Конспект урока по логопедии в 4 классе
«Дифференциация звуков и букв Г-К».
Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.
Цель: закрепление знаний о звуках и буквах Г-К.
Задачи:
· Образовательные – различение звуков Г-К на слух, в произношении и на письме в слогах, словах и предложениях,
- закрепление артикуляционных укладов звуков Г-К,
- дифференциация звуков по звонкости-глухости,
· Развивающие – развитие мелкой моторики, согласования движений и речи,
- развитие познавательных психических процессов: внимания, памяти, мышления,
- развитие фонематических процессов.
· Воспитательные – создание ситуации успеха,
- стимулирование речевой активности,
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, разрезные картинки, карточки для индивидуальной работы , напечатанные слова для составления предложений.
Ход занятия:
1. Организационный момент – психогимнастика.
Здравствуйте, ребята! Настал новый день и вы пришли на логопедическое занятие. Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу.
Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что Вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. И последний раз – вдох и выдох. Молодцы!
Давайте начнем наше занятие.
1. Основная часть.
1. Развитие ПБР.
Посмотрите на парту. У каждого из
Вас на парте лежит конверт. В нем находится разрезная картинка, которую Вам
необходимо собрать.
Уч-ся собирают разрезную картинку – индивидуально для каждого, дифференцированное задание.
Скажите, кого вы видите на картинке. (Незнайка)
Верно. Это Незнайка, который живет в стране звуков и букв. Он сегодня пришел к нам на занятие и принес много интересных заданий.
1. Артикуляционная гимнастика (с зеркалами).
Незнайка просит Вас сделать артикуляционную гимнастику, чтобы правильно произносить все звуки. Возьмите зеркала, выполняем гимнастику для язычка.
Язычок знаком вам , дети
Мы его улыбкой встретим.
Это язычок пришел.
Вправо он сейчас пошел.
Всё, что надо увидал
И налево зашагал .
Погулял совсем немножко ,
Широко открыл окошко.
Он окно не закрывает ,
Кверху кончик поднимает.
Он окно не закрывает ,
Книзу кончик опускает.
Язычок не устаёт:
Тянется теперь вперёд.
В прятки поиграть он рад :
Отступает шаг назад.
Поиграл с тобою в прятки
И помчался на лошадке . (зацокали)
1. Введение в тему.
Однажды Незнайка попал на птичий двор. Вот, что там он увидел.
Ранним утром стадо гусей направлялось к воде важно крича: «Га-га-га».
А куры тем временем носились по двору, собирая жучков и червячков. И поднимали такой крик, находя добычу, что все в округе слышали их кудахтанье : «Ко-ко-ко».
Кто жил на птичьем дворе? (Куры, гуси)
Как их можно назвать одним словом? (Домашние птицы)
Почему мы называем их домашними? (Они живут во дворе, у людей, и люди о них заботятся).
Вспомните, как кричали гуси (ГА-ГА-ГА).
С какого звука начинается крик гусей (со звука Г).
Как кричали куры (КО-КО-КО).
С какого звука начинается крик кур (со звука К).
Итак, ребята, как вы думаете , какие звуки и буквы мы будем учиться сегодня различать устно и на письме ?
(звуки и буквы Г-К.)
1. Сравнительная характеристика звуков Г-К.
Давайте сравним звуки Г –К и скажем, чем они похожи и чем отличаются.
Возьмите зеркала и положите руку на горлышко.
Произнесите звук Г.
Посмотрите на артикуляцию звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит , горлышко дрожит .
Значит , Звук Г – согласный, твердый, звонкий.
Произнесите звук К.
Посмотрите на артикуляцию звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос не звучит, горлышко не дрожит.
Значит , Звук К – согласный, твердый, глухой..
1. «Слоговые цепочки»
А теперь послушайте слоговые цепочки и повторяйте и за мной.
ГА-ГА-КА
ГЫ-ГЫ-КЫ
КО-ГО-ГО
КУ-ГУ-КУ
КА-ГА-КА-ГА
ГО-КО-КО-ГО
ГУ-ГУ-КУ-КУ
1. « Отгадай загадки».
А сейчас, Незнайка решил загадать нам загадки, давайте попробуем их отгадать.
1. Кто сидит на ёлке, на суку,
Счет ведет: «Ку-ку-ку-ку» (Кукушка)
Давайте посмотрим на экран и увидим , правильно мы отгадали или нет.
Правильно- это кукушка!
Скажите , на какой звук начинается слово «кукушка» ?
2) Клохчет, клохчет,
Детей созовет,
Всех под крылья соберет. (Курица)
На какой звук начинается слово «курица» ?
3 )Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь.
Кто же это? Это… (Гусь)
На какой звук начинается слово «гусь» ?
4) Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)
На какой звук начинается слово « кошка» ?
Посмотрите на экран , на картинки-отгадки и скажите, какая из них лишняя и почему? (кошка. Все птицы , а она животное).
1. Обозначение звуков Г-К буквами на письме и при чтении.
Ребята , скажите , чем отличаются звуки и буквы ?
Правильно , звуки мы слышим и произносим , а буквы видим , читаем , пишем.
Скажите , как на письме мы обозначаем звук Г? (буквой Гг)
Вывешивается буква
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
И подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
А как на письме мы обозначаем звук К? (буквой Кк)
Вывешивается буква
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит
Буквой К на нас глядит.
1. Пальчиковая гимнастика.
А сейчас , Незнайка предлагает вам размять ручки и просит помочь ему рассказать стихи руками.
На горе мы видим дом. Кистями рук сложить «домик»
Много зелени кругом. Волнообразные движения рук
Вот деревья, вот кусты Изобразить руками деревья, кусты
Вот душистые цветы. Пальцами показать бутон, который
Распускается
Окружает все забор Изобразить пальцами забор
За забором – птичий двор. Погладить ладонями стол
Мы ворота открываем Кистями рук показать ворота
К дому быстро подбегаем Пальцами пробежать по столу
В дверь стучимся: «тук-тук-тук» Постучать кулаком по столу
Кто-то к нам идет на стук Ладонь к уху –прислушаться.
1. Работа в тетрадях.
На наш стук пришёл Незнайка , он предлагает открыть тетради и поработать в них: запишем сегодняшнее число.
Незнайка по дороге к нам на урок нашел загадочные слова. Он попытался прочесть их, но ему это не удалось. Помогите ему вставить в слова слоги
ГА или КА. Запишите их в тетради , подчеркните буквы г-к .
Бере… …питан бо…тый
кочер… …зета ма…зин
соба… …ражи ру…ва
баран… …рета ма…роны
лопат… …чели ро…тый
10.Физминутка для глаз «Незнайка» с музыкой
А сейчас , Незнайка предлагает вам выполнить упражнения для глаз. Он будет петь песенку , а вы следите глазками за ним и его друзьями . (Видео )
11. «Составь предложения».
Незнайка так к нам торопился , что все слова в его предложениях перепутались , давайте поможем Незнайке составить предложения с данными словами. Нам нужно так поменять местами слова , чтобы они были связаны в предложении по смыслу. Давайте запишем составленные предложения в тетради.
Грызет под кость собака крыльцом. (Собака под крыльцом грызет кость)
Грелась на гадюка солнышке. (Гадюка грелась на солнышке)
Дорога усыпана вся галькой.(Вся дорога усыпана галькой)
Покрыто кругом снегом всё.( Всё кругом покрыто снегом)
12.Проговаривание чистоговорок со звуками Г-К
Незнайка вспомнил чистоговорки и предлагает Вам их повторить. (Хором, после педагога).
Га-га-га – вышли гуси на луга.
КА-ка-ка – наша елка высока.
Го-го-го – не увижу никого.
Ко-ко-ко – по теченью плыть легко
Гу-гу-гу – много пчелок на лугу
Ку-ку-ку – Катя сыпала муку.
13.« Вставь буквы Г-К в стихотворение и прочитай его выразительно».
Незнайка решил подарить Вам свое любимое стихотворение, но пропустил буквы Г-К.
Вставьте в слова пропущенные буквы, прочитайте стихотворение выразительно , запишите его.
Кабачок
…абачо…-толтячо…
Лё… на …ряд…у
И молчо…
Он лежит на …ряд…е
С мая ,
…оловы не поднимая.
Кабачок-толстячок
Лёг на грядку-
И молчок.
Он лежит на грядке
С мая ,
Головы не поднимая.
Итог занятия. Рефлексия.
- оценивание работы учащихся на уроке
- вывод (что делали, какие звуки различали)
-оценивание учащимися своего настроения с помощью наклеек.
Спасибо всем!
Спишите.
Берега капитан богатый
кочерга газета магазин
собака гаражи рукава
баранка карета макароны
лопатка качели рогатый
Спишите.
Собака под крыльцом грызет кость.
Гадюка грелась на солнышке.
Вся дорога усыпана галькой.
Всё кругом покрыто снегом.
Спишите.
Кабачок
Кабачок-толстячок
Лёг на грядку-
И молчок.
Он лежит на грядке
С мая ,
Головы не поднимая.
Спишите. Вставьте подходящие по смыслу слова.
Сегодня на уроке мы отгадывали ……… На доме развевался российский……… Замяукал маленький , серенький ………
Машина ехала по асфальтовой ………
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.