Урок математики во 2 классе
Тема: «Конкретный смысл действия умножения»
УМК «Школа России», учебник М.И. Моро, М.А. Бантова «Математика» 2 класс (2 часть)
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Цели:
1) познакомить учащихся с новым действием умножения; раскрыть смысл умножения как действия, заменяющего сложение одинаковых слагаемых; совершенствовать вычислительные навыки;
2) развивать внимание, правильную математическую речь, умение сравнивать и делать выводы;
Задачи:
1) Образовательные: создать условия для работы над смыслом действия умножения; формировать умение решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки.
2) Развивающие: способствовать развитию логического мышления, математической речи.
3) Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи; формирование дружеских отношений в коллективе.
Образовательные ресурсы:
· учебник М.И. Моро «Математика» 2 класс (2 часть)
· проектор, экран, компьютер, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока
№ п/п |
Этап урока |
Содержание |
1. |
Орг. момент Мотивация |
Приветствие. Подарим друг другу улыбку, пожелаем хорошего настроения и удачи в работе.
-Тихо садятся девочки и ещё тише мальчики. - Давайте настроимся на хорошую работу, соберём всё своё внимание. Проверим, как мы сидим: - Руки? (На месте) - Ноги? (На месте) - Локти? (На месте) - Спинка? (Прямая)
|
2. |
Актуализация опорных знаний СЛАЙД 1
|
1. - А сейчас проведём математическую разминку: Вычислим цепочку примеров: 32+8+60-30+26-62-14-5=15 Сегодня 15 марта. Запишите число. -Что мы знаем о числе 15? (Анализ числа 15) - Что вы можете сказать о месяце март? -Записываем Классная работа - Какие орфограммы подчеркнули в словах классная и работа?
2. Устный счет. - «Наш любимый устный счет» (дети читают стихотворение). 1. В каком числе 8 дес. 3 ед.? 2. Сумма чисел 19 и 7 3. Из 26 вычесть 8 4. Запишите число, предыдущее числу 38 5. Запишите число, последующее числу 48 6. Разность чисел 28 и 6 7. Какое число меньше 59 на 6 8. Увеличьте число 27 на 5 9. Уменьшите число 37 на 17 10. Из суммы чисел 6 и 9 вычесть 5 Взаимопроверка: 83, 26, 18, 37, 49, 22, 53, 32, 20, 10 |
3. |
Постановка учебной задачи. (Самоопределение к деятельности)
СЛАЙД 2
СЛАЙД 3
|
- Посмотрите на доску. Что вы видите? - В выражения нужно вставить вместо пропуска знак действия. (к доске выходят 3 ученика) 29….31=60 74… 32 = 42 5…5 = 25 -Все ли справились с заданием? (нет) -Какие возникли трудности? -Почему мы не можем решить это выражение? (Ни одно действие не подходит, ни сложение, ни вычитание) -Ребята, скажите, а мы можем разложить число 25 на сумму одинаковых слагаемых так, чтобы оно состояло только из числа 5? -Какое выражение получается? 5+5+5+5+5=25 -Сколько раз по 5 мы взяли? (мы по 5 взяли 5 раз) (Открытие!) -Удобно ли будет записывать такое выражение? (Нет).Что же делать? - Оказывается, в математике есть действие, которое заменяет сумму одинаковых слагаемых. Оно называется УМНОЖЕНИЕ. В математике нет знака «повторим», «взяли». Нам необходим еще знак, обозначающий действие. Знак «умножения». Это точка.
· - в рукописном тексте. X – в печатном тексте, *- на клавиатуре.
