Конспект урока по математике на тему ДЕЛЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО(4 класс)

  • docx
  • 18.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала матем.docx

Урок 84
 ДЕЛЕНИЕ СУММЫ НА ЧИСЛО

Цели: учить выполнять деление суммы на число; совершенствовать вычислительные навыки; повторить таблицу умножения; формировать умения решать задачу в виде одного выражения; развивать умение рассуждать и делать выводы.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Игра «Лабиринт». Наберите число множителями.

2. Что сделали с кубиком?

3. Похожи все ряды чисел?

2, 4, 6, 8, 10, ...

32, 34, 36, 38, 40, ...

132, 134, 136, 138, 140, ...

Запишите в каждый ряд еще по пять чисел по такому же правилу.

4. Задача на смекалку.

Митя спросил у дедушки, сколько ему лет. Дедушка ответил: «Когда проживу еще половину того, что прожил, и еще 1 год, мне будет 100 лет». Сколько дедушке лет?

II. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите схемы на доске.

– Какое правило вы знаете? (Умножение суммы на число.)

– Сегодня будем учиться выполнять деление суммы на число.

III. Работа по теме урока.

1. Задание 114.

– Прочитайте задачу.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

– Рассмотрите решение Маши. Объясните, как она рассуждала.

Решение:

1) 12 + 18 = 30 (к.) – было всего.

2) 30 : 6 = 5 (к.) – получил каждый ребенок.

Ответ: 5 конфет.

– Рассмотрите Мишино решение. Как рассуждал Миша?

Решение:

1) 12 : 6 = 2 (к.) – «Ромашка».

2) 18 : 6 = 3 (к.) – «Василёк».

3) 2 + 3 = 5 (к.) – получил каждый ребенок.

Ответ: 5 конфет.

– Запишите каждый вариант решения в виде одного выражения.

– Сравните полученные выражения. Запишите результат сравнения в виде равенства.

(12 + 18) : 6 = 12 : 6 + 18 : 6

– Запишите выражение из этого равенства, в котором предлагается сумму разделить на число.

(12 + 18) : 6

– Как можно найти значение этого выражения, не вычисляя значения данной суммы?

2. Задание 115.

– Прочитайте задачу.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

– Решите данную задачу двумя способами. Каждый вариант решения запишите в виде одного выражения.

– В каждом случае вычислите и запишите ответ.

Запись:

 

Число цветов
в одном букете

Число
букетов

Число
цветов

Красных

? гв.

5 бук.

25 гв.

Белых

10 гв.

Решение:

I способ.

(25 + 10) : 5 = 35 : 5 = 7 (гв.) – в одном букете.

II способ.

25 : 5 + 10 : 5 = 5 + 2 = 7 (гв.) – в одном букете.

Ответ: 7 гвоздик.

3. Задание 116.

– Из данных выражений составьте три верных равенства, не вычисляя значения этих выражений.

(25 + 15) : 5 = 25 : 5 + 15 : 5

14 : 7 + 21 : 7 = (14 + 21) : 7

(36 + 12) : 6 = 36 : 6 + 12 : 6

– Почему такие равенства можно составить?

4. Задание 117.

– Сформулируйте правило деления суммы на число. (Если каждое слагаемое можно разделить на данное число, то, выполнив это деление и сложив полученные значения частных, мы найдем результат деления данной суммы на это число.)

– Продолжите составление верного равенства, которое подтверждает это правило.

(45 + 27) : 9 = 45 : 9 + 27 : 9 = 5 + 3 = 8

 

IV. Продолжение работы по теме урока.

1. Задание 119.

– Из данных выражений выпишите только те, для вычисления значения которых можно применить правило деления суммы на число.

– Вычислите значение каждого из выписанных выражений, применив указанное правило.

(48 + 24) : 8 = 48 : 8 + 24 : 8 = 6 + 3 = 9

(42 + 36) : 6 = 42 : 6 + 36 : 6 = 7 + 6 = 13

– Вычислите значение каждого из выражений, к которым нельзя применить указанное правило.

(22 + 13) : 7 = 35 : 7 = 5

(26 + 14) : 5 = 40 : 5 = 8

2. Задание 120.

– Выполните деление, разложив делимое на удобные слагаемые и применив правило деления суммы на число.

80 : 8 = (40 + 40) : 8 = 40 : 8 + 40 : 8 = 5 + 5 = 10

96 : 8 = (40 + 56) : 8 = 40 : 8 + 56 : 8 = 5 + 7 = 12

90 : 9 = (45 + 45) : 9 = 45 : 9 + 45 : 9 = 5 + 5 = 10

84 : 7 = (42 + 42) : 7 = 42 : 7 + 42 : 7 = 6 + 6 = 12

70 : 7 = (35 + 35) : 7 = 35 : 7 + 35 : 7 = 5 + 5 = 10

84 : 6 = (42 + 42) : 6 = 42 : 6 + 42 : 6 = 7 + 7 = 14

50 : 5 = (25 + 25) : 5 = 25 : 5 + 25 : 5 = 5 + 5 = 10

85 : 5 = (40 + 45) : 5 = 40 : 5 + 45 : 5 = 8 + 9 = 17

60 : 6 = (30 + 30) : 6 = 30 : 6 + 30 : 6 = 5 + 5 = 10

117 : 9 = (81 + 36) : 9 = 81 : 9 + 36 : 9 = 9 + 4 = 13

3. Задание 121.

– Прочитайте задачу.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

– Запишите решение данной задачи в виде одного выражения.

– Вычислите ответ задачи двумя способами.

– Запишите ответ задачи.

Запись:

Решение:

I способ.

(25 + 15) : 5 = 40 : 5 = 8 (пт.) – было уток.

II способ.

25 : 5 + 15 : 5 = 5 + 3 = 8 (пт.) – было уток.

Ответ: 8 уток.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как выполнить деление суммы на число?

Домашнее задание. № 118.


 

Скачано с www.znanio.ru