Описание конкурсных материалов
Автор (ФИО, ОУ, должность) |
Сингизова Альфинур Вафаевна; Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 МР Учалинский район РБ; Учитель начальных классов |
Название |
· Как прекрасен этот мир! · По страницам «Красной книги»… |
Форма |
Мультимедийная презентация |
Учебный предмет, класс |
Окружающий мир, 3 класс |
Название темы или раздела учебного курса |
Раздел: Эта удивительная природа Тема: Охрана животных |
Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал |
Windows Movie Maker – Презентация № 1 Microsoft Office PowerPoint 2003 – Презентация № 2 |
Цели, задачи дидактического материала |
· дополнить и расширить возможности учебника; · улучшить эффективность изучения темы; · повысить качество наглядности; · сделать урок эмоциональным и запоминающимся. |
Содержание дидактического материала (раскрыть подробно) |
Презентация № 1: демонстрация фотографий, которые напомнят о красоте и богатстве природы нашей планеты, на фоне инструмен-тальной музыки Э. Морриконе «Одинокий пастух» (в обработке Дж. Ласт);
Презентация № 2: содержит демонстрационно-иллюстративный материал, сопровождаемый звуковыми файлами и пояснениями, который позволит преподнести тему доступно и увлекательно. |
Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.) |
· текстовая информация; · образные объекты (фото, рисунки); · аудиоинформация (музыка, звуки животных); |
Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.) |
· Целоусова Т.Ю., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир. 3 класс. М.: «ВАКО», 2005, 320 с. – (В помощь школьному учителю); · Я иду на урок в начальную школу: Внеклассная работа: Олимпиады и интеллектуальные игры: Книга для учителя.- М.: Издательство «Первое сентября», 2001. - 256с.: ил. · Интернет Фотографии: http:// www.sunhome.ru/image/112636 http:// www.fotokritik.ru http:// www.bashklip.ru/photo фото из семейного архива; Рисунки животных из Красной книги: http:// www.nature.ok.ru Звуки животных: http:// www.zooklub.ru/voice/ http:// www.tatarovo.ru/sound.html Сведения об охране природы Башкортостана: http:// www.bashedu.ru/encikl/st25_ohr.htm Музыка Э.Морриконе: http:// www.jetune.ru
|
Возможности использования дидактического материала: - педагогом на уроке (указать этапы урока); - учащимися |
Педагог: · введение в тему урока; · изучение новой темы; · закрепление. Учащиеся: · закрепление. |
Представленный урок воспитывает в детях бережное отношение к животному миру, беспокойство о судьбе природы. Расширяет представления детей о мерах по защите и охране фауны. Формирует целостное восприятие окружающего мира,
Тема: Охрана животных.
Цели: 1) познакомить детей с Красной книгой и животными, которые в неё внесены;
рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди;
2) развивать логическое мышление, внимание, память; расширять кругозор;
3) воспитывать бережное отношение к животным, экологическую культуру
учащихся.
Оборудование: компьютерные приложения: Презентация № 1 «Как прекрасен
этот мир!»; Презентация № 2 «По страницам «Красной книги»…»;
«Красная книга» (России, Башкортостана), учебники, рабочие
тетради, карточки для самостоятельной работы (тесты, кроссворды,
задание для решения скаутской задачи).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
3-й ряд работает самостоятельно по карточкам (тест);
1-й и 2- й ряды – коллективно.
- В начале урока мы с вами вспомним, что говорили о животных на предыдущих
уроках. Подумайте и ответьте на вопросы:
- Как называется наука о животных?
- Кто такие животные?
- Какая из цепей питания указана правильно? (на доске)
а) сосна → дятел → жук-короед;
б) слизни → капуста → жаба;
в) рожь → мышь → змеи → орлы;
- Что будет, если в цепи питания «рожь → мышь → лисы», люди уничтожат лис?
- Подумайте и вставьте пропущенное слово:
а) яйцо → личинка → …………. → бабочка (куколка);
б) икринка → ………… → лягушка (головастик);
в) …… → малёк → взрослая рыба (икринка).
III. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по страницам Красной книги. Тема нашего урока «Охрана животных»
IV. Работа по теме урока.
1. Введение в тему – лекция учителя (в начале урока предлагаю посмотреть Презентацию № 1, затем – ввожу в тему урока)
Презентация №1.
- Действительно: как прекрасен этот мир! Не правда ли прекрасны творения природы, представленные на этих фотографиях и рисунках! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: некоторые из них оказались на страницах Красной книги
и им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. (Включить Презентацию № 2, слайд №1).
Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Некоторые из них вымерли по вине человека, например, морская корова, странствующие голуби. Эти животные исчезли навсегда.
2. Знакомство с Красной книгой.
Люди поняли, что необходимо охранять природу. По этому поводу было решено принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.
В 1948 году в небольшом городке Фонтенбло на международной конференции был основан международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Его главной задачей было выявление видов животных и растений, которые находились на грани исчезновения и требовали человеческой заботы.
Тогда же была создана специальная комиссия по редким видам. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений, которым грозит исчезновение. В этом списке нужно было указать причину такого состояния. И учёные решили назвать этот список Красной книгой.
- Как вы думаете, почему назвали именно Красной книгой, а не жёлтой или синей?
Красный цвет – это символ беды, опасности, наступательной агрессии. Красная книга не закон об охране природы, это лишь факты, собранные учёными о животных и растениях.
