МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИВАНКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ФУРМАНОВСКОГО РАЙОНА
155521, Фурмановский район, д.Иванково, 54
ОГРН 1023701359230, ИНН 3705005349 / КПП 370501001
телефон (49341) 9-01-71; Факс (49341) 9-01-71, E-mail: ivshкola2007@yandex.ru
Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте)
в 1 классе по теме «Умеет ли природа разговаривать?»
Педагог: Бабанова Елена Викторовна
Автор учебника: «Азбука» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, УМК «Перспектива»
Класс: 1
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: формирование умения читать целыми словами без ошибок, читать по ролям.
Задачи:
- совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью;
- развивать творческое мышление, речь учащихся;
- воспитывать внимательное и бережное отношение к природе.
УУД, формируемые на уроке:
Личностные: самоопределение и нравственно-этическая ориентация при чтении стихотворений В.Берестова и И.Токмаковой, формирование ценностного отношения к природному миру, самоанализ результата;
Регулятивные: умения ставить цели урока, планировать и оценивать свою деятельность;
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, перечитывание текста с разными задачами, оценка смысла всего текста; произвольное и осознанное построение речевого высказывания;
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, умение отвечать на поставленный вопрос, умение работать в паре, читать по ролям.
Оборудование и технические средства обучения: компьютер, мультимедиапроектор.
Наглядные пособия: картины природы на слайде презентации, фотографии учащихся с различных акций на слайде.
Ключевые слова: литературное чтение, экология.
Рабочие материалы для обучающихся: учебник «Азбука» Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева, УМК «Перспектива», лесенка успеха, карточки для работы в паре.
№п/п |
Этапы урока |
Содержание этапа, деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Экологический компонент |
1 |
Организационный момент. Самоопределение к деятельности. |
Эмоциональный настрой, мотивационный настрой:
- Ребята, с чего начинается общение? Давайте улыбнемся друг другу. - Какие правила вы будете выполнять для того, чтобы у вас всё получилось? - Сегодня перед нами лесенка успеха. На какую ступеньку вы бы хотели сегодня подняться? |
Психологический настрой на урок.
Выслушиваются ответы учащихся. |
Личностные: -Самоопреде- ление и мотивация, -формирование у учащихся ответственно- сти за свою деятельность |
|
2 |
Актуализация знаний. |
Актуализация субъектного опыта учащихся, активизация познавательной деятельности:
- Ребята, мы с вами закончили изучение всех букв, научились читать, а почему-то работа по учебнику «Азбука» ещё продолжается. Как вы думаете, почему? -Какую цель поставите перед собой? - Согласна с вами, значит одной из целей будет: 1. Учиться читать целыми словами, без ошибок. (учитель вывешивает на доску) - Что нам поможет достичь этой цели? - Согласна, поможет нам чтение различных произведений. Давайте поработаем с чистоговоркой, подготовим к работе наш речевой аппарат и выполним дыхательную гимнастику: Говор - говор – разговор Разговор ведёт Егор. Разговаривать он рад, Пригласил к себе ребят! - Ребята, как вы думаете, одной чистоговорки достаточно, чтобы научиться читать целыми словами и без ошибок? - Ребята, на протяжении всего урока мы будем учиться читать правильно, и на следующих уроках обучения чтению тоже. - Вернёмся к чистоговорке. Что значит разговаривать? - На каждой парте лежит листочек со словами, прочитайте их и подчеркните те, которые близки по значению к слову разговаривать. Поработайте в паре. - Какие слова выбрали? - Про кого можно сказать, умеет разговаривать, общаться, беседовать?
|
Учащиеся должны осознать, для чего необходима работа на данном уроке.
- Примерные ответы учащихся: мы еще не совсем хорошо научились читать, читаем по слогам, допускаем ошибки. - Учиться читать без ошибок, стремится читать целыми словами
- Чтение произведений.
-Учащиеся читают чистоговорку первый раз: Говор - говор – разговор Разговор ведёт Егор. Разговаривать он рад, Пригласил к себе ребят! - Учащиеся читают чистоговорку второй раз, выполняя дыхательные упражнения.
