Конспект урока по логопедии: «Дифференциация звуков и букв З-С».
Оценка 4.6

Конспект урока по логопедии: «Дифференциация звуков и букв З-С».

Оценка 4.6
Работа в классе
docx
11.05.2022
Конспект урока по логопедии:  «Дифференциация звуков и букв З-С».
Тема: Дифференциация звуков и букв З-С. Цель: закрепление знаний о звуках и буквах З-С. Задачи:  Коррекционно – образовательные: • различение звуков З-С на слух, в произношении и на письме в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях; • сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам; • совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С – З; • закрепление звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов в слове).  Коррекционно – развивающие: • развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания; • закрепление зрительного образа букв С и З, развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии; • развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.  Коррекционно – воспитательные: • воспитание интереса к играм со звуками и словами; • воспитание уважительного отношения друг к другу; • стимулирование речевой активности.
сми.docx

 

Конспект урока по логопедии

 «Дифференциация звуков и букв З-С».

Тема: Дифференциация звуков и букв З-С.

Цель: закрепление знаний о звуках и буквах З-С.

Задачи:

ü  Коррекционно – образовательные:

·         различение звуков З-С на слух, в произношении и    на письме в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях;

·         сравнение звуков по акустическим и артикуляционным признакам. Формирование умения давать характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам;

·         совершенствование фонематического восприятия и слуха. Учить различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки С – З;

·         закрепление  звукового и слогового анализа и синтеза (определение места звука в слове и определение количества слогов в слове).

ü  Коррекционно – развивающие:

·         развитие и совершенствование артикуляционной, мимической мускулатуры, пальчиковой и общей моторики, координации речи с движением, ориентировки в пространстве, речевого дыхания;

·         закрепление  зрительного образа букв С и З, развитие и коррекция зрительного восприятия, внимания, воображения. Профилактика оптической дисграфии;

·         развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

ü  Коррекционно – воспитательные:

·         воспитание интереса к играм со звуками и словами;

·         воспитание уважительного отношения друг к другу;

·         стимулирование речевой активности.

                           

Оборудование:   ноутбук, телевизор, разрезные картинки, карточки с заданиями, презентация,                                     игрушка Божья коровка, сигнальные карточки, Гном Звуковичок.

 

Ход занятия:

I.                   Организационный момент – психогимнастика.

Здравствуйте, ребята и гости! Настал новый день и вы пришли на логопедическое занятие. Сейчас я улыбнусь Вам, а Вы улыбнетесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что сегодня здесь с нами гости. Они пришли посмотреть, как Вы умеете работать. Они приветливы и добры, а мы спокойны и сосредоточены. Мы все здоровы!

Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что Вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. И последний раз – вдох и выдох. Молодцы.

Давайте начнем наше занятие.

 

II.                Основная часть.

1.      Посмотрите на парту. У каждого из Вас на парте лежит конверт. В нем находится разрезная картинка, которые Вам необходимо собрать.

Уч-ся собирают разрезную картинку – индивидуально для каждого, дифференцированное задание.

Скажите, кого вы видите на картинке. (ГНОМ)

Верно. Это гном, но не простой гном, а Гном Звуковичок, который живет в стране звуков и букв. Он сегодня пришел к нам на занятие и принес много интересных заданий.

 

·         Артикуляционная гимнастика под музыку.

Звуковичок просит Вас сделать артикуляционную гимнастику, чтобы  правильно произносить все звуки.

v  Улыбка - трубочка

v  Птичка

v  Качели

v  Пошлёпаем язык и т.д.

 

·         Введение в тему.

Посмотрите  Звуковичок  принёс картинки. - Логопед показывает картинку и называет её.  (ЗИМА,  ЗАМОК, СНЕГОВИК, ЗАЯЦ, СНЕГ).

- Какие звуки чаще всего слышим?

- Что вы знаете об  этих звуках?

·         Продолжите: Звук «З» - согласный, звонкий

·         Продолжите: Звук «С» - согласный, глухой

     -  Кто догадался,  над какой темой будем продолжать работать?

Сегодня на уроке мы будем различать звуки и буквы З-С.

 

·         Сравнительная характеристика звуков З-С.

Давайте сравним звуки З-С и скажем, чем они похожи и чем отличаются.

Произнесите звук З.

Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос звучит.

Звук З– согласный, твердый, звонкий. Вывешивается  картинка-символ звука

 

Произнесите звук  С.

Посмотрите на профиль артикуляции звука – губы раскрыты, зубы разомкнуты, язык упирается в небо и создает преграду воздуху, голос  не звучит.

Звук С – согласный, твердый, глухой. Вышивается картинка-символ звука.

- Чем похожи звуки [З - С], чем отличаются?

           Звуки [З - С] схожи по артикуляции, отличаются участием голоса, звук   [з] – звонкий, звук [с] – глухой.

