Дата: 12.12.2022
Класс: 3 «Б»
Предмет: Литературное чтение
Учитель: Брилёва Е.А
Методист: Кузнецова В.А
Студентка: Горпинченко А.О
Технологическая карта
Тема |
Нравственный смысл сказки Д.Н. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
||
Тип урока |
Открытие новых знаний |
||
Цель урока |
Создание условий для формирования знакомства учащихся со сказкой Д.Н.Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
||
Задачи |
Образовательные: -научить учащихся формулировать тему и цели урока, идею произведения -формировать навык беглого, осознанного, выразительного чтения Воспитательная: -воспитывать интерес к чтению -воспитывать любовь к своим близким, животным, к природе Развивающая: -развивать чёткую, грамотную, связную речь учащихся -развивать навыки выразительного, осознанного чтения |
||
Планируемые результаты |
|
||
Основные понятия |
Сказка |
||
Оборудование |
Презентация, аудио сказка, карточки |
||
Образовательные ресурсы |
Учебник литературное чтение, 3 класс. Часть 1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. |
||
Организация пространства |
Фронтальная, групповая, индивидуальная работа |
Сценарий урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
I. Мотивация к учебной деятельности и организация на урок |
-Здравствуйте ребята. Меня зовут Алена Олеговна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудится. Слушаем
внимательно. -Проверьте свои рабочие места. Все ли готово к уроку? |
Приветствуют учителя
Проверяют рабочее место |
||
II. Актуализация и пробное учебное действие |
-Ребята, наш урок я хочу начать с загадок. Слушайте внимательно. Вам нужно отгадать загадку и назвать сказку. - Сидит в корзине девочка У Мишки за спиной. Он сам того не ведая, Несет ее домой. « Маша и Медведь» - Удивляется народ: едет печка - дым идет. А Емеля на печи ест большие калачи . « По щучьему велению» - «Жил старик со своею старухой у самого синего моря…» А.С. Пушкин. « Сказка о рыбаке и рыбке» -Молодцы, все правильно отгадали. -А теперь подумайте, чем эти сказки отличаются друг от друга? -Чем отличаются литературные сказки от народных?
-Верно. |
«Маша и Медведь»
«По щучьему велению»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
Ответы детей Народные сказки были написаны давно. И написаны были они народом. Литературные сказки были написаны писателями. |
||
III. Выявление места и причины затруднения (Постановка учебной задачи) |
-А сейчас прочитайте загадки, и вы узнаете, о ком будет говориться в произведении, с которым мы сегодня с вами познакомимся. -Комочек пуха, Длинное
ухо -Верно. Один из персонажей заяц. А вы знаете, какие опасности подстерегают зайца в лесу? -Зайцы разбегайтесь! -Молодцы отгадали все загадки. А теперь попробуйте угадать жанр произведения, с которым мы сегодня познакомимся? -Хорошо. Сегодня мы познакомимся со сказкой Д.Н.Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» |
Заяц Ответы детей
Волк Мы знаем, что герои - заяц и волк. Возможно это сказка |
||
IV. Построение проекта и выхода из затруднения |
-Сегодня мы с вами познакомимся с писателем Д.Н. Маминым-Сибиряком, а также с его произведением. Прочитаем произведение, и вы выполните самостоятельную работу. -Давайте скорее начинать. |
|
||
V. Реализация построенного проекта |
1. Подготовка к восприятию. а). Беседа -Давайте с вами поговорим об авторе. Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин. (портрет автора на доске) Родился он 6 ноября 1852 года (в 2018 г – 166 лет) в заводском посёлке (в Свердловской область) в семье священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил духовную семинарию, потом он учился в Петербургском университете. Для детей и о детях было написано более 130 произведений различных жанров. - Главное произведение Мамина-Сибиряка для детей сборник – “Алёнушкины сказки”. Автор написал его для своей больной дочери Алены, которую он очень любил. -Обратите внимание на доску, это книжная выставка. (фото книжной выставки «Аленушкины сказки и Серая шейка») б). Словарная работа - Итак, прежде чем приступить к прослушиванию произведения, давайте узнаем значения незнакомых слов и словосочетаний, которые есть в произведении: Душа в пятки убежала - сильно испугался чего-либо Отведавшие волчьих зубов - сталкивались с волком Не смел дохнуть - замереть от ужаса, страха; испытывать робость, не осмелиться что-либо сделать. Задал такого стрекача - убежать стремительно, с большой скоростью Выскочить из собственной кожи - сильно измениться, стать другим, преодолеть какие-то трудности, из последних сил. Гонится по пятам – бежит след в след. Замертво свалился - без признаков жизни (упасть, повалиться). Язык примерз –болтал и замолчал. 2. Прослушивание аудио рассказа с постановкой проблемного вопроса. -Ребята, сейчас мы с вами послушаем сказку Д.Н. Мамина-Сибиряка «Про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», а после прослушивания, я вам задам вопрос: Почему автор назвал зайца храбрым? Поэтому слушаем внимательно! -И так, почему же автор назвал зайца храбрым?
