Конспект урока по литературному чтению на тему "Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь"
Оценка 4.8

Конспект урока по литературному чтению на тему "Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь"

Оценка 4.8
docx
09.04.2020
Конспект урока по литературному чтению на тему "Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь"
Скороговорки.docx

Этап урока

Ход урока

1.      Организационное

начало урока

        1.1 Приветствие

        1.2 Проверка

      готовности к уроку

У: Добрый день, ребята!

 Давайте подарим друг другу искренние улыбки.

У: Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столе должны лежать учебники чтения, пенал, дневник. Если у вас все готово, то все тихонько присаживайтесь.

2.      Мотивация к

учебной деятельности

У: Ребята у нас сегодня будет очень интересная тема. Думаю, что вы будете внимательными, активными и послушными.

3.      Чтение авторского текста

 

 

 

 

 

 

 

 

4.        Формулирование темы и целей урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.       Коллективное составление плана работы над скороговоркой

 

 

 

 

 

 

 

 

6.      Работа в рабочей тетради упр. 2 с. 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.1.1. Чтение и анализ авторского текста

У: Вспомним наших друзей Сашу и домового Афанасия. Куда теперь отправились они? Прочитаем об этом на странице 79-80 нашего учебника. Будем читать до выделенного черным шрифтом текста.

У: Но перед этим давайте поделимся на роли. Сашу будет читать Дима, домового Афанасия – Катя, а автором буду я. Дима начинай.

У: Вот мы прочитали. Кто скажет, куда же отправились наши друзья Саша и Афанасий.

Д: они хотели забраться еще в какую-нибудь в сказку, но домовой хотел испытать его, так они отправились в мир скороговорок

У: Итак, ребята, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

Д: о скороговорке

У: Правильно ребята, мы сегодня на уроке познакомимся с одним из жанров фольклора - со скороговоркой

Ребята, а что нам нужно узнать о скороговорках, чтобы понять, что за это жанр? Т.е. какие вопросы мы должны раскрыть:

1)      Что такое скороговорка

2)       Для чего  народ их придумывал , т.е.цель

3)      Чем скороговорки отличаются от других жанров, т.е. признаки

Сегодня мы с вами постараемся ответить на эти вопросы.

У: Итак, что такое скороговорка?

Д: отвечают

У:  Скороговорка –1) это быстрая, торопливая речь.

2) Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произношение слов.

У: Из каких двух слов родилось слово «скороговорка»?

Д: из –скоро и -говорить

У: Кто придумывал скороговорки? Когда?

Д: скороговорки придумали люди. Скороговорки появились еще в далекой древности

У: Зачем придумывались скороговорки?

Д: чтобы развивать речь и для развлечений

У: Уже в самом названии жанра скрыта одна его особенность. Какая? 

Д: быстро говорить

У: Для чего же люди начали сочинять скороговорки? 

Д: чтобы говорить быстро и чётко

У: А для чего людям нужно говорить быстро и четко? 

Д: чтобы речь была понятной и красивой

У: Какова же главная цель скороговорки? 

Д: развитие красивой, правильной речи.

У: Какую скороговорку прочитал Саша? Прочитайте её. У кого получилось с первой попытки?

Д: Саша прочитал скороговорку: Бобры храбры идут в боры;

                                                          Бобры для бобрят добры.

 

У: Прочитайте тему урока. Объясните, как вы понимаете это выражение.

 

«ВСЕХ СКОРОГОВОРОК

НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ

И НЕ ПЕРЕВЫГОВОРИШЬ»

Д:  Я понимаю это выражение так, что в мире много скороговорок и их нельзя выучить и запомнить

У: Тем не менее, каждый из вас знает много скороговорок. Давайте вспомним часть из них и попробуем предположить, что в скороговорке самое главное: смысл или что-то другое.

Д: …

У: Назовите смешные скороговорки, типа Кукушка кукушонку купила капюшон, «криминальные»Карл у Клары украл кораллы, жизненные – например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку, печальные – Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали, нейтральные – например, Всех скороговорок  не проскороговоришь.

У: Что мы заметили в скороговорках? Что там встречается чаще всего?

(Чаще всего в скороговорках есть звуки и сочетание звуков)

Д: В каждой скороговорке есть звуки, которые повторяются во всех словах.

У: Так какой же сделаем вывод, что самое важное в скороговорках

Д: отвечают

У: Вывод: Главное в скороговорках – не смысл, а звуковой рисунок, сочетание звуков.

Коллективное составление плана работы над скороговорками:

У: Как же мы будем работать со скороговорками? Я прочитаю текст на стр. 80, и составим план работы.

У: Почему скороговорку нелегко произнести?

Д: потому что авторы подбирали слова так, что рядом оказались буквы, которые трудно произносить

У: Как можно научиться читать скороговорки?

Д: медленно, по слогам

У: Вы правы. Есть три правила, которые помогут вам научиться быстро и правильно читать скороговорки.

1) – Прочитай скороговорку медленно и по слогам.

