Конспект урока по литературному чтению Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Оценка 4.7

Конспект урока по литературному чтению Л.Н.Толстой "Лев и собачка"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
25.07.2023
Конспект урока по литературному чтению Л.Н.Толстой "Лев и собачка"
Цель: создать условия для раскрытия идейно-художественного смысла произведения через содержание текста. Задачи: образовательные: продолжить работу над анализом художественного произведения, отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных; развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре; воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.
конспект урока по литер. чт..docx

План-конспект

  открытого  урока по  литературному  чтению

Класс:3В

Учитель: Е.А.Шалина

Тема урока: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Цель: создать условия для раскрытия идейно-художественного смысла произведения через содержание текста.

Задачи:

    образовательные: продолжить работу над анализом художественного произведения, отрабатывать навыки выразительного чтения, умения определять главную мысль произведения, учить понимать чужую боль, расширить представления о жизни животных;

развивающие: развивать познавательный интерес, сознательное восприятия учебного материала, речь и логическое мышление, память, фантазию учащихся, умение работать в группе, в паре;

воспитывающие: воспитывать доброе отношение к животным, чувство коллективизма, ответственность, интерес к чтению, любознательность, целеустремленность.

Формируемые УУД:

  • регулятивные - умение высказывать свое мнение, предположение, составлять и работать по плану, оценивать деятельность свою и товарища;
  • познавательные – работать с источником информации, добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, делать выводы;
  • коммуникативные – умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи, выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Технология: исследовательская, коммуникативная, по типу управления познавательной деятельности.

Методы: проблемно-поисковый, объяснительно- иллюстративный, работа в паре, использование ИКТ.

Формы обучения: коллективная, групповая, индивидуальная.

Структура: урок комплексного применения знаний и умений.

Ожидаемые результаты.

·         вызвать у учащихся сочувствие, сопереживание героям рассказа, желание помочь слабому, совершить доброе дело;

·         увеличение интереса к литературным произведениям о животных, желание познакомиться с другими произведениями этого же автора;

·         повышение эрудиции и словарного запаса детей;

·         развитие фантазии, творческого воображения;

·         совершение доброго поступка по отношению к животным;

Оборудование:
– компьютер, проектор, экран,  презентация к уроку;  «Словарики настроений» на партах, учебник «Литературное чтение», Э. Кац, 3 кл. 2 часть, рабочая тетрадь по лит.чтению 2 часть; выставка работ по мини-проекту «Я - иллюстратор»;  Дневники читателя; лист-вкладыш с биографией Л.Н. Толстого; лимоны по количеству детей в классе; оценочные фишки.

 

Ход урока:

СЛАЙД 1

1)                 Организационный этап.

СЛАЙД 2

-Начнём наш урок со «Словариком настроений» (спокойное, грустное, радостное, бодрое, унылое, тревожное, сердитое); найдите в списке прилагательное, которое соответствует вашему настроению в начале урока и подчеркните его. Объясните ваш выбор.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

- Я бы охарактеризовала своё настроение словом, которого нет в словарике«приподнятое» (радуюсь каждому открытому уроку; жду гостей, которые оценят нашу с вами работу; верю в хороший результат, которым мы порадуем друг друга; уверена в вашей хорошей подготовке к уроку) Надеюсь, что вы сегодня меня не разочаруете! Итак….

-Зачитать описание наружности Лимона (М. Пришвин.Лимон); какие сравнения использованы в описании? (рабочая тетрадь, стр. 36, №6,ответы детей)

- Каких знакомых животных вы описали в задании 7? Какие сравнения использовали? (ответы детей)

- Продолжаем презентацию работ по мини-проекту «Я - иллюстратор» (ребята демонстрируют готовые работы; пополняется выставка на доске; обсуждение работ)

А теперь конкурс иллюстраций к рассказу М.М. Пришвина «Лимон» (конкурс работ проходит по рядам; определяется победитель с каждого ряда)

- В конце урока не только победители, но каждый получит небольшой подарок по теме конкурса. Какой? Это пока секрет! (в мешочке лимоны по количеству детей в классе)

2)      Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

СЛАЙД 3

Рассказ учителя: Недавно я на сайте посмотрела видео, которое не оставило меня равнодушной. Вот на слайде  кадр из видео. Выполняя строительные работы в одном из домов, рабочие забетонировали под ступеньками дома выход для собаки, у которой вскоре должны были появиться щенята. Жильцы дома, услышав жалобный вой через два дня, разбили бетон и помогли животному освободиться.

