Этап урока |
Ход урока |
1. Организационное начало урока 1.1 Приветствие 1.2 Проверка готовности к уроку |
У: Добрый день, ребята! Давайте подарим друг другу искренние улыбки. У: Ребята, проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столе должны лежать учебники чтения, пенал, дневник. Если у вас все готово, то все тихонько присаживайтесь. |
2. Мотивация к учебной деятельности |
У: Ребята у нас сегодня будет очень интересная тема. Думаю, что вы будете внимательными, активными и послушными. |
3. Чтение авторского текста
4. Формулирование темы и целей урока
5. Коллективное составление плана работы над скороговоркой
6. Работа в рабочей тетради упр. 2 с. 12
|
3.1.1. Чтение и анализ авторского текста У: Вспомним наших друзей Сашу и домового Афанасия. Куда теперь отправились они? Прочитаем об этом на странице 79-80 нашего учебника. Будем читать до выделенного черным шрифтом текста. У: Но перед этим давайте поделимся на роли. Сашу будет читать Дима, домового Афанасия – Катя, а автором буду я. Дима начинай. У: Вот мы прочитали. Кто скажет, куда же отправились наши друзья Саша и Афанасий. Д: они хотели забраться еще в какую-нибудь в сказку, но домовой хотел испытать его, так они отправились в мир скороговорок У: Итак, ребята, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке? Д: о скороговорке У: Правильно ребята, мы сегодня на уроке познакомимся с одним из жанров фольклора - со скороговоркой Ребята, а что нам нужно узнать о скороговорках, чтобы понять, что за это жанр? Т.е. какие вопросы мы должны раскрыть: 1) Что такое скороговорка 2) Для чего народ их придумывал , т.е.цель 3) Чем скороговорки отличаются от других жанров, т.е. признаки Сегодня мы с вами постараемся ответить на эти вопросы. У: Итак, что такое скороговорка? Д: отвечают У: Скороговорка –1) это быстрая, торопливая речь. 2) Шуточный жанр народного творчества, фраза, построенная на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произношение слов. У: Из каких двух слов родилось слово «скороговорка»? Д: из –скоро и -говорить У: Кто придумывал скороговорки? Когда? Д: скороговорки придумали люди. Скороговорки появились еще в далекой древности У: Зачем придумывались скороговорки? Д: чтобы развивать речь и для развлечений У: Уже в самом названии жанра скрыта одна его особенность. Какая? Д: быстро говорить У: Для чего же люди начали сочинять скороговорки? Д: чтобы говорить быстро и чётко У: А для чего людям нужно говорить быстро и четко? Д: чтобы речь была понятной и красивой У: Какова же главная цель скороговорки? Д: развитие красивой, правильной речи. У: Какую скороговорку прочитал Саша? Прочитайте её. У кого получилось с первой попытки? Д: Саша прочитал скороговорку: Бобры храбры идут в боры; Бобры для бобрят добры.
У: Прочитайте тему урока. Объясните, как вы понимаете это выражение.
«ВСЕХ СКОРОГОВОРОК НЕ ПЕРЕГОВОРИШЬ И НЕ ПЕРЕВЫГОВОРИШЬ» Д: Я понимаю это выражение так, что в мире много скороговорок и их нельзя выучить и запомнить У: Тем не менее, каждый из вас знает много скороговорок. Давайте вспомним часть из них и попробуем предположить, что в скороговорке самое главное: смысл или что-то другое. Д: … У: Назовите смешные скороговорки, типа Кукушка кукушонку купила капюшон, «криминальные» –Карл у Клары украл кораллы, жизненные – например, Шла Саша по шоссе и сосала сушку, печальные – Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали, нейтральные – например, Всех скороговорок не проскороговоришь. У: Что мы заметили в скороговорках? Что там встречается чаще всего? (Чаще всего в скороговорках есть звуки и сочетание звуков) Д: В каждой скороговорке есть звуки, которые повторяются во всех словах. У: Так какой же сделаем вывод, что самое важное в скороговорках Д: отвечают У: Вывод: Главное в скороговорках – не смысл, а звуковой рисунок, сочетание звуков. Коллективное составление плана работы над скороговорками: У: Как же мы будем работать со скороговорками? Я прочитаю текст на стр. 80, и составим план работы. У: Почему скороговорку нелегко произнести? Д: потому что авторы подбирали слова так, что рядом оказались буквы, которые трудно произносить У: Как можно научиться читать скороговорки? Д: медленно, по слогам У: Вы правы. Есть три правила, которые помогут вам научиться быстро и правильно читать скороговорки. 1) – Прочитай скороговорку медленно и по слогам. 2) – Какие звуки, слоги повторяются в ней? 3) – Прочитай ещё раз медленно и плавно. 4) – Читай быстрее и представь то, что читаешь.
