Конспект урока математики во 2 классе " Конкретный смысл действия умножения"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока " Конкретный смысл действия умножения"
Иконка файла материала Конкретный смысл действия умножения.docx

 

 

Урок математики во 2 классе

Тема: «Конкретный смысл действия умножения»

УМК «Школа России», учебник М.И. Моро, М.А. Бантова «Математика» 2 класс (2 часть)

Тип урока: Урок открытия новых знаний

 

    Цели:

 1) познакомить учащихся с новым действием умножения; раскрыть смысл умножения как действия, заменяющего сложение одинаковых слагаемых; совершенствовать вычислительные навыки;

2) развивать внимание, правильную математическую речь, умение сравнивать и делать выводы;

Задачи:

1)    Образовательные: создать условия для работы над смыслом действия умножения; формировать умение решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки.

2)    Развивающие: способствовать развитию логического мышления, математической речи.

3)    Воспитательные: воспитывать чувство взаимопомощи; формирование дружеских отношений в коллективе.

 

 

    Образовательные ресурсы:

·        учебник М.И. Моро «Математика» 2 класс (2 часть)

·        проектор, экран, компьютер, презентация, карточки с заданиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

№ п/п

Этап урока

Содержание

1.

Орг. момент

Мотивация

Приветствие. Подарим друг другу улыбку, пожелаем хорошего настроения и удачи в работе.

 

-Тихо садятся девочки и ещё тише мальчики.

- Давайте настроимся на хорошую работу, соберём всё своё внимание.

         Проверим, как мы сидим:

- Руки? (На месте)

- Ноги? (На месте)

- Локти? (На месте)

- Спинка? (Прямая)

 

2.

Актуализация опорных знаний

СЛАЙД 1

 

 

 

 

1.     - А сейчас проведём математическую разминку:

Вычислим цепочку примеров:                                           

32+8+60-30+26-62-14-5=15

Сегодня 15 марта. Запишите число.

-Что мы знаем о числе 15? (Анализ числа 15)

- Что вы можете сказать о месяце март?

-Записываем Классная работа                                     

-  Какие орфограммы подчеркнули в словах классная и работа?

 

2.     Устный счет.

- «Наш любимый устный счет» (дети читают стихотворение).

1.     В каком числе 8 дес. 3 ед.?

2.     Сумма чисел 19 и 7 

3.     Из 26 вычесть 8

4.     Запишите число, предыдущее числу 38

5.     Запишите число, последующее числу 48

6.     Разность чисел 28 и 6

7.      Какое число меньше 59 на 6

8.     Увеличьте число 27 на 5

9.      Уменьшите число 37 на 17

10.  Из суммы чисел 6 и  9 вычесть 5

Взаимопроверка: 83, 26, 18, 37, 49, 22, 53, 32, 20, 10

3.

Постановка учебной  задачи. (Самоопределение к деятельности)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 2

 

 

 

 

СЛАЙД 3

 

 

- Посмотрите на доску. Что вы видите?

- В выражения нужно вставить вместо пропуска знак действия.

(к доске выходят 3 ученика)

29….31=60

74… 32 = 42

5…5 = 25

-Все ли справились с заданием? (нет)

-Какие возникли трудности?

-Почему мы не можем решить это выражение? (Ни одно действие не подходит, ни сложение, ни вычитание)

-Ребята, скажите, а  мы можем разложить число 25 на сумму одинаковых слагаемых так, чтобы оно состояло только из числа 5?

-Какое выражение получается?

5+5+5+5+5=25

-Сколько раз по 5 мы взяли? (мы по 5 взяли 5 раз)

 (Открытие!)

-Удобно ли будет записывать такое выражение? (Нет).Что же делать?

- Оказывается, в математике есть действие, которое заменяет сумму одинаковых слагаемых.  Оно называется УМНОЖЕНИЕ.

В математике нет знака «повторим», «взяли».

Нам необходим еще знак, обозначающий действие.

Знак «умножения». Это точка.

 

· - в рукописном тексте.

X – в печатном тексте,

*- на клавиатуре.

 

 

- Давайте заменим наше сложение умножением.

5*5=25

-А продолжив предложения, вы узнаете, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке, какова цель урока?

Продолжите предложения:

-Мы познакомимся с новым арифметическим действием –умножением.