- Почему произошла такая ситуация?

- Ваше отношение к поступкам людей, которыебыли причастны  к этой истории (ответы детей)

- Одним из героев произведения, по которому мы начнём сегодня работу, будет тоже  собачка. Вы, наверное, видели все, что по улицам нашего посёлка иногда   бродят бездомные собаки. А в больших городах их встречается ещё больше, таких вот  брошенных четвероногих  друзей, которых человек  предал и довёл  озлобления и отчаяния.

Я знаю, что у многих из вас есть домашние животные, в том числе и собаки. И вы уже не раз делились рассказами о том, как вы заботитесь и ухаживаете за ними.

На уроках окружающего мира вы узнали, как человек приручил собаку.Давайте вспомним, что именно вам известно?  (Собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком.Это первое прирученное им животное.)

- Многие из вас были в   зоопарке и видели там  льва? Что  можете о нём рассказать.( Лев – это хищное животное из семейства кошачьих с короткой желтоватой шерстью и длинной гривой у самцов. Длина тела достигает 2 м 40 см, вес более 230 кг.Лев обладает отличным зрением и слухом, очень осторожен. Голос у него необычной силы. Страх и сильное смятение овладевают дикими и домашними животными, когда они слышат это могучее рычание. В зоопарке они доживают до 50 лет).

- По заголовку вы уже догадались, что героями  были (а это произведение - быль)  Л.Н.Толстого будут именно эти животные.

СЛАЙД 4

4) Работа по новой теме:

Первичное восприятие текста.

- История, которую поведал нам автор,  произошла в Лондоне – столице Англии. Сам  Лев Николаевич никогда не был в этом городе.  Давайте предположим, как же  он мог узнать об этом случае? (ответы детей)

Возможно, эту историю ему рассказали моряки, которые бывали в Лондонском порту. Услышав её, Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ.

- Я знаю, что многие из вас уже читали эту быль и это очень хорошо. Тем не менее, ещё раз внимательно послушайте, прислушайтесь к своим чувствам и потом поделитесь ими.

У меня будут помощники (2 ученика с хорошей выразительностью чтения)

- Скажите, что вы почувствовали, слушая этот рассказ и почему? (ответы детей)

ФИЗМИНУТКА

5) Первичное закрепление

- Определим значения некоторых слов рассказа; для каждого ряда своё задание, работаем в парах.

СЛАЙД 5

Словарная работа (работа в паре):

подле  около, близко, совсем рядом.

зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа; сейчас он называется зоопарком.

ощетинился – поднял дыбом шерсть, щетину (когда сердится, недоволен).

барин – богатый человек, который имеет прислугу (помещик).

бился – ударялся, колотился, совершал резкие движения.

метался - беспокойно двигался из стороны в сторону.

издохла умерла.

засовы большие дверные задвижки

смотренье –разглядывание (ответы детей; уточнение слов по необходимости)

 

Беседа по содержанию в целом. Анализ произведения.

- Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? Что он хотел нам показать? (люди безжалостны – вместо того чтобы брать только деньги, они уничтожают  животных и смотрят на эту расправу).

- Кем стала собачка для льва? (другом).

- Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина зверинца, вернуть собачку владельцу? (ощетинился, зарычал).

- Сколько прожили лев и собачка вместе? (1 год).

- Что произошло с собачкой? (умерла).

- Почему лев не принял собачку после смерти друга?

- Что значит быть преданным? (верным кому-то)

-Чем заканчивается эта история?  (лев умирает).

