Дата: 13.12.2023
Класс: 3
Предмет: математика
УМК: «Школа России»
Тема урока: «Таблица умножения и деления с числом 9»
№ урока: 55
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цели урока:
Составить таблицу умножения и деления с числом 9 и работать над её запоминанием.
Планируемые результаты:
Метапредметные : осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; развивать способность выделять учебную цель, планировать выполнение задач, контролировать и оценивать свои результаты, развивать опыт взаимодействия со старшими и со сверстниками, умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.
Личностные : формировать учебную мотивацию, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Предметные результаты: закрепят знания изученных таблиц, устных приёмов вычисления примеров разного вида;
усовершенствуют умения решать задачи;
повторят понятия уравнения;
усовершенствуют умения ориентироваться в геометрическом материале, в нахождении периметра.
смогут проанализировать, найти закономерности при составлении таблицы;
смогут составить, усвоить и частично запомнить таблицу умножения на 9;
Оборудование: учебник, карточки индивидуальные и для групповой работы, тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Мы начинаем урок математики. Оценка настроения.
--- Вы пришли сюда … учиться,
Не лениться, а …. трудиться,
Работать как? …. старательно
И слушать как? …. внимательно
Если хочешь отвечать, … руку не забудь поднять
Если спросят, надо встать, … громко, чётко отвечать.
- Я надеюсь на вашу помощь во время урока и помогу вам сделать открытие. Запись числа и классной работы.
Перед тем как вы начнёте писать, я хочу задать вам несколько вопросов.
Какое сегодня число?
Дайте полную характеристику этого числа
Скажите ребята, а число 13 встречается в изученном нами табличном умножении?
II. Устный счёт. Актуализация знаний. Минутка чистописания.
1. Интересные задачи
К двум зайчатам в час обеда Прискакал один сосед. В огороде зайцы сели И по три морковки съели. Кто считать, ребята, ловок? Сколько съедено морковок? (3 х 3 = 9 (м.))
Внимание, следующая задача.
Пять зайчат сидят в углу,
Чистят репу на полу. Насчитали 45
Как делить забыли вдруг. Мамы с папой нет нигде… Помогите им в беде! (45 : 5 = 9 (шт.))
Скажите, а какой ответ мы получили в каждой из предложенных задач? (9)
На минутке чистописания мы с вами пропишем цифру 9. Аккуратно, не торопясь, пропишите цифру 9. Вспомните ещё раз, как правильно она пишется.
Молодцы!
III. Работа по теме урока
1. Постановка проблемы. Самоопределение к деятельности. Стадия осмысления.
2. Решение проблемы. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- У меня на доске два столбика с числовыми выражениями.
9х3= 27 3х9=
9х4= 36 4х9=
9х5= 45 5х9=
9х6= 54 6х9=
9х7= 63 7х9=
9х8 =72 8х9=
Посмотрите на числовые выражения первого и второго столбиков.
- Скажите, чем они отличаются? (множители поменялись местами)
- Давайте найдём значение числовых выражений первого столбика. Цепочкой записывают произведение.
Фронтальная работа. (Записала ответы в первый столбик)
- Изменится ли результат числовых выражений во втором столбике? (нет)
- Почему? Какое правило мы знаем? (от перестановки множителей произведение не изменяется)
- Поэтому мы смело можем вписать результаты числовых выражений во второй столбик.
- Давайте проведём исследование первого столбика. Что мы видим? (первый множитель не изменяется, второй множитель увеличивается на 1).
- А как изменяется произведение? (произведение увеличивается на 9)
- Ещё все произведения двузначные и сумма цифр в произведении равна 9)
- Во втором столбике первый множитель увеличивается на 1, второй множитель одинаковый, а произведение также увеличивается на 9.
- Ребята, скажите, а каких числовых выражений не хватает?
(9х9)
- Как вы думаете, почему я их не написала? (Таблицу умножения с числом 9 мы ещё не изучали)
-Так какова же тема нашего урока? Кто догадался?
Таблица умножения и деления с числом 9)
-Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Составить, записать таблицу умножения и деления с числом 9 и научиться её использовать).