-Хорошо, верно. 3.Чтение учащимися по частям с анализом и словарной работой. -Открываем учебники на странице 138, и приступаем к чтению рассказа по цепочке, делая остановки по моему сигналу. Чтение 1 части с.136-137 – до слов «Кричат зайцы…» Вопросы после прочтения 1 части. -Каким представлен заяц в начале сказки? -Как относились к зайцу молодые и старые зайцы? -А почему они смеялись?
-А теперь попробуйте озаглавить эту часть -А я озаглавила так: Заяц хвастун Чтение 2 части с. 137-138 – до слов «Дальше случилась…» Вопросы после прочтения 2 части. -Почему заяц не закончил свой рассказ? -Что значит «язык у хвастуна примерз»? -Хорошо. -Как вы озаглавите эту часть? -Я озаглавила так: Заяц и волк. Чтение до конца. Вопросы после прочтения 3 части. -Почему волк убежал в другую сторону?
-Почему все зайцы начали хвалить зайца?
-Как вы думаете, заяц перестал бояться, после этого случая? -Как бы вы озаглавили эту часть? -Я бы озаглавила так: Испуганный волк и храбрый заяц. -Молодцы! |
Слушают
Слушают сказку
Веселым, смешным Все смеялись над ним Потому что они знали, что волка не одолеть Отвечают
Потому что увидел волка Болтал и замолчал
Отвечают
Потому что подумал, что в него выстрелили Потому что решили, что это заяц напугал волка Да
Отвечают |
||
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
Обобщающая беседа. -Понравилась ли вам сказка? -Какое настроение она вызвала? -А что именно вызвало такое настроение? Почему? -Назовите главных героев. -Каким изображен заяц в начале? -А в конце? -Придавали ли зайцу силы хвастливые слова? -Молодцы. -А теперь давайте попробуем пересказать сказку по частям. |
Отвечают Веселое Отвечают
Заяц, старые и молодые зайцы, волк Маленьким, трусливым, всего боялся Храбрым, и уже ничего не боялся Нет
Пересказывают |
||
VII.Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону |
-Ребята, а вы заметили, что события в сказке развиваются быстро, динамично. В тексте очень много слов, обозначающих действия героев. Ваша задача распределить слова по группам. Работать вы будете в группах. Я вам раздам карточки.
|
Выполняют работу Действия зайца: крикнул на весь лес; расхрабрился; взобрался на пенёк; уселся на задние лапы; увидел волка; подпрыгнул к верху; упал со страху; перевернулся; задал стрекоча; начал верить, что никого не боится. Действия волка: проголодался; подумал; остановился; понюхал воздух; начал подкрадываться; близко подошел; ему показалось; убежал. |
||
VIII. Включение в систему знаний |
Работа с иллюстрацией -Откройте страницу 137. -Рассмотрите иллюстрацию. Что на ней изображено? -Найдите в учебнике эпизод, который соответствует этой иллюстрации. Прочтите его. |
Зайцы
Находят эпизод. Читают его |
||
IX. Рефлексия. Итог урока |
-С произведением, какого автора мы с вами сегодня познакомились? -Как называлось произведение?
-Кто был главными героями? -Молодцы, вы сегодня хорошо поработали. -Теперь пришло время оценить деятельность на уроке. Если вам было все понятно, и вы совсем справились, то покажите 5. Если вы не совсем поняли, и у вас что-то не получилось, покажите 4. -Урок окончен. До свидания! |
Д.Н. Маминого-Сибиряка
«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Заяц и волк Оценивают свою деятельность |
Учитель ___________Брилева Е.А. Методист _______________ Кузнецова В.А. Оценка______________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.