- Нет, надо еще читать.
-Учащиеся дают ответы.
- Учащиеся работают в паре, выбирая нужные слова. ( даны слова: разговаривать, молчать, беседовать, общаться, кричать) - Выбрали слова: разговаривать, беседовать, общаться - Разговаривать, общаться умеет человек. |
Коммуникатив- ные : -умение слушать и понимать других; -умение отвечать на вопросы; - умение работать в паре.
Регулятивные: - формирование умение выделять и формулировать цель.
Познаватель- ные: -группировка слов по общим признакам. |
|
3 |
Целеполагание. |
Направить деятельность учащихся на определение темы и постановку целей урока, создание проблемной ситуации:
- Послушайте стихотворение, подумайте, о чем оно? (стих о природе, на экране - картинка ) Природа говорит с тобой. Опушка леса. Ясный день. Лучи играют по росе, Сосна, отбрасывая тень, Волной стелется по траве. Прислушайся к тиши лесной, И ты услышишь много песен, Природа говорит с тобой, Она поёт, как мир чудесен. - О чем это стихотворение? - Что такое природа? Она умеет разговаривать? - Мнения разделились. Попытаемся ответить сегодня на этот вопрос. - Этот вопрос и будет темой нашего урока. Откройте учебник на стр.84 и прочитайте тему урока. - Выскажите предположение, что нам предстоит выяснить на уроке? - Тогда предлагаю это сделать целями на наш урок. 2. Выяснить, умеет ли природа разговаривать. 3. Научиться разговаривать с природой. (вывешивается на доске) - Как нам выяснить, умеет ли природа разговаривать? Если мы не знаем ответ на вопрос, то где можно найти ответ? - Ребята, давайте сегодня спросим у поэтов ответ на этот вопрос, ведь они особенные люди - очень наблюдательные, внимательные, может быть, они нам помогут. -Составим план работы над темой. (учитель с помощью вопросов пытается подвести учащихся к плану урока): 1. Познакомиться с мнением поэтов. 2. Подумать, соглашаться с ним или нет. 3. Высказать своё мнение. |
Учащиеся пытаются определить цели и составить план работы на уроке.
-Учащиеся слушают.
- Предполагаемый ответ: О природе. - Кто-то из детей ответит: «Да», кто-то «Нет».
- Работа по учебнику.
- Учащиеся высказывают свои предположения, например: -Выяснить, умеет ли разговаривать природа, если умеет, то научиться с ней разговаривать.
- В учебнике, в книге, в Интернете.
- Учащиеся предлагают план работы, который может не совпадать с планом учителя, тогда учитель предлагает поработать по плану урока, который составил сам.
|
Регулятивные: -определение и формулирова- ние цели урока, -прогнозирова- ние, - составление плана. |
Создание ситуации, когда учащиеся могут увидеть и почувство- вать красоту природы, восхититься ею.
Создание ситуации, когда учащиеся высказывают мнение, что природу необходимо понимать, а значит любить и беречь. |
4 |
Открытие нового знания. Первичное восприятие и усвоение нового материала.
Физкультминутка |
Создать условия для усвоения учащимися нового материала:
- Прочитайте, пожалуйста, то, что написано на доске: Мяу – мяу, гав – гав, кар – кар, чик – чирик. - Кто так говорит? - У кого дома живут кошки или собаки? Вы понимаете, что они вам говорят? Как вы догадываетесь? - А вот воробьи чирикают: чик – чирик, о чем они говорят? - Ребята, давайте прочитаем, что услышал в этом чириканье В.Берестов, познакомимся с его стихотворением «О чем поют воробушки» на стр.85 самостоятельно - Читаем хором вслух. - Вы поняли, о чем поют воробушки? - Какое настроение у птичек? Почему? Ребята, как вы думаете, кто помог воробушкам пережить долгую и холодную зиму? Ребята, расскажите, как вы помогаете птичкам пережить это тяжелое для них время года.
- Молодцы ребята, молодцы ваши родители. - Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы было понятно, что воробушки радуются.
