Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационное начало 1.1 Приветствие 1.2 Мотивация 1.3 Проверка рабочего места |
- Здравствуйте, ребята! - Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы. Будем слушать, рассуждать, И друг другу помогать. - Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На парте должно лежать учебник чтения, дневник, пенал. |
- Здравствуйте
Проверяют готовность |
2. Актуализация знаний |
- Ребята, назовите, пожалуйста, автора и название произведения, которое вы начали читать.
- Назовите, пожалуйста, главу, которую вы прочитали.
- Назовите имя девочки, которая взялась за воспитание Буратино? - Совершенно верно. Назовите имя пса Мальвины. -Верно. Назовите место, куда запер Артемон Буратино за непослушание. - Расскажите о Пьеро. Что вы знаете о нем? |
- Алексей Толстой «Золотой ключик или Приключение Буратино» - «Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино» - Мальнина -Артемон - В чулане - Он друг Мальвины |
3. Работа с авторским текстом |
Чтение авторского текста учителем (с. 143–144). -Сегодня мы с вами продолжим чтение следующей главы. Откройте учебник на стр. 143 Сейчас я прочитаю вам авторский текст – Как вы думаете, мы будем читать следующую главу сказки?
– Зачем Афанасий рассказывает Саше о прошедших событиях в сказке? - Вам интересно узнать, что же произошло с нашими героями в пролистанных страницах? - Послушайте, что произошло в главах, которые перелистал Афанасий. С чулана его выводит летучая мышь, и, встретившись с лисой и котом, доверчивый Буратино наконец-то добирается до Поля Чудес. Закапывает монеты и садится ждать урожая, но Алиса и Базилио коварно напускают на него местных полицейских бульдогов, и те сбрасывают безмозглого деревянного мальчишку в реку. Но человечек, сделанный из полена, утонуть не может. Пожилая черепаха Тортила открывает Буратино глаза на алчность его приятелей и дарит ему золотой ключик, который некогда уронил в реку человек с длинной бородой. Ключик должен открыть какую-то дверцу, и это принесёт счастье. Возвращаясь из Страны Дураков, Буратино спасает перепуганного Пьеро, также сбежавшего от Карабаса, и приводит его к Мальвине. Пока влюблённый Пьеро безуспешно пытается утешить Мальвину своими стишками, на опушке леса начинается страшный бой. Храбрый пудель Артемон вместе с лесными птицами, зверями и насекомыми лупят ненавистных полицейских собак. Пытаясь схватить Буратино, Карабас приклеивается бородой к смолистой сосне. Враги отступают. Буратино подслушивает в трактире разговор Карабаса с торговцем пиявками Дуремаром и узнает великую тайну: золотой ключик открывает дверцу, спрятанную за нарисованным очагом в каморке Карло. - Что мы узнали из прочитанного авторского текста? -Ребята, а вам самим интересно узнать, что же произойдёт с героями в этой главе? |
- Нет. Афанасий перелистал страницы. - Чтобы понять содержание данного отрывка. -да
-герои будут сражаться с Карабасом Барабасом -Да |
4. Работа с текстом 4.1 Работа с текстом до чтения
4.2 Первичное восприятие текста с последующим анализом
4.3 Физкультминутка
4.4 Работа с текстом после чтения
4.5 Чтение отрывка по ролям (автор, Мальвина, Буратино, Пьеро, Артемон стр.149) |
– Сейчас я предлагаю вам открыть учебник на стр.143. Прочитайте, пожалуйста, заголовок. – Как понимаете слово отчаяние?
- Совершенно верно. Это состояние, когда человек чувствует безнадёжность, безвыходность, когда человек совсем упал духом. Что мы можем узнать из заголовка?