·         «Песенки»

А теперь слушайте песенки Звуковичка и повторяйте их. Работаем по цепочке.

ЗА-ЗА-СА                    

ЗЫ-ЗЫ-СЫ

СО-ЗО-ЗО

СУ-ЗУ-ЗУ

СА-ЗА-СА-ЗА

ЗО-СО-СО-ЗО

ЗУ-ЗУ-СУ-СУ

·         Игра «У кого хороший слух».

А еще Звуковичок  хочет проверить у кого хороший слух. Он будет называть слова, а вы поднимите ту букву, которую услышали в слове. Будьте внимательны.

(лиса, коза, волосы, колесо, ваза, морозы, сом, зонт, снег, сок, забор).

·         Физминутка.

Давайте хлопнем столько раз, сколько козочек у нас.

Теперь присядем столько раз, сколько зайчиков у нас

Сколько видишь ты замочков -

Столько сделаем прыжочков.

Повернёмся столько раз, сколько слоников у нас.

 

·         Обозначение звуков З-С буквами на письме и при чтении.

А как на письме мы обозначаем звук З? (буквой  Зз)

На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра три.

 

А как на письме мы обозначаем звук С? (буквой Сс)

Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.

·         Пальчиковая гимнастика.

Но перед письмом  Звуковичок  просит вас потренировать  Ваши ручки, чтобы они  хорошо писали.

На горе мы видим дом.                             Кистями рук сложить «домик»

Много зелени кругом.                               Волнообразные движения рук

Вот деревья, вот кусты                              Изобразить руками деревья, кусты

Вот душистые цветы.                                Пальцами показать бутон, который

                                                                     Распускается

Окружает все забор                                   Изобразить пальцами забор

За забором – птичий двор.                        Погладить    ладонями стол

Мы ворота открываем                               Кистями рук показать ворота

К дому быстро подбегаем                         Пальцами пробежать по столу

В дверь стучимся: «тук-тук-тук»             Постучать кулаком по столу

Кто-то к нам идет на стук                          Ладонь к уху –прислушаться.

·         Работа в тетрадях.

А пришел на наш стук Звуковичок, он предлагает открыть тетради и поработать в них.

- запишем число,

- тему урока.

Пропишите 3 буквы  Сс и Зз.

«Слоговая мозаика»

Звуковичок по дороге к нам на урок нашел загадочные слова. Он попытался прочесть их, но ему это не удалось. Помогите ему вставить в слова слоги

ЗА или СА.   (Каждому ученику дается индивидуальная карточка с заданием.)    

«Наложенные изображения»

Пока мы с Вами вставляли слоги, Звуковичок получил странные рисунки.

Внимательно посмотрите на них, назовите предметы, которые Вы видите.

Определите место звуков З-С в словах.

Запишите слова.

·         Упражнения для глаз.

А теперь наш приятель Звуковичок предлагает вам сделать зарядку для глаз. Проследите глазами за движущимися снежинками.

 

·         Проговаривание чистоговорок со звуками З-С.

Звуковичок вспомнил чистоговорки и предлагает Вам их повторить. (Хором, после педагога).

за-за-за – вот идёт коза,

са-са-са – вот летит оса,         

су-су-су – мы видели лису,     

зу-зу-зу – мы пасем козу,

со-со-со – у меня колесо,

зы-зы-зы – у нас нет козы.     

·          «Составь словосочетания».

После такой звуковой разминки Звуковичок присел отдохнуть и увидел, как Снеговичок пытается составить словосочетания. Помогите Снеговичку: составьте словосочетания из слов правого и левого столбиков.

·         «Со Звуковичком  поиграем в игру “Подскажи словечко”.

 

Я начну, а вы закончите стихотворение:

Распустились утром розы, на цветах сверкают …(росы).

Щиплет травушку коза, косит травушку …(коса).

На столе лежала сайка, а по лесу бегал …(зайка).

Лиза пробовала суп, заболел у Лизы …(зуб).

 

·         Игра с игрушкой Божьей коровкой.

Звуковичок пригласил на занятие свою подружку Божью коровку. Она с вами поиграет. Как только Божья коровка будет переворачиваться, произнесите слог СА, затем ЗА. Будьте внимательны!

 

III.             Итог занятия. Рефлексия.

- оценивание работы учащихся на уроке

- вывод (что делали, какие звуки различали)

-оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов

Спасибо всем!


 

Конспект урока по логопедии «Дифференциация звуков и букв

Конспект урока по логопедии «Дифференциация звуков и букв

I. Основная часть

I. Основная часть

ЗА-ЗА-СА

ЗА-ЗА-СА

Слоговая мозаика» Звуковичок по дороге к нам на урок нашел загадочные слова

Слоговая мозаика» Звуковичок по дороге к нам на урок нашел загадочные слова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2022