-Как найти значение произведения 9 Х 9? (9+9+9+9+9+9+9+9+9=81 или
8 х 9+9=81
-Какой пример на деление мы запишем? 81:9=9
Давным- давно люди открыли ещё одно волшебство
-Вы готовы к волшебству? Игра «Волшебство»
- Поверните обе руки ладонями к себе. Пусть каждый палец по порядку означает соответствующее число: первый слева-1, второй-2, третий-3 ит.д.до 10
- Сейчас ваши пальчики превратятся в счетные машинки
Чтобы умножить 9 на какое либо число, достаточно
загнуть палец с таким номером. Перед вами ответ: количество пальцев слева –
показывает число «десятков», а количество пальцев справа – число «единиц».
Например, мы хотим умножить 9 на 3. Загибаем
третий палец. Слева 2 пальца = 2 десятка. Справа 7 пальцев = 7 единиц. Ответ:
27. И ещё пример 9Х2
Решите примеры в парах на ваших счётных машинках, т.е пальчиках
9Х4 9Х5 9Х7 (на доске примеры)
- Помогите своему соседу, если он не понял.
-Когда эти знания смогут вам пригодиться? (когда вы неуверенны в ответе)
-Что такое умножение?
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать все целый час.
Умножения таблица
Всем нам в жизни пригодится
И не даром названа
УМНОжением она!
Итак. Где найдёт применение знание таблицы умножения?
Неизвестно, кто первым составил таблицу умножения, но впервые она появилась в Китае 2200 лет назад. Ещё я хочу добавить, что без таблицы умножения и деления невозможны были бы многие открытия в математике, а значит и нашей жизни не было бы машин, самолётов, компьютеров и многого другого к чему мы привыкли в жизни.
Надеюсь новые знания вы будете активно применять.
ФИЗМИНУТКА
-- И получатся записи 6*4 10*6 300*3 15*5.
-- Что значит точка?
-- Какие условия должны соблюдаться при умножении?(сложение, одинаковые слагаемые)
--Вот вы и сделали открытие!
3. Работа с учебником.
-- На стр. 48 прочитайте, что такое умножение?
-- Как по-новому прочитать записи на доске?
Ф И З М И Н У Т К А
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Работа в группах. По карточкам.
Карточка
Самостоятельная работа
Работа по учебнику № 1 (с. 65)
Самостоятельное выполнение. По вариантам.
Взаимопроверка. Ответы записаны на доске: в столбик
Первичная проверка понимания.
Решение задачи
Задача № 4 (стр.65) Сделать схематический разбор в тетради и на доске.
- Прочитайте условие задачи.
- О чём говорится в задаче? (О проводе длиной 50 м).
- Какие действия с ним выполняли? (Отрезали 8м, потом 7 м).
- Что нужно узнать в задаче? (Сколько метров провода осталось).
-А сейчас представьте, что вы мастера участков и вам надо отрезать 8м провода и 7м.
- Как вы это будете делать? (Сначала отрезали 8м, потом ещё 7м).
- Как ещё можно найти остаток провода? (Сначала отрезали вместе 8м и 7м).
Решите задачу разными способами
1) 50-8-7=
2) 50-(8+7)=
- На своей парте найдите КОНВЕРТ
- Он один на двоих, так как работать будете в парах.
- В конвертах геометрические фигуры. Если в вашем конверте квадрат, найдите его периметр.
Если прямоугольник, найдите его площадь.
-Чему равен периметр квадрата? ( см.
-Чему равен площадь прямоугольника? ( см.2
- Как найти периметр квадрата? ( Все стороны прибавить или две стороны прибавить и умножить на 2)
-Как найти площадь прямоугольника? (Длину умножить на ширину или ширину умножить на длину)
Проверка: 1 пара, периметр и площадь,
V. Итог урока.
Скажите, какая тема урока у нас была сегодня? (таблица умножения и деления с числом 9)
- Чему мы должны были научиться? (составить таблицу умножения и деления на 9, и научиться использовать её)
1. Рефлексия.
Ребята, послушайте одну притчу.
Шёл мудрец и встретил 3 работников.
« Что ты сегодня делал?» - спросил он каждого.
Первый ответил:- «Я работал ниже своих возможностей».
Второй ответил:- «Я старался».
Третий ответил:- « Я работал эффективно, творчески, активно».
2. Самооценивание. Оценивание.
3. Домашнее задание.
Стр. 65 зад. 4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.