– Как всё закончится? -А как вы понимаете слово «благополучно»? -То есть мы можем с вами предположить о том, что с Буратино что-то случиться, но закончиться это все хорошо. – Интересно, что могло случиться, если такой смелый, отчаянный, жизнерадостный Буратино пал духом? Как он выйдет из трудного положения? - А для того, чтобы узнать, что случиться с Буратино и, как он выйдет из этого положения, я предлагаю вам прочитать данную главу. Итак, ребята все сели прямо, книгу положили перед собой, пальчик на начало текста и следим за чтением остальных. Я начну читать, а вы следите. - Я остановлюсь и попрошу вас продолжить чтение. Пожалуйста, будьте внимательны. -Буратино пошёл туда, где сквозь листву ярко блестело Лебединое озеро. Вот и сосна на каменистом пригорке, вот и пещера. Вокруг разбросаны наломанные ветки. Трава примята следами колёс. (Что-то случилось!) У Буратино отчаянно забилось сердце. - Ребята, отчего у Буратино отчаянно забилось сердце? - Он соскочил с пригорка, заглянул под корявые корни... - Ребята, а зачем Буратино заглянул под корявые деревья? Пещера была пуста!!! - Вот, оказывается, что произошло – все исчезли! Ни Мальвины, ни Пьеро, ни Артемона. Только валялись две тряпочки. Он их поднял – это были оторванные рукава от рубашки Пьеро. Друзья кем-то похищены! Они погибли! Буратино упал ничком (лицом вниз) – нос его глубоко воткнулся в землю. - Представили? Смешно или страшно стало вам? Он только теперь понял, как дороги ему друзья. Пусть Мальвина занимается воспитанием, пусть Пьеро хоть тысячу раз подряд читает стишки, – Буратино отдал бы даже золотой ключик, чтобы увидеть снова друзей. - Где оказался Буратино? - Что он там обнаружил?
- Что понял Буратино в этот момент?
Ребята, а вы можете предположить куда пропали друзья Буратино. - Ну давайте продолжим чтение дальше и узнаем… Читает Петя …. Около его головы бесшумно поднялся рыхлый бугорок земли, вылез бархатный крот с розовыми ладонями, пискляво чихнул три раза и сказал: – Я слеп, но я отлично слышу. Сюда подъезжала тележка, запряжённая овцами. В ней сидел Лис, губернатор Города Дураков, и сыщики. Губернатор приказал: «Взять негодяев, которые поколотили моих лучших полицейских при исполнении обязанностей! Взять!» Сыщики ответили: «Тяф!» - Догадались, кто эти сыщики? бросились в пещеру, и там началась отчаянная возня. Твоих друзей связали, кинули в тележку вместе с узлами и уехали. Что за польза была лежать, завязив нос в земле! Буратино вскочил и побежал по следам колёс. Обогнул озеро, вышел на поле с густой травой. Шёл, шёл… У него не было никакого плана в голове. Надо спасти товарищей – вот и всё. По дороге к пруду спускалась тележка; её тащили две худые, как скелеты, овцы с ободранной шерстью. На козлах сидел жирный кот, с надутыми щеками, в золотых очках, – он служил при губернаторе тайным нашёптывателем в ухо. Позади него – важный Лис, губернатор - Губернатор это начальник Города Дураков На узлах лежали Мальвина, Пьеро и весь забинтованный Артемон, всегда такой расчёсанный хвост его волочился кисточкой по пыли. Позади тележки шли два сыщика – добермана-пинчера. - Сыщиками, ребята, работали собаки. Вдруг сыщики подняли собачьи морды и увидели наверху обрыва белый колпачок Буратино. Сильными прыжками пинчеры начали взбираться по крутому косогору - То есть склону горы. Но прежде чем они доскакали до верха, Буратино – а ему уже никуда не скрыться, не убежать – сложил руки над головой и – ласточкой – с самого крутого места кинулся вниз, в грязный пруд, затянутый зелёной ряской. Он описал в воздухе кривую и, конечно, угодил бы в пруд под защиту тётки Тортилы, если бы не сильный порыв ветра. - Что же будет? Предположите, пожалуйста. Ветер подхватил лёгонького деревянного Буратино, закружил, завертел его «двойным штопором» - «двойным штопором» значит винтообразно, по спирали швырнул в сторону, и он, падая, шлёпнулся прямо в тележку, на голову губернатора Лиса. Жирный кот в золотых очках от неожиданности свалился с козел -Козлы – это сидение для того, кто правит и так как он был подлец и трус, то притворился, что упал в обморок. Губернатор Лис, тоже отчаянный трус, с визгом кинулся удирать по косогору и тут же залез в барсучью нору. Там ему пришлось несладко: барсуки сурово расправляются с такими гостями. Овцы шарахнулись, тележка опрокинулась, Мальвина, Пьеро и Артемон вместе с узлами покатились в лопухи. Всё это произошло так быстро, что вы, дорогие читатели, не успели бы сосчитать всех пальцев на руке. -Ребята, благодаря чему Буратино не упал в пруд? -Что же случилось, когда он упал на голову губернатора Лиса?