(открывается табличка – умножение)

- Понять, когда можно заменять сложение умножением.

 

4.

Открытие новых знаний

СЛАЙД 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 5

 

 

 

 

СЛАЙД 6

 

СЛАЙД 7

 

 

 

 

СЛАЙД 8

 

 

 

 

 

Посмотрите на экран:

Что вы видите?

4 тарелки, на которых лежит по 3 груши.

Давайте составим задачу.

Как мы можем решить ее? Составьте выражение, используя действие сложения.

3+3+3+3=12

- Какое у нас получилось выражение? (Сложение одинаковых слагаемых)

- А сумму одинаковых слагаемых мы можем заменить новым действием – умножением.

3*4=12

- Кто догадался, что в этой записи показывает число 3? (какое слагаемое повторяется)

- Что показывает число 4? (сколько таких одинаковых слагаемых)

- А число 12?(результат действия умножения)

- Такую запись мы можем прочитать по-разному:

По 3 взять 4 раза, получится 12

Или так:3  умножить на 4 получится 12.

 

- Давайте посмотрим на следующее задание:

(Три пары зайчат)

- Запишите сначала решение действием сложения, а ниже действием умножения. (Проверка)

 

(Про котят)

 

(Про яблоки)

 

- Какой мы можем сделать вывод? Что же такое умножение? (сложение одинаковых слагаемых)

Вывод:

Что такое умножение?

Это умное сложение.

Ведь умней умножить раз,

Чем слагать всё целый час!

(открывается табличка – умное сложение)

5.

Первичное закрепление

 

СЛАЙД 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 10

-Ребята, а как вы думаете, всегда ли мы можем заменить действие сложение на умножение?

- Давайте посмотрим.

 

- Посмотрите на эти выражения:

- Можем мы эти суммы заменить  умножением? Почему?

(Вторую сумму можем, потому что там равные слагаемые, а остальные – нет, потому что разные слагаемые. Ведь второе число при умножении обозначает количество равных слагаемых)

 

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: только те выражения, в которых слагаемые равны, мы можем заменить действием умножением.

 

6.

Физкультминутка

СЛАЙД 11

-Я показываю вам выражения (распечатаны на листах А4)

-Если их можно заменить умножением вы садитесь.

-Если нельзя, то хлопаете!

7.

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 12

 

 

 

 

 

 

А сейчас вам нужно выполнить самостоятельно работу:

1.     Самостоятельная работа (по карточкам)

Отложите карточки в сторону. Сейчас поработаем в тетрадях.

2.     Попробуем применить уже имеющиеся знания и полученные знания.

- Сегодня мы говорим о сложении одинаковых слагаемых. - Вспомните, у какой фигуры все стороны одинаковые? (квадрат)

- Начертите квадрат со стороной 5 см.

- Найдите периметр квадрата, используя новые знания. 

(Проверка)

 

8.

Работа по учебнику

Решим задачи №2 на с.48

(Ученик работает у доски, совместная проверка с классом).

9

Итог. Рефлексия

 

- Ребята, как вы думаете, а пригодятся ли знания об умножении в жизни?

(Ответы детей)

(Применение знаний об умножении в жизни).

-Давайте представим, что каждому из вас  в столовой должны дать по 2 пирожка. Сколько вас сейчас в классе?

- Нам с вами надо рассчитать, сколько пирожков нашему классу должны приготовить в столовой на завтрак.

Давайте запишем: (на доске)

2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+

( 1 ому -2, 2ому- 2…)

- Сколько раз по 2 надо сложить? (Сбиваюсь). Что же делать?

Что нам поможет решить эту задачу? (Умножение)

Вывод, обобщение: таким образом, умножение –это умное сложение.

 

Какое открытие вы сделали сегодня?

Без умножения невозможно быстро и точно посчитать!

Какое чувство вы испытали, когда научились записывать новое арифметическое действие?

Какое задание вам показалось особенно интересным?

10

Домашнее задание

 

1)    С.48 №3,5

2)    Придумать 4 примера на сложение одинаковых слагаемых, заменить умножением

 

Закончим урок стихотворением:
Математику, друзья
Не любить никак нельзя:
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука —
Это математика.

 

-Спасибо за урок!