Конспект урока по литературному чтению по теме Нравственный смысл сказки Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»
Оценка 5

Конспект урока по литературному чтению по теме Нравственный смысл сказки Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Оценка 5
docx
09.12.2022
Конспект урока по литературному чтению по теме Нравственный смысл  сказки Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные  уши, косые глаза, короткий хвост»
Лит.чтение 12.12.docx

Дата: 12.12.2022
Класс: 3 «Б»
Предмет: Литературное чтение
Учитель: Брилёва Е.А
Методист: Кузнецова В.А
Студентка: Горпинченко А.О

Технологическая карта

Тема

Нравственный смысл  сказки Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные  уши, косые глаза, короткий хвост»

Тип урока

Открытие новых знаний

Цель урока

Создание условий для формирования знакомства учащихся со сказкой Д.Н.Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Задачи

Образовательные: -научить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения

-формировать навык беглого, осознанного, выразительного чтения

Воспитательная: -воспитывать интерес к чтению

-воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе

Развивающая: -развивать чёткую, грамотную, связную речь учащихся

-развивать навыки выразительного, осознанного чтения

Планируемые результаты

Предметные:

-умения прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение.

Метапредметные:
Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные: -формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности
Познавательные
: -познакомить с жизнью и творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка

-отрабатывать навыки выразительного чтения

Личностные: -ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей.

Основные понятия

Сказка

Оборудование

Презентация, аудио сказка, карточки

Образовательные ресурсы

Учебник литературное чтение, 3 класс. Часть 1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.

Организация пространства

Фронтальная, групповая, индивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация к учебной деятельности и организация на урок

-Здравствуйте ребята. Меня зовут Алена Олеговна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

- Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудится.

Слушаем внимательно.
Работаем старательно.

-Проверьте свои рабочие места. Все ли готово к уроку?

Приветствуют учителя

 

 

 

 

 

 

Проверяют рабочее место

II. Актуализация и пробное учебное действие

-Ребята, наш урок я хочу начать с загадок. Слушайте внимательно. Вам нужно отгадать загадку и назвать сказку.

- Сидит в корзине девочка

У Мишки за спиной.

Он сам того не ведая,

Несет ее домой.  « Маша и Медведь»

- Удивляется народ: едет печка - дым идет.

А Емеля на печи ест большие калачи . « По щучьему велению»

- «Жил старик со своею старухой у самого  синего моря…»

А.С. Пушкин. « Сказка о рыбаке и рыбке»

-Молодцы, все правильно отгадали.

-А теперь подумайте, чем эти сказки отличаются друг от друга?

-Чем отличаются литературные сказки от народных?

 

 

-Верно.

 

 

 

 

 

 

«Маша и Медведь»

 

 

«По щучьему велению»

 

 

«Сказка о рыбаке и рыбке»

 

 

 

 

Ответы детей

Народные сказки были написаны давно. И написаны были они народом.

Литературные сказки были написаны писателями.

III. Выявление места и причины затруднения (Постановка учебной задачи)

-А сейчас прочитайте загадки, и вы узнаете, о ком будет говориться в произведении, с которым мы сегодня с вами познакомимся.

-Комочек пуха,

 Длинное ухо
 Прыгает ловко,
 Любит морковку.

-Верно. Один из персонажей заяц. А вы знаете, какие опасности подстерегают зайца в лесу?

-Зайцы разбегайтесь!
 Серый зверь. Спасайтесь!
 Он зубами щелк, щелк.
 На охоту вышел …

-Молодцы отгадали все загадки. А теперь попробуйте угадать жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся?

-Хорошо. Сегодня мы познакомимся со сказкой Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

 

 

 

 

 

 

Заяц

Ответы детей

 

 

 

 

Волк

Мы знаем, что герои  - заяц и волк. Возможно это сказка

IV. Построение проекта и выхода из затруднения

-Сегодня мы с вами познакомимся с писателем Д.Н. Маминым-Сибиряком, а также с его произведением. Прочитаем произведение,  и вы выполните самостоятельную работу.

-Давайте скорее начинать.

 

V. Реализация построенного проекта

1. Подготовка к восприятию.

а). Беседа

-Давайте с вами поговорим об авторе. Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин. (портрет автора на доске)

Родился он 6 ноября 1852 года (в 2018 г – 166 лет)  в заводском посёлке (в Свердловской область) в семье священника и учительницы местной школы.

Получил начальное домашнее образование, закончил духовную семинарию,  потом он учился в Петербургском университете.

Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров.

- Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей сборник – “Алёнушкины сказки”.

Автор написал его для своей больной дочери Алены, которую он очень любил.

-Обратите внимание на доску, это книжная выставка. (фото книжной выставки «Аленушкины сказки и Серая шейка»)

б). Словарная работа

- Итак, прежде чем приступить к прослушиванию произведения, давайте узнаем значения незнакомых слов и словосочетаний, которые есть в произведении:

Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо

Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком

Не смел дохнуть  - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать.

Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью

 Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил.

 Гонится по пятам – бежит  след в след.

Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться).

Язык примерз –болтал и замолчал.

2. Прослушивание аудио рассказа с постановкой проблемного вопроса.

-Ребята, сейчас мы с вами послушаем сказку Д.Н. Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», а после прослушивания, я вам задам вопрос: Почему автор назвал зайца храбрым?  Поэтому слушаем внимательно!

-И так, почему же автор назвал зайца храбрым?

 

 

 

-Хорошо, верно.

