Конспект урока по математике Компоненты при вычитании
Оценка 4.9

Конспект урока по математике Компоненты при вычитании

Оценка 4.9
docx
31.12.2022
Конспект урока по математике Компоненты при вычитании
Вычитание. Разность. .docx

МАТЕМАТИКА

Тема урока: Вычитание. Разность. Уменьшаемое.Вычитаемое.Значение разности Знак «»

Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: урок – игра
Цель урока: Ознакомить с названиями компонентов при вычитании.
Задачи:
Образовательные:
1. Работать над правильным использованием этих терминов в речи.
2. Продолжить знакомство с областью и границей.
3. Закрепить навыки счёта в пределах 6.
4. Учить определять взаимосвязь между частью и целым.
5. Повторить сложение и вычитание на числовом отрезке.
Развивающая: развивать математические и творческие способности, речь, логическое мышление, память.
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, чувство товарищества, коллективизма.
Оборудование:
- карточки со словами «уменьшаемое, «вычитаемое», «разность»;
- рисунок Карабаса Барабаса;
- изображение трёх сундуков на конвертах;
- разрезные цифры, наборное полотно;
- учебник – тетрадь «Математика» .

Ход урока:

1. Организационный момент.
- Ребята, мы с вами уже знаем, как называются числа при сложении. Как?
- Сегодня на уроке мы должны узнать, как называются числа при вычитании.

Прозвенел звонок на урок,
Знайка с нетерпением встречи с вами ждёт.
С новыми названиями он познакомит вас.
Вот в этом конверте принёс он их в класс.
(Беру конверт, достаю из него записку):
«Я, карабас Барабас.
Похитил названия!
Хотите их узнать
Выполните мои задания».

- Что, ребята, будем спасать названия?
- Тогда за работу.

2. Устный счёт.
1. Назови ответ:

Уменьши на 1:

8

7

9

3

10

 

Уменьши на 2:

4

6

2

5

10

Ученики составляют примеры и решают их.

2. Решение задач:
Привела гусыня – мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки.
Три сынка, а сколько дочек?
(6 – 3 = 3)

На кустике перед забором
Шесть ярко – красных помидоров.
Потом четыре оторвалось.
А сколько на кусте осталось?
(6 – 2 = 4)

Красиво вышила Татьяна
Две лилии и два тюльпана,
Три яблока и груши.
Какие чудные цветы!
А сколько их скажи – ка ты.
(2 + 2 = 4)
Ответы выставляются на доске

- Сложите полученные ответы и отгадайте, какой предмет Карабас Барабас любит больше всего:

3 + 2 + 4 = 9

         10 – яблоко

9 – золотой ключик

8 – конфеты

- Почему Карабас Барабас любит больше всего золотой ключик?
(Потому, что этим ключом открывается дверь, за которой хранятся сокровища)

- Давайте выполним последнее задание Карабаса Барабаса:
У Карабаса Барабаса три сундука.
В них хранятся золото, серебро и наши названия чисел.
Отгадайте, что в каком сундуке, если во 2 – ом сундуке – серебро, а в 1 – ом не золото.

На доске вывешиваются 3 конверта с изображениями сундучков.
Под руководством детей учитель записывает на доске под конвертами, что в каком сундучке:
1 сундук: названия чисел
2 сундук: серебро
3 сундук: золото

Учитель достаёт и вывешивает на доску карточки с названиями чисел
- Молодцы!

3. Открытие нового. Введение компонентов вычитания.
1. Практическая работа.

- Положите на парту 6 кружочков. Отодвиньте вправо 2 кружочка.
- Сколько кружочков осталось? (4)
- Как эту операцию записать цифрами? (6 – 2 = 4)
- Какое из чисел самое большое? (6)
- Как называется число 6? (целое)
- Как называется число 2? (часть)
- Что получается в результате? (часть)
- Верните 2 кружочка на прежнее место. А сейчас снова их отодвиньте.
- Что можете сказать о количестве кружочков с левой стороны?
(Было 6, стало 4. Количество кружочков уменьшилось.)
- Как вы думаете, какое название у числа 6? (Уменьшаемое)
(Карточки с названиями закреплены на доске, дети выбирают одно из трёх)

УМЕНЬШАЕМОЕ

ВЫЧИТАЕМОЕ

РАЗНОСТЬ

Карточка «уменьшаемое» закрепляется под цифрой 6
- Как вы думаете, что происходит, когда мы отодвигаем, убираем предметы?
- Что мы делаем? Скажите на математическом языке. (Вычитаем)
- Какое название будет у числа 2? (Вычитаемое)

Карточка «вычитаемое» вывешивается под цифрой 2
- А что такое число 4? (Разность)
- Или результат действия вычитания.
- А что ещё называется разностью? (6 – 2)
- Молодцы! Вы выдвинули свои версии названий чисел.

