Технологическая карта урока
Программа: «Дидактическая система развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В.В Давыдова»
Тема урока: Мудрость сказки Е. Шварца «Два брата»
Тип урока: Обобщение
Цель урока: Создать условия для определения главной мысли сказки.
Содержание обучения: социальный опыт, подлежащий передаче.
Задачи урока:
1. Организация работы класса
2. Литературный диктант.
2.1. Актуализация имеющегося опыта (составление цитатного плана сказки).
2.2 Актуализация имеющегося дефицита опыта (главный вопрос).
2.3Формулирование цели, предлагаемой ученикам для принятия ее.
2.4 Предъявление плана достижения данной цели.
3. Работа по теме.
4. Физминутка
5.Первичная проверка знаний
6.Организация рефлексии
Средства обучения: компьютер, проектор, учебник по литературе
Этап урока |
Задача урока |
Методический прием |
Используемые УУД |
||
Деятельность учителя |
Действия ученика |
Форма работы/выполнения действий |
|||
I |
1 |
- Здравствуйте, рада всех видеть, садитесь! |
- Понимают информацию, представленную в словах учителя, формируют позитивный настрой на уроке. |
|
Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению. |
II |
2 |
Литературный диктант – Вспомните содержание сказки и составьте словосочетания: Тонкий белая чёрный седая дубовая живой весеннее берёзовый Составив словосочетания, ребята «разворачивают» смысл каждого, пересказывая соответствующие фрагменты текста. |
-голос -печь -огонь -борода -дверь -лес -солнышко -клей
|
фронтальная |
Регулятивные: оценка результатов работы, корректировка письма Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
|
2.1 |
Составление цитатного плана сказки.
|
а) «Где твой младший брат?» б) «А Старший шагал, шагал, шагал...» в) «Ты останешься здесь навеки». г) «Так и пошли дни за днями». д) «Завтра начнём сначала!» е) «Все его друзья собрались». ё) «И Старший обнял его». ж) «Братья жили теперь дружно».
|
фронтальная |
Регулятивные: соотнесение того, что известно с тем. что неизвестно |
2.2 |
-Сегодня на уроке нам нужно ответить на вопрос: « В чём жизненная мудрость этой сказки?» |
|
|
||
2.3 |
- Скажите, мы с вами изучаем сегодня эту тему, а в жизни она нам пригодится? Она для нас важна? |
- С помощью изучения этой темы мы сможем узнать главную мысль этой сказки. |
Фронтальная |
Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение слушать |
|
2.4 |
Формулировка цели |
- Мы сегодня должны ответить на главный вопрос сказки: « В чём жизненная мудрость этой сказки?» |
фронтальная |
Принятие цели |
|
2.5 |
Предъявление плана |
фронтальная |
Принятие промежуточных целей |
||
3 |
– Почему Прадедушка Мороз называл Старшего «мой юный ученик», «мой юный друг»?
– Насколько серьёзными были у него основания рассчитывать на то, что Старший станет его учеником и последователем?
– Когда Старший по-настоящему понял, что он натворил?
– Какие обстоятельства изменили его характер? – Можно ли Прадедушку Мороза назвать жестоким?
– Что он символизирует в сказке? – Смог бы Старший один вернуть брата?
– Почему Шварц так часто называет героев-помощников друзьями Старшего?
– В чём жизненная мудрость этой сказки?
– Сравните два текста с одним названием – «Два брата» Л.Н. Толстого и Е. Шварца. Кратко перескажите содержание и сформулируйте главное.
|
-У Прадедушки Мороза появилась надежда, что мальчик беспрекословно будет жить и работать у него. -Прадедушка Мороз назвал так старшего, потому что мальчик до поздней ночи работал не покладая рук, морозил перед ледяным огнем дятлов, синиц и других лесных зверьков. -Когда не получилось самостоятельно спасти брата. -У Старшего появились друзья. -Да, можно. Прадедушка Мороз заморозил Младшего брата, держал братьев поневоле в своем ледяном лесу. -Смерть, омертвление души. -Нет, не смог бы. Ему помогли: зайцы, семь белок, поползень, семь дятлов. -За время проживания в ледяном дворце Старший провел много времени с зверьками, построил им домика, кормил их капустой, грел и играл с ними возле костра. Они привязались друг к другу и зверь рискуя своей жизнью спасли братьев. -Жизненная мудрость сказки – ценность дружбы, семейного счастья, чуткость и внимание к ближнему, ценность живого мира вокруг нас.
- Л.Н. Толстой: Два брата пошли в жизни разными дорогами. Встретившись через много лет, они увидели, что каждый счастлив по-своему. Главное: у каждого в жизни свой путь. - Е. Шварц: Старший брат не ценил дружбу с Младшим и всегда гнал его от себя. Только с помощью друзей, пройдя немало испытаний в ледяном дворце Прадедушки Мороза, он сумел вернуть Младшего. Главное: будь внимателен к ближним, живи дружно. |
фронтальная |
Познавательные: поиск и выделение информации
Коммуникативные: Развиваем умение слушать и понимать речь других. Выразительно читать и пересказывать текст. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
|
|
4 |
Физкультминутка. Аист (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) — Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой. |
|
|
|
|
|
5 |
– Придумайте свою историю о взаимоотношениях (задание III.5 в тетради).
|
|
Индивидуальная в тетрадях
|
Познавательные: поиск и выделение информации |
III |
6. |
- Подведем итог: о чем мы сегодня говорили? - Что мы сегодня повторили? - Достигли ли нашей цели? -ДЗ: Письменный ответ на вопрос: «От радости седина исчезает, тает, как иней на солнце. Это, правда, бывает очень-очень редко, но всё-таки бывает». Почему же не всегда «исчезает седина»? |
- О главной мысли сказки. - Мы сегодня повторили содержание сказки, вспомнили сказки других писателей. -Да. |
фронтальная |
Личностные: Самоопределение. Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний; контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов. Коммуникативные: умение слушать, принятие решения и его реализация |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.