3. Выполнение задания 2 на с. 12 тетради. У: Откройте рабочие тетради, найдите стр.12 задание 2. Кто прочитает нам задание? Д: читают У: В этом задании нам нужно подчеркнуть то слово, которое помогает нам правильно читать скороговорки. Д: (выполняют задание) У: Кто выполнил задание, покажите свою готовность, сядьте прямо и руки положите на парту. Давайте проверим, кто прочитает свой ответ? Д: (читают свои подчеркнутые слова) У: Правильный ответ: быстро, четко, громко. У: Молодцы ребята, все справились с заданием. У: Сейчас мы немножечко отдохнем, все встаем. |
7. Физкультминутка |
Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик, Раз – сюда, два – туда, Повернись вокруг себя. Раз – присели, два – привстали, Руки кверху все подняли. Сели – встали, сели – встали, Ванькой – встанькой словно стали. |
8. Работа с текстом скороговорок
9. Чтение стихотворения Е.Благининой
10. Чтение чистоговорок. Работа в рабочей тетради (№1, с.10)
11. Игра «Диктор»
12. Обобщение. Выделение жанровых особенностей скороговорок
|
1. Чтение скороговорок У: А сейчас мы будем читать скороговорки. Откройте учебник на стр. 83 У: Но для начала давайте, вспомним, сколько раз авторы предлагают нам читать скороговорки? Д: 3 раза У: Как читаем первый раз? Д: сначала читаем медленно и по слогам У: Как читать второй раз? Д: потом еще раз – медленно и плавно У: Каким должно быть третье чтение? Д: третье чтение должно быть быстрее У: Попробуем прочитать первую скороговорку по этому
алгоритму. 1 и 2 раз читаем хором, а 3 раз – у каждого свой. (троекратное
чтение). Давайте, начнем читать с 4 скороговорки в нашем учебнике. У: Какие звуки, слоги повторяются в ней? Д: звуки «в» и «а», слоги «Ва-ле-рик, ва-ре-ние, Ва-люш-ка, ва-труш-ку» У: Теперь прочитаем 5 скороговорку: Купили Валерику и Вараеньке Варежки и валенки. У: Какие звуки повторяются? Д: отвечают У: ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ У: Давайте прочитаем хором и по 3 правилам У: Ребята, что значит слово тараторить? Д: тараторить - это значит болтать без умолку, без остановки У: Кого называют тараторкой? Д: тараторкой называют тех, кто много разговаривает У: Какие звуки здесь повторяются? Д: здесь повторяются звуки «р» У: Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка? Д: эта скороговорка учит правильному произношению звука «р» У: В скольких словах встретились звуки [р], [р,]? Д: в 5 У: Прочитайте три следующих скороговорки в учебнике самостоятельно, соблюдая план. Работать будем рядами. 1 ряд – 2 скороговорка 2 ряд – 3 скороговорка 3 ряд – 1 скороговорка У: А теперь произнесите скороговорку своему соседу. У: У кого получилось произнести без ошибок? Д: отвечают У: Кто готов произнести свою скороговорку вслух? Д: произносят свою скороговорку
У: Нередко скороговорка встречается нам в сказках, стихах. Послушайте стихотворение Е. Благининой и скажите, какой звук главный в этом тексте. Простокваши дали Клаше. Недовольна Клаша: – Не хочу я простокваши, Дайте просто каши! Дали вместо простокваши Каши нашей Клаше. – Не хочу я просто каши, Так – без простокваши! Дали вместе с простоквашей Каши Клаше нашей. Ела, ела Клаша кашу Вместе с простоквашей. А поела, встала, «Спасибо» сказала.