- Давайте заменим наше сложение умножением. 5*5=25 -А продолжив предложения, вы узнаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке, какова цель урока? Продолжите предложения: -Мы познакомимся с новым арифметическим действием –умножением. (открывается табличка – умножение) - Понять, когда можно заменять сложение умножением.
|
4. |
Открытие новых знаний СЛАЙД 4
СЛАЙД 5
СЛАЙД 6
СЛАЙД 7
СЛАЙД 8
|
Посмотрите на экран: Что вы видите? 4 тарелки, на которых лежит по 3 груши. Давайте составим задачу. Как мы можем решить ее? Составьте выражение, используя действие сложения. 3+3+3+3=12 - Какое у нас получилось выражение? (Сложение одинаковых слагаемых) - А сумму одинаковых слагаемых мы можем заменить новым действием – умножением. 3*4=12 - Кто догадался, что в этой записи показывает число 3? (какое слагаемое повторяется) - Что показывает число 4? (сколько таких одинаковых слагаемых) - А число 12?(результат действия умножения) - Такую запись мы можем прочитать по-разному: По 3 взять 4 раза, получится 12 Или так:3 умножить на 4 получится 12.
- Давайте посмотрим на следующее задание: (Три пары зайчат) - Запишите сначала решение действием сложения, а ниже действием умножения. (Проверка)
(Про котят)
(Про яблоки)
- Какой мы можем сделать вывод? Что же такое умножение? (сложение одинаковых слагаемых) Вывод: Что такое умножение? Это умное сложение. Ведь умней умножить раз, Чем слагать всё целый час! (открывается табличка – умное сложение) |
5. |
Первичное закрепление
СЛАЙД 9
СЛАЙД 10 |
-Ребята, а как вы думаете, всегда ли мы можем заменить действие сложение на умножение? - Давайте посмотрим.
- Посмотрите на эти выражения: - Можем мы эти суммы заменить умножением? Почему? (Вторую сумму можем, потому что там равные слагаемые, а остальные – нет, потому что разные слагаемые. Ведь второе число при умножении обозначает количество равных слагаемых)
- Какой можно сделать вывод? Вывод: только те выражения, в которых слагаемые равны, мы можем заменить действием умножением.
|
6. |
Физкультминутка СЛАЙД 11 |
-Я показываю вам выражения (распечатаны на листах А4) -Если их можно заменить умножением вы садитесь. -Если нельзя, то хлопаете! |
7. |
Закрепление изученного материала
СЛАЙД 12
|
А сейчас вам нужно выполнить самостоятельно работу: 1. Самостоятельная работа (по карточкам) Отложите карточки в сторону. Сейчас поработаем в тетрадях. 2. Попробуем применить уже имеющиеся знания и полученные знания. - Сегодня мы говорим о сложении одинаковых слагаемых. - Вспомните, у какой фигуры все стороны одинаковые? (квадрат) - Начертите квадрат со стороной 5 см. - Найдите периметр квадрата, используя новые знания. (Проверка)
|
8. |
Работа по учебнику |
Решим задачи №2 на с.48 (Ученик работает у доски, совместная проверка с классом). |
9 |
Итог. Рефлексия
|
- Ребята, как вы думаете, а пригодятся ли знания об умножении в жизни? (Ответы детей) (Применение знаний об умножении в жизни). -Давайте представим, что каждому из вас в столовой должны дать по 2 пирожка. Сколько вас сейчас в классе? - Нам с вами надо рассчитать, сколько пирожков нашему классу должны приготовить в столовой на завтрак. Давайте запишем: (на доске) 2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+ ( 1 ому -2, 2ому- 2…) - Сколько раз по 2 надо сложить? (Сбиваюсь). Что же делать? Что нам поможет решить эту задачу? (Умножение) Вывод, обобщение: таким образом, умножение –это умное сложение.
Какое открытие вы сделали сегодня? Без умножения невозможно быстро и точно посчитать! Какое чувство вы испытали, когда научились записывать новое арифметическое действие? Какое задание вам показалось особенно интересным? |
10 |
Домашнее задание
|
1) С.48 №3,5 2) Придумать 4 примера на сложение одинаковых слагаемых, заменить умножением
Закончим
урок стихотворением:
-Спасибо за урок!
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.