2) – Какие звуки, слоги повторяются в ней?

3) – Прочитай ещё раз медленно и плавно.

4) – Читай быстрее и представь то, что читаешь.

 

3. Выполнение задания 2 на с. 12 тетради.

У: Откройте рабочие тетради, найдите стр.12 задание 2. Кто прочитает нам задание?

Д: читают

У: В этом задании нам нужно подчеркнуть то слово, которое помогает нам правильно читать скороговорки.

Д: (выполняют задание)

У: Кто выполнил задание, покажите свою готовность, сядьте прямо и руки положите на парту. Давайте проверим, кто прочитает свой ответ?

Д: (читают свои подчеркнутые слова)

У: Правильный ответ: быстро, четко, громко.

У: Молодцы ребята, все справились с заданием.

У: Сейчас мы немножечко отдохнем, все встаем.

7.      Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

8.      Работа с текстом скороговорок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.      Чтение стихотворения Е.Благининой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.  Чтение чистоговорок.

      Работа в рабочей тетради (№1, с.10)

 

 

 

 

 

 

11.  Игра «Диктор»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.  Обобщение. Выделение жанровых особенностей скороговорок

 

 

 

1.      Чтение скороговорок

У: А сейчас мы будем читать скороговорки. Откройте учебник на стр. 83

У: Но для начала давайте, вспомним, сколько раз авторы предлагают нам читать скороговорки? 

 Д: 3 раза

У: Как читаем первый раз?

Д: сначала читаем медленно и по слогам

У: Как читать второй раз?

Д: потом еще раз – медленно и плавно

У: Каким должно быть третье чтение?

Д: третье чтение должно быть быстрее

У: Попробуем прочитать первую скороговорку по этому алгоритму. 1 и 2 раз читаем хором, а 3 раз – у каждого свой. (троекратное чтение). Давайте, начнем читать с 4 скороговорки в нашем учебнике.
Д:  (читают)

У:  Какие звуки, слоги повторяются в ней?

Д: звуки «в» и «а», слоги «Ва-ле-рик, ва-ре-ние, Ва-люш-ка, ва-труш-ку»

У: Теперь прочитаем 5 скороговорку: Купили Валерику и Вараеньке

                                                                  Варежки и валенки.

У: Какие звуки повторяются?

Д: отвечают

У:  ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ

У: Давайте прочитаем хором и по 3 правилам

У: Ребята, что значит слово тараторить?

Д:  тараторить -  это значит болтать без умолку, без остановки

У: Кого называют тараторкой?

Д: тараторкой называют тех, кто много разговаривает

У: Какие звуки здесь повторяются?

Д: здесь повторяются звуки «р»

У: Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка?

Д: эта скороговорка учит правильному произношению звука «р»

У: В скольких словах встретились звуки [р], [р,]?

Д: в 5

У: Прочитайте три следующих скороговорки в учебнике самостоятельно, соблюдая план. Работать будем рядами.

1 ряд – 2 скороговорка

2 ряд – 3 скороговорка

3 ряд – 1 скороговорка

У: А теперь произнесите скороговорку своему соседу.

У: У кого получилось произнести без ошибок?

Д: отвечают

У: Кто готов произнести свою скороговорку вслух?

Д: произносят свою скороговорку

 

 

У: Нередко скороговорка встречается нам в сказках, стихах. Послушайте стихотворение Е. Благининой и скажите, какой звук главный в этом тексте.

Простокваши дали Клаше.

Недовольна Клаша:

– Не хочу я простокваши,

Дайте просто каши!

Дали вместо простокваши

Каши нашей Клаше.

– Не хочу я просто каши,

Так – без простокваши!

Дали вместе с простоквашей

Каши Клаше нашей.

Ела, ела Клаша кашу

Вместе с простоквашей.

А поела, встала,

«Спасибо» сказала.

 

У: Так какой же звук главный в этом стихотворении?

Д: звуки «ш», «и», «е»

У: Правильно. А вам понравилось стихотворение?

Д: да

 

У: Скороговорки вообще очень похожи на чистоговорки. Только чистоговорки не надо произносить быстро. Давайте поработаем с чистоговорками, выполним задание 1 на с. 10 в рабочей тетради

Д: выполняют

У: Кроме того, и скороговорки, и чистоговорки учат правильно дышать во время говорения. Давайте проверим себя. Все встаем, вдохните воздух и на выдохе повторите: Как на горке, на пригорке сидят 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка (и т.д., пока не кончится запас воздуха).

У: Сколько Егорок сидит у каждого из вас на пригорке? Если хотите, чтобы их было больше, это упражнение надо выполнять каждый день.

Д: 33

У: Сейчас мы поиграем в интересную игру, а называется она -игра «Диктор».

Игра в диктора.

Кто хочет диктором прослыть

И гром оваций получить?

Скажи–ка ты скороговорку

Четко, ясно, быстро, громко.