- Каким словом охарактеризуете конец этой истории?  (он печальный…)

- Мы с вами на примере героев рассказа увидели, что совершенно разные животные по размеру, образу жизни, характеру,  могут испытывать глубокие и сильные чувства друг к другу.

 

6) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Выборочное чтение:

- Зачем человек поймал собачку и принёс её в зверинец?

- Как лев встретил собачку?

-  В чём выражалась  дружба льва и собачки?

- Как ведёт себя лев после смерти собачки?

 

- Подберите антонимык предложенным словам в задании 1 (р. тетрадь, стр. 32) (работа в парах)

Бросить – поднять

Оторвать – пришить, приклеить, соединить

Вскочить – соскочить, спрыгнуть (сесть)

Отдать – взять, получить

Поднять – опустить

Перестать – начать, продолжать (ответы детей; уточнение слов по необходимости)

 

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- На следующем уроке мы продолжим работу по этому рассказу. Дома научитесь читать выразительно (стр. 94-95 учебника) Думаю,  услышу завтра  отличное чтение от вас, судя по тому, как хорошо справились сегодня мои помощники без предварительной подготовки.

- Кроме того, предлагаю вам ещё раз обратиться к биографическим сведениям о Л.Н.Толстом, которыми вы пополните ваш Дневник читателя (дети получают распечатки биографии Л.Н. Толстого)

 

8) Рефлексия (подведение итогов)

 

- Вспомните последние произведения Л.Н. Толстого, которые мы прочитали (Лгун.Прыжок.Король и лев. Царь и рубашка. Отец и сыновья.)

СЛАЙД 6

Все они  ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим жизненным опытом, учат добру и справедливости.

- Какую же главную мысль хотел донести Лев Николаевич до тех, кто прочитает  быль «Лев и собачка»? 

Давайте запишем её в рабочих тетрадях ,стр 39, № 5. (Животные могут быть верными ипреданными друг другу.Человеку есть чему у них поучиться)

- Часто  люди распоряжаются животными и их судьбами как хотят. Поведение льва в этом рассказе  – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.

- К концу урока моё настроение осталось таким же приподнятым, потому  что вы смогли понять глубокий смысл этого литературного произведения.

- А как ваше настроение? Оно изменилось? (возвращаемся к Словарикам настроения; ответы детей)

- Теперь обещанный подарок в конце урока! Догадались, что спрятано в этом волшебном мешочке? (ребята получают по лимону) В зимнее время витамины очень нужны и взрослым, и детям! Пейте чай с лимоном, будьте здоровы!

Спасибо всем за урок: вам, мне и нашим гостям!

 

 

Материал к уроку:

Вариант орг. этапа:

 (У детей на партах лежат "Словарики настроений".Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор.)

Ответы детей.
- Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
 А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
- Моё настроение приподнятое. Я люблю урок ……, мы всегда такие интересные задания выполняем.
- А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.
Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по страницам Литературного чтения.

 

О писателе:

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы.  Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

Отца звали – Николай Ильич, маму - Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. В то время  было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.


 

План-конспект открытого урока по литературному чтению

План-конспект открытого урока по литературному чтению

Я бы охарактеризовала своё настроение словом, которого нет в словарике «приподнятое» (радуюсь каждому открытому уроку; жду гостей, которые оценят нашу с вами работу; верю в…

Я бы охарактеризовала своё настроение словом, которого нет в словарике «приподнятое» (радуюсь каждому открытому уроку; жду гостей, которые оценят нашу с вами работу; верю в…

Возможно, эту историю ему рассказали моряки, которые бывали в

Возможно, эту историю ему рассказали моряки, которые бывали в

Оторвать – пришить, приклеить, соединить

Оторвать – пришить, приклеить, соединить

Моё настроение приподнятое. Я люблю урок ……, мы всегда такие интересные задания выполняем

Моё настроение приподнятое. Я люблю урок ……, мы всегда такие интересные задания выполняем
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.07.2023