- Продолжим работу над темой урока. К природе относятся не только животные, но и растения. Как вы думаете, а растения умеют разговаривать? -А как они это делают? - Я уже вам рассказывала, что поэты очень наблюдательные люди, сейчас мы в этом убедимся. Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Разговор Старой ивы с Дождём» (читает учитель) - Итак, как вы думаете, по мнению И.Токмаковой умеет разговаривать природа? - Ребята, поэты и писатели часто используют в своих произведениях прием ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, и все предметы становятся живыми. Автор наблюдает, а затем придумывает, а может быть, догадывается, о чем же разговаривают дождь и ива. - Прочитайте это стихотворение самостоятельно и ответьте на вопрос: - О чем вели разговор ива и дождь? - Почему дождь решил пересчитать все ромашки? - Ребята, как называется разговор двух лиц? - Можно сказать, что ива и дождь вели диалог? -Какие слова вам непонятны в стихотворении? - А сейчас прочитаем вместе ещё раз, чтобы выяснить, какие слова говорит ива, а какие дождь. Это понадобится для чтения по ролям. - Давайте карандашиком отметим, где говорит дождь, а где ива. Читаем по строчке и рассуждаем. - Попробуйте в паре поработать с этим стихотворением, прочитав по ролям. Договоритесь, кто из вас будет дождь, а кто – ива. - Проверим, как вы справились, тот кто читает слова дождя, становится: ДОЖДЬ, кто читает слова Старой ивы становится: ИВА. - Вернёмся к плану. Как бы поэты ответили на вопрос? Соглашаетесь с их мнением? - Как вы теперь ответите на вопрос: умеет ли разговаривать природа? |
Учащиеся работают по теме урока.
- Чтение вслух хором
- Так говорят животные. - Примерные ответы учащихся: по движениям, по жестам, трутся о ноги, по глазам и т.д. - Затрудняются с ответом.
- Чтение шепотом, вполголоса, вслух.
- Высказывают свое мнение - Радостное, веселое - Воробьи выжили, в этом им помогли люди. -Рассказ детей об акции «Покормите птиц зимой»: На уроке окружающего мира мы узнали, как тяжело приходится зимой птичкам. Поэтому приняли решение – нужно им помочь. Вместе с родителями мы сделали кормушки, развесили их на деревьях вокруг школы. Теперь мы постоянно подкармливаем птиц в нашей «птичьей столовой» семечками подсолнуха, овсом, сушеной рябиной. Когда мы несём корм, синички, воробьи, снегири уже ждут нас. Они приветствуют нас звонким щебетанием. Дома мы тоже подкармливаем птиц. Надеемся, что это поможет нашим пернатым друзьям пережить холодную зиму.
- Читают 1-2 ученика.
-Физкультминутка: Воробушки как проснутся, Очень любят потянуться, Обязательно зевнуть, Ловко хвостиком махнуть, Воробей
по лужице Тут взлетит, там вспорхнет С мостовой зерно клюет
-Учащиеся высказывают свои предположения.
-Учащиеся слушают стихотворение, высказывают свое мнение.
- Учащиеся самостоятельно читают стихотворение, затем отвечают на вопросы учителя.
-Обсуждение трудных и непонятных слов.
- Чтение по ролям, дети читают по строчке и выясняют, от чьего имени ведётся разговор, распределяют роли в паре.
- Читает одна пара учащихся, получает при этом таблички: ДОЖДЬ, ИВА
-Учащиеся высказывают свое мнение. |
Личностные: - формирование умения выказывать своё отношение к происходящему
Коммуникатив- ные : -формирование умения слушать и понимать других, -формирование умение читать по ролям, договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, -умение отвечать на вопросы, -умение рассказывать.
Регулятивные: -умение удерживать учебную задачу.
Познаватель- ные: -осуществление смыслового чтения, -умение на основе анализа произведения делать выводы.
|
Участие детей в деятельности по охране и защите природы. |
|
5.Первичное закрепление нового знания.
|
Проверяется уровень усвоения нового материала, отношение к экологическим проблемам.
