Дата: 09.01.23г.
Предмет: Литературное чтение.
Тема: Как хорошо уметь читать. А. Куприн «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана.
Цели:
Образовательные: ознакомить с рассказом А. Куприна «Слон»; расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя;
Развивающие: учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажа.
Воспитывающие: воспитать любовь к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать по ролям; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
III. Самоопределение к учебной деятельности.
— Прочитайте хором загадку, отгадайте ее.
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит... {слон).
— Прочитайте, разделяя слова на слоги (еще: орфографически, орфоэпически, с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, с интонацией восхищения, сердито, весело).
IV. Усвоение новых знаний.
1. Беседа.
— Ребята, а что вы знаете о слонах? (Ответы детей.)
Слоны — крупные животные. Самые крупные из них африканские. Рост их достигает 4 м, масса — 7 т. Индийские слоны меньше — 2—3 м в высоту и массой 5 т. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли, легко нести свое тело по горным тропам, они превосходно плавают.
Питаются слоны травами, листьями, плодами. Живут они в лесах, вблизи воды. В Африке их можно увидеть в саваннах.
У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьет — наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага — захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.
2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
Сегодня мы с вами ознакомимся с рассказом «Слон», который написал русский писатель Александр Иванович Куприн.
- Что вы знаете об этом писателе? Какие его книги вы читали?
Александр Иванович Куприн (18'/'0—1938) — русский писатель. Получил военное образование, мечтал стать «поэтом или романистом». В 1911 г. К. Чуковский, редактируя детский альманах «Жар-птица», попросил А. Куприна написать что-нибудь для детей. На эту просьбу писатель откликнулся лишь в 1917 г., прислав для детского журнала, который выходил тогда при «Ниве», рассказ «Козлиная жизнь». Многие рассказы и повести о животных («Барбос и Жулька», «Белый пудель», «Завирайка», «Ю-ю», «Изумруд», «Скворцы», «Слон» и др.) были написаны им специально для детей и публиковались в детских журналах. После революции 1917 г. А. Куприн эмигрировал из России. Во время эмиграции в 1921 г. в Париже у него вышел сборник «Рассказы для детей».
Физкультминутка
Раз-два! Выше голова!
Три-четыре! Руки шире!
Пять-шесть! Тихо сесть.
Семь-восемь! Лень отбросим.
V. Продолжение работы.
1. Чтение рассказа А. Куприна «Слон» учителем и учащимися.
2. Беседа.
- Понравился ли вам рассказ?
- Что вы испытывали при чтении текста? (Было очень грустно и тревожно в начале текста. Девочка больна, не могут понять, чем она больна и как ее лечить. А потом было очень интересно, когда слона привели к Наде.)
VI. Подведение итогов урока.
- Что вы узнали о жизни и творчестве А. И. Куприна?
Домашнее задание:
Прочитать рассказ и попытаться разделить его на части.
VII. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.