Доберманы-пинчеры огромными прыжками кинулись вниз с обрыва. Подскочив к опрокинутой тележке, увидели жирного кота в обмороке. Увидели в лопухах валяющихся деревянных человечков и забинтованного пуделя. - Ребята, кого же они ищут? Но нигде не было видно губернатора Лиса. Он исчез, будто сквозь землю провалился тот, кого сыщики должны охранять как зеницу ока. - Ребята, а вы помните, где прячется губернатор? Первый сыщик, подняв морду, издал собачий вопль отчаяния. Второй сыщик сделал то же самое: – Ай, ай, ай, ай-у-у-у!.. Они кинулись и обыскали весь косогор. Снова тоскливо взвыли, потому что им уже мерещились плётка и железная решётка. - Так их накажут за неисполнение обязанностей. Униженно виляя задами, они побежали в Город Дураков, чтобы наврать в полицейском отделении, будто губернатор был взят на небо живым, так по дороге они придумали в своё оправдание. Буратино потихоньку ощупал себя – ноги, руки были целы. Он пополз в лопухи и освободил от верёвок Мальвину и Пьеро. -Нашли ли сыщики губернатора? -А почему сыщикам мерещилась плётка и решётка?
-Куда же они отправились? -Продолжит чтение… Мальвина, не говоря ни слова, обхватила Буратино за шею, но поцеловать не могла – помешал его длинный нос. У Пьеро по локоть были оторваны рукава, белая пудра осыпалась со щёк, и оказалось, что щёки у него обыкновенные – румяные, несмотря на его любовь к стихам. – Я здорово дрался, – грубым голосом сказал он. - Ребята, Пьеро уже не чувствует себя слабым и обиженным, гордится собой. – Кабы мне не дали подножку – нипочём бы меня не взять. Мальвина подтвердила: – Он дрался, как лев. Она обхватила Пьеро за шею и поцеловала в обе щёки. – Довольно, довольно лизаться, – проворчал Буратино, – бежимте. Артемона потащим за хвост. Они ухватились все трое за хвост несчастной собаки и потащили её по косогору наверх. – Пустите, я сам пойду, мне так унизительно, – стонал забинтованный пудель. – Нет, нет, ты слишком слаб. Но едва они взобрались до половины косогора, наверху показались Карабас-Барабас и Дуремар. Лиса Алиса показывала лапой на беглецов, кот Базилио щетинил усы и отвратительно шипел. – Ха-ха-ха, вот так ловко! – захохотал Карабас Барабас. – Сам золотой ключик идёт мне в руки! Буратино торопливо придумывал, как выпутаться из новой беды. Пьеро прижал к себе Мальвину, намереваясь дорого продать жизнь. На этот раз не было никакой надежды на спасение. Дуремар хихикал на верху косогора. – Больную собачку-пуделя, синьор Карабас-Барабас, вы мне отдайте, я её брошу в пруд пиявочкам, чтобы мои пиявочки разжирели... Толстому Карабасу-Барабасу лень было спускаться вниз, он манил беглецов пальцем, похожим на сардельку: – Идите, идите ко мне, деточки... - Освободились ли герои из рук Лиса? - И куда они теперь собрались бежать? - Дальше читатает… – Ни с места! – приказал Буратино. – Погибать – так весело! - Интересно, что он сейчас придумает? Пьеро, говори какие-нибудь свои самые гадкие стишки. Мальвина, хохочи во всю глотку... Мальвина, несмотря на некоторые недостатки, была хорошим товарищем. Она вытерла слёзы и засмеялась очень обидно для тех, кто стоял наверху косогора. Пьеро сейчас же сочинил стихи и завыл неприятным голосом: Лису Алису жалко – Плачет по ней палка. Кот Базилио нищий – Вор, гнусный котище. Дуремар, наш дурачок, – Безобразнейший сморчок. Карабас ты Барабас, Не боимся очень вас… В то же время Буратино кривлялся и дразнился: – Эй ты, директор кукольного театра, старый пивной бочонок, жирный мешок, набитый глупостью, спустись, спустись к нам, – я тебе наплюю в драную бороду! В ответ Карабас-Барабас страшно зарычал, Дуремар поднял тощие руки к небу. Лиса Алиса криво усмехнулась: – Разрешите свернуть шеи этим нахалам? -Ребята, как вы думаете, почему Буратино начал дурачься?