У: Так какой же звук главный в этом стихотворении? Д: звуки «ш», «и», «е» У: Правильно. А вам понравилось стихотворение? Д: да
У: Скороговорки вообще очень похожи на чистоговорки. Только чистоговорки не надо произносить быстро. Давайте поработаем с чистоговорками, выполним задание 1 на с. 10 в рабочей тетради Д: выполняют У: Кроме того, и скороговорки, и чистоговорки учат правильно дышать во время говорения. Давайте проверим себя. Все встаем, вдохните воздух и на выдохе повторите: Как на горке, на пригорке сидят 33 Егорки. Раз Егорка, два Егорка, три Егорка (и т.д., пока не кончится запас воздуха). У: Сколько Егорок сидит у каждого из вас на пригорке? Если хотите, чтобы их было больше, это упражнение надо выполнять каждый день. Д: 33 У: Сейчас мы поиграем в интересную игру, а называется она -игра «Диктор». Игра в диктора. Кто хочет диктором прослыть И гром оваций получить? Скажи–ка ты скороговорку Четко, ясно, быстро, громко. У: Суть этой игры заключается в том что, один из вас ученик – т.е «диктор» говорит 3 раза скороговорку без помощи книги, заучив наизусть. У: Например, возьмем первую скороговорку в учебнике: Валин валенок провалился в прогалинок. Одному из вас без помощи книги нужно заучить наизусть. У: Чтобы стать диктором – работником радио и телевидения, читающим перед микрофоном текст, надо уметь говорить ясно и четко. У: Каких дикторов вы знаете? Д: отвечают У: Был такой диктор Ю.Левитан. Когда началась ВОВ, он по радио всем жителям Советского Союза оповестил, что началась война, что немцы вторглись в нашу страну. Его речь была четкой, громкой и ясной. Давайте послушаем речь Ю.Левитана. (вкл. аудиозапись) Д: слушают У: Нравится ли вам, как они говорят? Д: да У: Возможно и все дикторы начинали со скороговорок.
У: Многие из вас научились произносить скороговорки. Переходим к выявлению признаков скороговорки. У: Из скольких предложений чаще всего состоит скороговорка? Д: 1-2 У: Как вы думаете, почему? Д: трудно запомнить и произнести Мы определили первую особенность жанра: Краткость (1, 2 предложения) У: Легко ли произносить скороговорки? У: Почему? (путаются звуки, не слушается язык) И это второй признак: Трудность произношения У: В чём трудность? (Повторяющиеся близкие по звучанию звуки, похожие слова) И это третий признак жанра: Сочетание звуков, которые трудно произносить У: Какие сочетания разных звуков в скороговорках вам было трудно произносить? Д: отвечают У: Итак, назовите все признаки скороговорки. Д: краткость, трудность произношения, сочетания звуков, которые трудно произносить. У: Молодцы. |
13. Итог |
У: В начале урока мы составили план, на какие вопросы нам надо ответить, так же мы составили план работы над скороговорками. У: Мы ответили на вопросы: 1) Что такое скороговорка? Д: да У: Кто еще раз ответит, что же такое скороговорка? Д: отвечают 2) Для чего народ их придумывал, т.е. цель Д: цель скороговорки в развитии красивой, правильной речи. 3) Чем скороговорки отличаются от других жанров, т.е. признаки Д: признаки скороговорок: краткость, трудность произношения, сочетания звуков, которые трудно произносить. У: Ответили ли мы на вопросы плана работы над скороговорками? Д: да У: Так почему скороговорку нелегко произнести? Д: отвечают У: Как можно научиться читать скороговорки? Д: медленно, по слогам У: Какие же правила были, чтобы научиться быстро и правильно читать скороговорки. Д: 1 правило – нужно прочитать скороговорку медленно и по слогам. 2 правило – Прочитать ещё раз медленно и плавно. 3 правило - Читать быстрее и представить то, что читаешь. У: Молодцы, ребята, это значит, что вы успешные ученики.
|
14. Домашнее задание |
1) Выучить и научиться говорить 3 скороговорки(можно не из учебника, но русские народные). 2) Нарисовать одну веселую картинку, в которой бы угадывались все 3 твоих скороговорок (р.т. стр.12 упр.4).
|
15. Рефлексия |
У: Перед вами лежат кружочки красного, желтого и зеленого цветов. Если вам все понравилось и не было затруднений на уроке, то поднимите зеленый кружочек. Если у вас были затруднения, поднимите желтый кружочек, а если вы вообще ничего не поняли с этого урока, то поднимите красный кружочек. |
16. Организационное завершение урока |
У: Наш урок подошел к концу. Мне очень понравилось с вами работать. До свидания! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.