2.Работа с учебником.
- Открываем учебник на стр. 62 № 1.
- Рассмотрите запись в рамочке.
- Как называется самое большое число в записи?
- Как называется число , которое вычли?
- Как называется число , которое получили в ответе?
- Что ещё называется разностью? (Сам пример)
- Как же нам прочитать этот пример?
- Читаем хором запись в учебнике.
- Прочитайте наш пример (на доске) разными способами.

3.Нахождение неизвестных компонентов методом подбора

№ 2 стр. 62
а) 1-я строчка таблицы:
- Что известно?
- Назовите уменьшаемое, вычитаемое.
- Разность – это что? (часть)
- Чему же она равна? (6 – это 2 и 4, значит, разность равна 4, следовательно, в «окошко» записываем цифру 4)

б) 2-я строчка таблицы:
- Подчеркните уменьшаемое красным цветом, вычитаемое синим.
- Чему равна разность?
- Запишите результат в «окошко».

в) 3-я строчка таблицы:
- Что известно?
- Чему равно уменьшаемое?
- Чему равна разность?
- назовите целое и части.
- Чему равно вычитаемое?
- Докажите.
- Какое ещё выражение можно составить с этими числами?
(5 – 3 = 2)
г) 4-я строчка таблицы:
- Что известно?
- Что нужно найти?
- Целое обведите в кружок, а части подчеркните.
- Как найти целое?
- Запишите результат.
- Какие выражения можно составить, опираясь на полученное?
(5 – 1 = 4, 4 + 1 = 5, 1 + 4 = 5)
- Прочитайте примеры. Назовите вычитаемое, разность.

4. Физкультминутка.
Раз, да, три, четыре, пять.
Вышли дети погулять.
Оказались на лугу,
Я быстрее всех бегу.
Лютики, ромашки,розовые кашки.
Собирал наш первый класс –
Вот какой букет у нас!

5.Повторение изученного материала.
1. Области и границы.
№ 3 стр. 62
Примеры иллюстрируются из жизни.
а) Игра «Как поймать волков»
- Нужно из высоких кольев сделать два забора – один внутри другого. Давайте попробуем.
Ребята выстраиваются в два круга.
- Где граница и область?
(Граница острова состоит из одной внешней и двух внутренних).

2.Самостоятельная работа.
№ 4 стр. 62

3.Решение примеров с помощью числового отрезка.
№ 5 стр. 63

4.Составление числовых выражений по рисунку
№ 6 стр. 63
а) По размеру:
- На какие группы разбили первую совокупность фигур?
(По размеру)
- Сколько фигур в каждой группе?
- Какое выражение получилось? (2 + 4)
- Сколько всего фигур? (6)

б) По форме:
-Укажите признак разбиения второй совокупности.
(По форме)
- Сколько фигур в каждой группе?
- Запишите выражение. (3 + 3)

в) По цвету:
- Сколько групп в третьей совокупности?
- Сколько фигур в каждой группе?
- По какому ризнаку разбили на группы? (По цвету)
- Какое выражение вы записали? (2 + 2 + 2)
- Что общего у всех выражений?
- Что их объединяет?

5.Знаки действий.
№ 7 стр. 63 (Решают с комментированием)
6.Решение примеров на сложение и вычитание.
№ 8 стр. 63
- Объясните смысл данного задания.

6.Итог урока.
- С чем познакомились на уроке?
- Чему учились?
- Что больше всего понравилось на уроке?
-Что лучше всего удалось?


 

МАТЕМАТИКА Тема урока: Вычитание

МАТЕМАТИКА Тема урока: Вычитание

Ученики составляют примеры и решают их

Ученики составляют примеры и решают их

Положите на парту 6 кружочков.

Положите на парту 6 кружочков.

Чему равна разность? - Запишите результат в «окошко»

Чему равна разность? - Запишите результат в «окошко»

Сколько фигур в каждой группе? -

Сколько фигур в каждой группе? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.12.2022