- Хорошо, дальше читает … Ещё минута, и всё было бы кончено... Вдруг со свистом примчались стрижи: – Здесь, здесь, здесь!.. Над головой Карабаса-Барабаса пролетела сорока, громко тараторя: – Скорее, скорее, скорее!.. - Кого же торопят стрижи и сорока? Кто может помочь Буратино и его друзьям? И наверху косогора появился старый папа Карло. Рукава у него были засучены, в руке – сучковатая палка, брови нахмурены... Он плечом толкнул Карабаса-Барабаса, локтём – Дуремара, дубинкой вытянул по спине лису Алису, сапогом швырнул в сторону кота Базилио... После этого, нагнувшись и глядя с косогора вниз, где стояли деревянные человечки, сказал радостно: – Сын мой, Буратино, плутишка, ты жив и здоров, иди же скорее ко мне! Неожиданное появление Карло, его дубинка и нахмуренные брови навели ужас на негодяев. Карабас-Барабас остался стоять, где стоял. Он только втянул всю голову до макушки в плечи; борода его висела, как пакля. – Куклы мои... – проворчал он. Папа Карло ответил ему сурово: – Эх, ты! С кем на старости лет связался, – с известными всему свету жуликами, с Дуремаром, с котом, с лисой. Маленьких обижаете! Стыдно, доктор! И Карло пошёл по дороге в город. -Кого же привели стрижи и сорока? -Чем же все закончилось?
- Итак, ребята, мы с вами закончили чтение главы. Молодцы те, кто читал эмоционально и те, кто следил внимательно. А сейчас, ребята, я предлагаю вам выполнить физкультминутку, отдохнуть. Встали все. Буратино потянулся, Раз — нагнулся, Два — нагнулся, Три — нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Буратино потянулся- Раз нагнулся, два нагнулся, Руки вытянул, согнул И по улице шагнул. - Молодцы! Сели тихонечко на свои места, мы продолжаем урок. Ребята, какой момент показался вам самым волнующим? – Что мы узнали о Буратино? - Совершенно верно. В данной главе мы видим Буратино уже совсем другим. Здесь он уже изменился: стал более воспитанный, готов пойти на все лишь бы друзья нашлись. Кроме этого мы видим, что Буратино умеет переживать, он хочет, чтобы его друзья были живы и здоровы. А бы хотели, чтобы ваши друзья были всегда рядом с вами здоровыми и живыми?
– Кем были для Буратино Мальвина, Пьеро, Артемон? – Что напугало и кота, и лису? Найдите слова, которыми их поступки характеризует автор.
-Совершенно верно. Как поступили доберманы-пинчеры? Почему они убежали?
- Совершенно верно. Доберманы-пинчеры побежали в город Дураков, чтобы наврать о том, что губернатор был взят на небо живым. Когда так говорят: сквозь землю провалился? - Верно. Губернатор Лис исчез, пропал
Чтение по ролям - Ребята, расскажите, пожалуйста, о встрече друзей.
- Итак, ребята, давайте найдем этот отрывок. На стр. 148 начинается со слов Пьеро : «Я здорово дрался…» и заканчивая фразой Буратино: «Нет, нет, ты слишком слаб» –Ребята, обратите внимание, почему Пьеро говорит «грубым голосом», ведь для него это так необычно? Что он чувствует в этот момент?
– Прочитайте реплику Пьеро («Я здорово дрался...») так, чтобы передать все эти чувства. Читают 2–3 человека. – Что чувствует Буратино? С какой интонацией прочитаем его реплику? («Довольно, довольно лизаться» – А какие чувства испытывает Артемон, когда друзья тащат его за хвост? Прочитайте реплику Артемона. («Пустите, я сам пойду…») Чтение 2–3 человек. – Все ли испытания остались позади? -Итак, слова автора будет читать ….. Слова Буратино будет читать.. Слова Пьеро будет читать.. -Вы знаете, с какой интонацией читать реплики героев. Давайте постараемся прочитать правильно и выразительно. -Молодцы ребята, вам удалось передать эмоции героев. - А сейчас я вам предлагаю обратить внимание на иллюстрации в учебнике. Итак, первый ряд будет самостоятельно работать по 1 иллюстрации на стр.143, второй ряд по иллюстрации на стр. 145, и третий ряд по иллюстрации на стр. 149. Послушайте, пожалуйста, задание: вам нужно найти в тексте описание данной иллюстрации и зачитать ее. |
читают
- Когда человек упал духом, когда чувствует, что уже по-другому быть не может -Буратино ещё никогда до этого не был в таких трудных, безнадёжных ситуациях. -благополучно -хорошо
Дети предполагают
Ребята предлагают
- У пещеры - Его друзья были похищены - Что ему очень дороги друзья - Их похитили
Дети предполагают
- Его подхватил ветер - Кот притворился, что упал в обморок; лис спрятался в норе барсуков; овцы испугались и тележка опрокинулась
Дети предполагают
Ребята вспоминают
- нет -потому что их накажут за невыполнение обязанностей -В город Дураков
-Да -Домой
- Они хотели чтобы Карабас-Барабас спустился вниз
- Папа Карло - Героям удалось спастись от Карабаса-Барабаса
Разные ответы детей
- Буратино переживал за друзей, искал их. Он готов был пойти на всё, лишь бы друзья нашлись.