- А вы сможете сами услышать то, о чём говорит окружающая нас природа? - Давайте попробуем. - Я предлагаю вам прочитать ещё одно стихотворение И.Токмаковой «Ива». Прочитайте его и попытайтесь ответить на вопрос, который задаёт нам поэт. - Прочитаем стихотворение вслух. - Так почему же плачет ива, предположите и дайте свой ответ. - Ребята, а может ива плачет из-за того, что человек не всегда понимает и слышит природу, а иногда делает ей больно? - Давайте посмотрим на экран и попробуем догадаться, что хочет сказать нам природа? - Ребята, кто-то смог услышать, о чем нас просит природа? - Мы попытались услышать природу, а как же ей помочь? - Ребята, вы учитесь всего лишь в 1 классе, но вместе с родителями уже многое сделали для нашей окружающей природы. Давайте вспомним об акции «Посади ёлочку», «Собери макулатуру». Для чего мы с вами провели эти акции? -А что еще мы можем сделать? - Ребята, вы уже знаете, что 2017 год объявлен годом экологии, и это не случайно, ведь природе нужна наша помощь. Вчера вас приняли в ряды природоохранной организации, теперь вы - юные эколята. Я надеюсь, что вы сможете стать настоящими друзьями и растениям, и животным. На вас теперь лежит большая ответственность перед природой. -Послушайте, какое стихотворение подготовили для вас Рома, Катя и Марина: В природе столько
красоты – |
Учащиеся высказывают свое отношение к экологическим проблемам. - Учащиеся высказывают свое мнение.
- Учащиеся самостоятельно читают стихотворение.
-Чтение одного ученика.
- Учащиеся могут дать самые разные ответы.
-Высказывают свое мнение.
- Учащиеся делятся своими впечатлениями об увиденном (на презентации – фото о загрязнении окружающей среды), предлагают пути решения данной проблемы, рассказывают о значении проведенных акций.
- Выступление учащихся. |
Личностные: -формирование ценностного отношения к природному миру; -формирование умения оценивать поступки других.
Коммуникатив- ные : -умение формулировать собственное мнение, -умение слушать и понимать других; -умение отвечать на вопросы.
|
Создание ситуации, когда учащиеся высказывают мнение, что природу необходимо понимать, а значит любить и беречь.
Экологические проблемы и экологическая ответствен- ность.
Участие детей в деятельности по охране и защите природы.
Агитационная работа по экологии.
|
|
6. Подведение итогов.
|
Учитель организует деятельность, направленную на подведение итогов.
- Ребята, скажите, легко или сложно общаться с природой? А нужно этому учиться, зачем? - Как вы думаете, мы уже научились разговаривать с природой, или нам нужно еще продолжить работу над этой целью? - Попробуйте сегодня быть особенно внимательными и наблюдательными, когда пойдёте домой, и может быть, вы услышите, о чём разговаривает природа, а завтра нам расскажете. - Ребята, мы познакомились сегодня со стихами В.Берестова и И.Токмаковой, которые помогли нам быть внимательнее к растениям и животным. Попробуйте дома найти стихи на тему «Защити родную природу», нарисовать рисунки или плакаты к всемирному Дню леса, который ежегодно отмечаем в школе 21 марта. - Вернёмся к целям. Поднимите руку те, кто стремился сегодня к чтению целых слов и у него это получалось.
|
Учащиеся соотносят свою деятельность с целями урока.
- Учащиеся высказывают свое мнение.
|
Регулятивные: - формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию, - формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |
Значение экологической деятельности.
Подготовка выставки рисунков и плакатов по экологии, чтение произведений.
|
|
6. Рефлексия.
|
Учитель оценивает эмоциональное и личностное восприятие урока учениками.
- Поставьте смайлик на ту ступеньку, на которую вы смогли подняться. Урок окончен, спасибо, можете быть свободны.
|
Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.
-Учащиеся работают с лесенкой успеха. |
Личностные: -умение давать самооценку успешности учебной деятельности. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.