МАТЕМАТИКА
Тема урока: Вычитание. Разность. Уменьшаемое.Вычитаемое.Значение разности Знак «–»
Тип урока: урок открытия
нового знания.
Форма урока: урок – игра
Цель урока: Ознакомить с названиями компонентов при вычитании.
Задачи:
Образовательные:
1. Работать над правильным использованием этих терминов в речи.
2. Продолжить знакомство с областью и границей.
3. Закрепить навыки счёта в пределах 6.
4. Учить определять взаимосвязь между частью и целым.
5. Повторить сложение и вычитание на числовом отрезке.
Развивающая: развивать математические и творческие способности,
речь, логическое мышление, память.
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, чувство
товарищества, коллективизма.
Оборудование:
- карточки со словами «уменьшаемое, «вычитаемое», «разность»;
- рисунок Карабаса Барабаса;
- изображение трёх сундуков на конвертах;
- разрезные цифры, наборное полотно;
- учебник – тетрадь «Математика» .
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Ребята, мы с вами уже знаем, как называются числа при сложении. Как?
- Сегодня на уроке мы должны узнать, как называются числа при вычитании.
Прозвенел звонок на урок,
Знайка с нетерпением встречи с вами ждёт.
С новыми названиями он познакомит вас.
Вот в этом конверте принёс он их в класс.
(Беру конверт, достаю из него записку):
«Я, карабас Барабас.
Похитил названия!
Хотите их узнать
Выполните мои задания».
- Что, ребята, будем спасать названия?
- Тогда за работу.
2. Устный счёт.
1. Назови ответ:
Уменьши на 1: |
||||
8 |
7 |
9 |
3 |
10 |
Уменьши на 2: |
||||
4 |
6 |
2 |
5 |
10 |
Ученики составляют примеры и решают их.
2. Решение задач:
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
(6 – 3 = 3)
На кустике перед забором
Шесть ярко – красных помидоров.
Потом четыре оторвалось.
А сколько на кусте осталось?
(6 – 2 = 4)
Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана,
Три яблока и груши.
Какие чудные цветы!
А сколько их скажи – ка ты.
(2 + 2 = 4)
Ответы выставляются на доске
- Сложите полученные ответы и отгадайте, какой предмет Карабас Барабас любит больше всего:
3 + 2 + 4 = 9
10 – яблоко 9 – золотой ключик 8 – конфеты |
- Почему Карабас Барабас любит больше
всего золотой ключик?
(Потому, что этим ключом открывается дверь, за которой хранятся сокровища)
- Давайте выполним последнее задание
Карабаса Барабаса:
У Карабаса Барабаса три сундука.
В них хранятся золото, серебро и наши названия чисел.
Отгадайте, что в каком сундуке, если во 2 – ом сундуке – серебро, а в 1 – ом не
золото.
На доске вывешиваются 3 конверта с
изображениями сундучков.
Под руководством детей учитель записывает на доске под конвертами, что в каком
сундучке:
1 сундук: названия чисел
2 сундук: серебро
3 сундук: золото
Учитель достаёт и вывешивает на доску
карточки с названиями чисел
- Молодцы!
3. Открытие нового. Введение
компонентов вычитания.
1. Практическая работа.
- Положите на парту 6 кружочков.
Отодвиньте вправо 2 кружочка.
- Сколько кружочков осталось? (4)
- Как эту операцию записать цифрами? (6 – 2 = 4)
- Какое из чисел самое большое? (6)
- Как называется число 6? (целое)
- Как называется число 2? (часть)
- Что получается в результате? (часть)
- Верните 2 кружочка на прежнее место. А сейчас снова их отодвиньте.
- Что можете сказать о количестве кружочков с левой стороны?
(Было 6, стало 4. Количество кружочков уменьшилось.)
- Как вы думаете, какое название у числа 6? (Уменьшаемое)
(Карточки с названиями закреплены на доске, дети выбирают одно из трёх)
УМЕНЬШАЕМОЕ |
ВЫЧИТАЕМОЕ |
РАЗНОСТЬ |
Карточка «уменьшаемое» закрепляется под
цифрой 6
- Как вы думаете, что происходит, когда мы отодвигаем, убираем предметы?