У: Суть этой игры заключается в том что, один из вас ученик – т.е «диктор» говорит 3 раза скороговорку без помощи книги, заучив наизусть.

У: Например, возьмем первую скороговорку в учебнике: Валин валенок провалился в прогалинок. Одному из вас без помощи книги нужно заучить наизусть.

У: Чтобы стать диктором – работником радио и телевидения, читающим перед микрофоном текст, надо уметь говорить ясно и четко.

У: Каких дикторов вы знаете?

Д: отвечают

У: Был такой диктор Ю.Левитан. Когда началась ВОВ, он по радио всем жителям Советского Союза оповестил, что началась война, что немцы вторглись в нашу страну. Его речь была четкой, громкой и ясной. Давайте послушаем речь Ю.Левитана. (вкл. аудиозапись)

Д: слушают

У: Нравится ли вам, как они говорят?

Д: да

У: Возможно и все дикторы начинали со скороговорок.

 

 

У: Многие из вас научились произносить скороговорки. Переходим к выявлению признаков скороговорки.

У: Из скольких предложений чаще всего состоит скороговорка? 

Д: 1-2

У: Как вы думаете, почему? 

Д: трудно запомнить и произнести

  Мы определили первую особенность жанра: Краткость (1, 2 предложения)

У: Легко ли произносить скороговорки?

У: Почему? (путаются звуки, не слушается язык)

  И это второй признак: Трудность произношения

У: В чём трудность? (Повторяющиеся близкие по звучанию звуки, похожие слова)

  И это третий признак жанра: Сочетание звуков, которые трудно произносить

У: Какие сочетания разных звуков в скороговорках вам было трудно произносить?

Д: отвечают

У: Итак, назовите все признаки скороговорки.

Д: краткость, трудность произношения, сочетания звуков, которые трудно произносить.

У: Молодцы.

13.  Итог

У: В начале урока мы составили план, на какие вопросы нам надо ответить, так же мы составили план работы над скороговорками.

У: Мы ответили на вопросы:

1)      Что такое скороговорка?

Д: да

У: Кто еще раз ответит, что же такое скороговорка?

Д: отвечают

2)       Для чего  народ их придумывал, т.е. цель

Д: цель скороговорки в развитии красивой, правильной речи.

3)      Чем скороговорки отличаются от других жанров, т.е. признаки

Д: признаки скороговорок: краткость, трудность произношения, сочетания звуков, которые трудно произносить.

У: Ответили ли мы на вопросы плана работы над скороговорками?

Д: да

У: Так почему скороговорку нелегко произнести?

Д: отвечают

У: Как можно научиться читать скороговорки?

Д: медленно, по слогам

У: Какие же правила были, чтобы научиться быстро и правильно читать скороговорки.

Д: 1 правило – нужно прочитать скороговорку медленно и по слогам.

2 правило – Прочитать ещё раз медленно и плавно.

3 правило - Читать быстрее и представить то, что читаешь.

У: Молодцы, ребята, это значит, что вы успешные ученики.

 

14.  Домашнее задание

1)      Выучить и научиться говорить 3 скороговорки(можно не из учебника, но русские народные).

2)      Нарисовать одну веселую картинку, в которой бы угадывались все 3 твоих скороговорок (р.т. стр.12 упр.4).

 

15.  Рефлексия

У: Перед вами лежат кружочки красного, желтого и зеленого цветов. Если вам все понравилось и не было затруднений на уроке, то поднимите зеленый кружочек. Если у вас были затруднения, поднимите желтый кружочек, а если вы вообще ничего не поняли с этого урока, то поднимите красный кружочек.

16.  Организационное завершение урока

У: Наш урок подошел к концу. Мне очень понравилось с вами работать. До свидания!

 


 

Этап урокаХод урока 1

Этап урокаХод урока 1

Коллективное составление плана работы над скороговоркой 2

Коллективное составление плана работы над скороговоркой 2

Коллективное составление плана работы над скороговоркой 2

Коллективное составление плана работы над скороговоркой 2

Коллективное составление плана работы над скороговоркой 2

Коллективное составление плана работы над скороговоркой 2

Чтение и анализ авторского текста

Чтение и анализ авторского текста

Чтение стихотворения Е.Благининой 8

Чтение стихотворения Е.Благининой 8

Чтение стихотворения Е.Благининой 8

Чтение стихотворения Е.Благининой 8

Чтение чистоговорок. Работа в рабочей тетради (№1, с

Чтение чистоговорок. Работа в рабочей тетради (№1, с

Игра «Диктор» 8

Игра «Диктор» 8

Обобщение. Выделение жанровых особенностей скороговорок 1

Обобщение. Выделение жанровых особенностей скороговорок 1

Д: отвечают 1) Для чего народ их придумывал, т

Д: отвечают 1) Для чего народ их придумывал, т

Рефлексия У: Перед вами лежат кружочки красного, желтого и зеленого цветов

Рефлексия У: Перед вами лежат кружочки красного, желтого и зеленого цветов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2020