3.Чтение учащимися по частям с анализом и словарной работой.

-Открываем учебники на странице 138, и приступаем к чтению рассказа по цепочке, делая остановки по моему сигналу.

Чтение 1 части с.136-137 – до слов «Кричат зайцы…»

Вопросы после прочтения 1 части.

-Каким представлен заяц в начале сказки?

-Как относились к зайцу молодые и старые зайцы?

-А почему они смеялись?

 

 

-А теперь попробуйте озаглавить эту часть

-А я озаглавила так: Заяц хвастун

Чтение 2 части с. 137-138 – до слов «Дальше случилась…»

Вопросы после прочтения 2 части.

-Почему заяц не закончил свой рассказ?

-Что значит «язык у хвастуна примерз»?

-Хорошо.

-Как вы озаглавите эту часть?

-Я озаглавила так: Заяц и волк.

Чтение до конца.

Вопросы после прочтения 3 части.

-Почему волк убежал в другую сторону?

 

-Почему все зайцы начали хвалить зайца?

 

-Как вы думаете, заяц перестал бояться, после этого случая?

-Как бы вы озаглавили эту часть?

-Я бы озаглавила так: Испуганный волк и храбрый заяц.

-Молодцы!

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают сказку

 

 


Потому что заяц прыгнул на волка и спугнул его, поэтому его стали считать храбрым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Веселым, смешным

Все смеялись над ним

Потому что они знали, что волка не одолеть

Отвечают

 

 

 

 

Потому что увидел волка

Болтал и замолчал

 

Отвечают

 

 

 

Потому что подумал, что в него выстрелили

Потому что решили, что это заяц напугал волка

Да

 

Отвечают

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Обобщающая беседа.

-Понравилась ли вам сказка?

-Какое настроение она вызвала?

-А что именно вызвало такое настроение? Почему?

-Назовите главных героев.

-Каким изображен заяц в начале?

-А в конце?

-Придавали ли зайцу силы хвастливые слова?

-Молодцы.

-А теперь давайте попробуем пересказать сказку по частям.

 

Отвечают

Веселое

Отвечают

 

Заяц, старые и молодые зайцы, волк

Маленьким, трусливым, всего боялся

Храбрым, и уже ничего не боялся

Нет

 

Пересказывают

VII.Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону

-Ребята, а вы заметили, что события в сказке развиваются быстро, динамично. В тексте очень много слов, обозначающих действия героев. Ваша задача распределить слова по группам. Работать вы будете в группах. Я вам раздам карточки.

Карточка.

Задание. Распределить слова по группам:

а). действия зайца, б). действия волка.

Слова: Крикнул на весь лес; проголодался; подумал; расхрабрился; взобрался на пенёк; остановился; понюхал воздух; уселся на задние лапки; увидел волка; подпрыгнул к верху; упал со страху; перевернулся; начал подкрадываться;  задал стрекача; близко подошел;  начал вглядываться; ему показалось;  начал верить, что никого не боится;  убежал.

-Молодцы.

 

 

 

 

 

Выполняют работу

Действия зайца: крикнул на весь лес; расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние лапы; увидел волка; подпрыгнул к верху; упал со страху; перевернулся; задал стрекоча; начал верить, что никого не боится.

Действия волка: проголодался; подумал; остановился; понюхал воздух; начал подкрадываться; близко подошел; ему показалось; убежал.

VIII. Включение в систему знаний

Работа с иллюстрацией

-Откройте страницу 137.

-Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено?

-Найдите в учебнике эпизод, который соответствует этой иллюстрации. Прочтите его.

 

 

Зайцы

 

 

Находят эпизод. Читают его

IX. Рефлексия. Итог урока

-С произведением, какого автора мы с вами сегодня познакомились?

-Как называлось произведение?

 

-Кто был главными героями?

-Молодцы, вы сегодня хорошо поработали.

-Теперь пришло время оценить деятельность на уроке. Если вам было все понятно, и вы совсем справились, то покажите 5. Если вы не совсем поняли, и у вас что-то не получилось, покажите 4.

-Урок окончен. До свидания!

Д.Н. Маминого-Сибиряка

 

«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Заяц и волк

Оценивают свою деятельность

 

 

 

Учитель ___________Брилева Е.А.                    Методист _______________ Кузнецова В.А.      Оценка______________

 


 

Дата: 12.12.2022 Класс: 3 «Б»

Дата: 12.12.2022 Класс: 3 «Б»

Планируемые результаты

Планируемые результаты

Сценарий урока Этапы урока

Сценарий урока Этапы урока

Чем отличаются литературные сказки от народных? -Верно

Чем отличаются литературные сказки от народных? -Верно

Прочитаем произведение, и вы выполните самостоятельную работу

Прочитаем произведение, и вы выполните самостоятельную работу

Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо

Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо

И так, почему же автор назвал зайца храбрым? -Хорошо, верно

И так, почему же автор назвал зайца храбрым? -Хорошо, верно

Чтение до конца. Вопросы после прочтения 3 части

Чтение до конца. Вопросы после прочтения 3 части

Я вам раздам карточки.

Я вам раздам карточки.

IX . Рефлексия. Итог урока -С произведением, какого автора мы с вами сегодня познакомились? -Как называлось произведение? -Кто был главными героями? -Молодцы, вы сегодня хорошо…

IX . Рефлексия. Итог урока -С произведением, какого автора мы с вами сегодня познакомились? -Как называлось произведение? -Кто был главными героями? -Молодцы, вы сегодня хорошо…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2022