- Для чего нужна Красная книга?
Красная книга нас информирует, какие растения и животные в опасности. Она призывает изучать природу. Эта книга предупреждает, что то или иное животное, растение в беде. Его надо охранять.
Страницы Красной книги разного цвета. Красные листы содержат сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения, на жёлтых – уязвимые виды, на белых – сведения о редких видах, на серых – о малоизученных, на зелёных – о восстановленных и находящихся вне опасности видах животных и растений.
Составление первого варианта Красной книги потребовало 14 лет. Позднее она переиздавалась. Как вы думаете, почему?
Красная книга – это документ временного действия, потому что условия обитания животных меняются, и всё новые виды могут оказаться в катастрофическом положении.
3. Работа по сигнальным карточкам.
- А теперь поработаем в тетрадях. Расскажите с помощью этих знаков, почему многие виды диких животных становятся редкими.
(Рабочая тетрадь, стр. 51, задание 2)
4. По страницам Красной книги России и Башкортостана.
Животные играют большую роль в природе, без них многие растения не могли бы размножаться и расселяться. Необходимы животные и людям. Как вы думаете, почему?
Вырубая леса, загрязняя реки, моря, люди губят множество животных. А для животных леса, реки, озёра, поля и луга – это дом. Редкими стали белый медведь, морж, орел-беркут, фламинго, тигр, журавль, выхухоль, лебедь, розовая чайка и многие другие животные.
А сейчас мы послушаем сообщения о некоторых из этих животных, которые нуждаются в охране и занесены в Красную книгу (заранее подготовленные ученики читают о соболе – слайд №2, белом медведе – слайд №3, журавле – слайд №4, тигре – слайд №5, розовом фламинго – слайд №6, выхухоле – слайд №7, лебеде – слайд №8).
Некоторые из этих животных занесены и в Красную книгу Башкортостана. Она была издана в 1984 году и называлась «Красная книга Башкирской АССР». В 1987 году переиздавалась.
В нашей республике проводится много мероприятий по охране природы. Давайте прочитаем об этом. Слайд № 9
- А что такое заповедник, заказник?
Кроме заповедников и заказников помогают охране животных и зоопарки. (Читаем статью из учебника «Что такое зоопарк?»). Благодаря зоопаркам удалось спасти, например, бобра, зубра, выдру, барсука.
5. Физкультминутка.
Хомка, хомка, хомячок (дети
раздувают щёки) -
Полосатенький бочок (поглаживают себя по бокам).
Хомка раненько встает (движения на растяжку),
Щечки моет, шейку трет (потирание лица и шеи).
Подметает хомка хатку (движения имитируют подметание)
И выходит на зарядку (марширование на месте):
Раз, два, три, четыре, пять (3-4 движения, имитирующих зарядку)
Хомка хочет сильным стать (напряжение мышц рук).
6. Экологические правила.
А) - Ребята, посмотрите на экран. К нам по электронной почте пришли письма – жалобы от животных. Давайте их прочитаем и отгадаем от кого они пришли.
Жалоба №1 (слайд №10). «Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба».
Кто это? (Сова – слайд №11).
Сова с 1964 года находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба №2 (слайд №12). «Сама знаю, что не красавица. Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая».
А это кто так жалуется? (Жаба – слайд №13).
Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме заводились тараканы, люди приносили жабу в дом – и они исчезали.
Б) (Слайд №14) Беречь нужно не только редких животных, но и тех, которых ещё много, которые не внесены пока в Красную книгу. Их жизнь часто зависит и от каждого из вас, от вашего поведения в природе. Конечно, разорять птичьи гнёзда, убивать лягушек, жаб, ловить шмелей, бабочек, стрекоз, разрушать муравейники недопустимо! Если вы бегаете по лесу, шумите, лазаете по деревьям – вы беспокоите лесных жителей. Это особенно опасно для них во время размножения – весной и в начале лета. Многие птицы, например, не могут из-за этого построить гнёзда, или же покидают гнездо, в которое уже отложили яйца. Нужно беречь не только самих животных, но и места, в которых они живут, - окружающую их среду.
В) Работа с учебником (стр.115).
Откроем учебники на стр. 115 и прочитаем «Правила друзей природы».
Г)- Ребята, как вы считаете, какие качества должен развивать человек для того, чтобы стать экологически развитой личностью? (ответы учащихся)
- Найдите ответ на скаутскую задачку и узнаете ещё одно слово, характеризующее таких людей. (Приложение к уроку)
Прочитайте получившееся слово – ответственность.
Надеюсь, что вы будете ответственно относиться к природе и вообще станете ответственными людьми.
V. Итог урока.
Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд.
Слайд № 15, слайд № 16, слайд № 17
Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце. (БЕРЕГИ!)
К чему оно призывает? (слайд №18)
Берегите природу, а это - животные, растения, воздух, вода, почва…
VI. Домашнее задание
1. Прочитать в учебнике статью «Охрана животных» (стр. 112-115); подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (стр.116).
2. Выполнить задания 3,5,7 (рабочая тетрадь, стр. 52-54)
· Если останется время, урок можно завершить стихотворением «Береги природу!»
· Если нет Рабочих тетрадей, то сигнальные карточки (к пункту №3 урока) можно нарисовать на альбомных листах и вынести на доску
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.