- Что мы делаем? Скажите на математическом языке. (Вычитаем)
- Какое название будет у числа 2? (Вычитаемое)
Карточка «вычитаемое» вывешивается под
цифрой 2
- А что такое число 4? (Разность)
- Или результат действия вычитания.
- А что ещё называется разностью? (6 – 2)
- Молодцы! Вы выдвинули свои версии названий чисел.
2.Работа с учебником.
- Открываем учебник на стр. 62 № 1.
- Рассмотрите запись в рамочке.
- Как называется самое большое число в записи?
- Как называется число , которое вычли?
- Как называется число , которое получили в ответе?
- Что ещё называется разностью? (Сам пример)
- Как же нам прочитать этот пример?
- Читаем хором запись в учебнике.
- Прочитайте наш пример (на доске) разными способами.
3.Нахождение неизвестных компонентов методом подбора
№ 2 стр. 62
а) 1-я строчка таблицы:
- Что известно?
- Назовите уменьшаемое, вычитаемое.
- Разность – это что? (часть)
- Чему же она равна? (6 – это 2 и 4, значит, разность равна 4, следовательно, в
«окошко» записываем цифру 4)
б) 2-я строчка таблицы:
- Подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим.
- Чему равна разность?
- Запишите результат в «окошко».
в) 3-я строчка таблицы:
- Что известно?
- Чему равно уменьшаемое?
- Чему равна разность?
- назовите целое и части.
- Чему равно вычитаемое?
- Докажите.
- Какое ещё выражение можно составить с этими числами?
(5 – 3 = 2)
г) 4-я строчка таблицы:
- Что известно?
- Что нужно найти?
- Целое обведите в кружок, а части подчеркните.
- Как найти целое?
- Запишите результат.
- Какие выражения можно составить, опираясь на полученное?
(5 – 1 = 4, 4 + 1 = 5, 1 + 4 = 5)
- Прочитайте примеры. Назовите вычитаемое, разность.
4. Физкультминутка.
Раз, да, три, четыре, пять.
Вышли дети погулять.
Оказались на лугу,
Я быстрее всех бегу.
Лютики, ромашки,розовые кашки.
Собирал наш первый класс –
Вот какой букет у нас!
5.Повторение изученного материала.
1. Области и границы.
№ 3 стр. 62
Примеры иллюстрируются из жизни.
а) Игра «Как поймать волков»
- Нужно из высоких кольев сделать два забора – один внутри другого. Давайте
попробуем.
Ребята выстраиваются в два круга.
- Где граница и область?
(Граница острова состоит из одной внешней и двух внутренних).
2.Самостоятельная работа.
№ 4 стр. 62
3.Решение примеров с помощью числового
отрезка.
№ 5 стр. 63
4.Составление числовых выражений по
рисунку
№ 6 стр. 63
а) По размеру:
- На какие группы разбили первую совокупность фигур?
(По размеру)
- Сколько фигур в каждой группе?
- Какое выражение получилось? (2 + 4)
- Сколько всего фигур? (6)
б) По форме:
-Укажите признак разбиения второй совокупности.
(По форме)
- Сколько фигур в каждой группе?
- Запишите выражение. (3 + 3)
в) По цвету:
- Сколько групп в третьей совокупности?
- Сколько фигур в каждой группе?
- По какому ризнаку разбили на группы? (По цвету)
- Какое выражение вы записали? (2 + 2 + 2)
- Что общего у всех выражений?
- Что их объединяет?
5.Знаки действий.
№ 7 стр. 63 (Решают с комментированием)
6.Решение примеров на сложение и вычитание.
№ 8 стр. 63
- Объясните смысл данного задания.
6.Итог урока.
- С чем познакомились на уроке?
- Чему учились?
- Что больше всего понравилось на уроке?
-Что лучше всего удалось?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.