературы, ИКТ.

 

Предметные результаты:

знание содержания произведений, некоторых фактов из истории их создания.

 

Анализ музыкального произведения.

- Ребята, послушаем музыку П.И.Чайковского.

- Как называется этот цикл?

- Почему мы выбрали композицию «Апрель»?

- Как меняется настроение музыки? (19 слайд)

Слушают композицию Чайковского «Апрель».

Отвечают на вопросы.

Впечатление от музыкального произведения записывают в тетрадь.

 

IV. Рефлексия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-  Проверим, насколько вы внимательные слушатели. В стихотворении А.А.Фета, рассказанном нашей Весной, пропущены эпитеты. Восстановите их. (20 слайд)

Весна пробуждается.

Девочка, изображающая весну, обращается к детям: «Спасибо вам, ребята, что помогли мне выбраться из оков цепкого сна. Я с радостью погосподствую в вашем царстве». Рассказывает свое стихотворение.

 

 

Учащиеся подбирают эпитеты.

Познавательные УУД

Учащийся учится владеть  навыками аналитической деятельности, выбора необходимого материала.

 

 

Предлагаю составить синквейн. Ключевое слово «Весна».

Учащиеся составляют синквейн.

Весна.

Яркая и звонкая.

Оживает, обновляет, вдохновляет…

Впереди все самое лучшее.

Любовь.

Личностные УУД

Учащийся учится выполнять самостоятельные поступки и действия

V. Домашнее задание

Найти народные приметы, связанные с весной.

 

 

 


 

ЭтапДеятельность учителяДеятельность учащихсяВ ходе урока формируются

ЭтапДеятельность учителяДеятельность учащихсяВ ходе урока формируются

Но мы можем помочь всему расцвести, если выполним ряд заданий

Но мы можем помочь всему расцвести, если выполним ряд заданий

Актуализация знаний. Вы заметили, ребята, что уже мы знаем и задачи, и цели, и эпиграф, а вот темы урока еще не знаем

Актуализация знаний. Вы заметили, ребята, что уже мы знаем и задачи, и цели, и эпиграф, а вот темы урока еще не знаем

Познавательные УУД Учащийся учится владеть навыками аналитической деятельности, выбора необходимого материала

Познавательные УУД Учащийся учится владеть навыками аналитической деятельности, выбора необходимого материала

Работа с репродукциями картин.

Работа с репродукциями картин.

Анализ музыкального произведения

Анализ музыкального произведения

Проверим, насколько вы внимательные слушатели

Проверим, насколько вы внимательные слушатели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020