- Друзьями - Жирный кот в золотых очках от неожиданности свалился с козел (козлы – сидение для того, кто правит), и так как он был подлец и трус, то притворился, что упал в обморок. Губернатор Лис, тоже отчаянный трус, с визгом кинулся удирать по косогору и тут же залез в барсучью нору. - Они хотели наврать в полицейском отделении, будто губернатор был взят на небо живым, так по дороге они придумали в своё оправдание. - когда кто-то пропал
- Когда кто-то пропал, исчез
-Мальвина обняла Буратино и даже хотела поцеловать его. -ворчливо, завистно - унизенность
-Гордится, что не испугался, чувствует себя сильным..
- радостно
- Да
Дети читают выразительно
Ребята ищут описание иллюстрации в тексте сказки |
5. Подведение итога урока |
– Что нового мы узнали о героях из этой главы?
– Что помогло Буратино и его друзьям справиться с врагами? - Ребята, сейчас я предлагаю вам отгадать небольшой кроссворд. Вопросы для кроссворда: 1. Назовите имя того, кто валялся забинтованный в лопухах. 2. Назовите имя того, кто упал лицом в землю, когда был в поисках друзей. 3. Назовите название города, в который побежали псы для того, чтобы наврать в полицейском отделении, будто губернатор был взят на небо живым, так по дороге они придумали своё оправдание. 4. Назовите место, куда были брошены, связанные Армемон, Пьеро и Мальвина. 5. Назовите породу собак, которая работала сыщиками. 6. Назовите имя отца Буратино. - Итак, ребята, посмотрите, пожалуйста, какое слово у нас с вами получилось? -Совершенно верно. Отгадав кроссворд, мы получили новое слово – дружба. А как вы думаете, почему именно это слово у нас получилось? -Вы правы. Посмотрите, какой был Буратино в первой главе и, каким стал перед нами в следующей главе, которую мы с вами сегодня прочитали. Буратино действительно переживал за жизнь и здоровье своих друзей. Друзей действительно связала дружба. И благодаря дружбе Буратино смог найти и помочь своим друзьям, вы согласны со мной? -Данное произведение очень большое, поэтому мы с вами прочитали лишь часть сказки А.Толстого «Золотой ключик или Приключение Буратино». Эта сказка имеет продолжение. Кому интересно, можно в библиотеке взять книгу и прочитать. |
-Буратино стал дружелюбным - То, что они были вместе
- Пудель - Буратино
- Дураков
- Тележка
- Доберман-пинчер -Карло -Дружба
-Потому что Мальвина, Пьеро и Буратино сдружились. И им хотелось, чтобы они были живы и здоровы. |
6. Домашнее задание |
- Итак, откройте все дневники. Тот, кто открыл, покажите мне свою готовность. Домашнее задание будет: перечитать главу и ответить на 2 вопрос. (стр.143-151 чит., вопр. 2) |
|
7. Рефлексия |
- Ребята, мне передал Буратино свой золотой ключ. Сказал, что без вашей помощи не получается открыть дверь в театр. Давайте ему поможем. Я сейчас передам по рядам этот золотой ключ, а вы его быстро передавайте друг другу. Когда вы услышите хлопок, вам нужно прекратить передавать этот ключ. И тот у кого остановится золотой ключ, встает и говорит, что нового узнал, что ему запомнилось, что понравилось, чем он мог бы поделиться с кем-то. А так же можно сказать, что не понравилось, что было трудным, о чем вам больше хочется узнать, завершая наш урок. Кроме этого, можно выразить свои эмоции на уроке. |
|
8. Организационное завершение урока |
- На этом наш урок подошел к концу. На уроке вы были активны, старались передать эмоции героя, отвечали на мои вопросы. Всем большое спасибо за урок. До свидания! |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.