Урок 71
Тема: умножение числа на сумму
Цели: учить выполнять умножение числа на сумму; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения решать задачи; закреплять знание таблицы умножения; развивать логическое мышление и внимание.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Задача в стихах.
Яблоки дети в саду собирали.
Взвесили их, урожай подсчитали.
Дети собрали 16 корзин:
8 корзин увезли в магазин,
3 в детский сад корзины отдали,
Все остальные в школу послали.
Сколько корзин для школы дадут,
Когда все корзины они развезут?
(16 – 8 – 3 = 5.)
По 7 кг в каждой корзине.
Сколько же яблок уже в магазине?
(7 · 8 = 56.)
Сколько, скажите, детсаду отдали?
(7 · 3 = 21.)
И сколько всего килограммов собрали?
(7 · 16 = 112.)
2. Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их?
3. Разгадайте правило и вставьте пропущенные числа.
4. По какому правилу составлен каждый ряд чисел?
– Продолжите ряды, записав в каждом еще шесть чисел.
а) 10, 20, 30, 40, ... , ... , ... , ... , ... , ... .
б) 100, 200, 300, 400, ... , ... , ... , ... , ... , ... .
в) 1000, 2000, 3000, 4000, ... , ... , ... , ... , ... , ... .
г) 1001, 1002, 1003, 1004, 1005, ... , ... , ... , ... , ... , ... .
д) 1010, 1020, 1030, 1030, 1040, 1050, ... , ... , ... , ... , ... , ... .
II. Сообщение темы урока.
– Какие правила изображены на данных схемах?
а) – закон
перестановки множителей.
б) – сочетательный
закон умножения.
в) – правило
умножения числа на сумму.
– Сегодня на уроке мы будем учиться использовать правило умножения числа на сумму.
III. Работа по теме урока.
1. Задание 30.
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Как решила задачу Маша?
– Как решил задачу Миша?
– Дайте пояснения к каждому действию решения Миши.
Решение:
1) 25 · 6 = 150 (тетр.) – в шести пачках.
2) 25 · 4 = 100 (тетр.) – в четырех пачках.
3) 150 + 100 = 250 (тетр.) – всего.
– Чем решение Миши отличается от решения Маши?
– Запишите решение Миши одним выражением.
25 · 6 + 25 · 4
– Запишите решение Маши одним выражением.
25 · (6 + 4)
– Сравните значения этих выражений. Запишите результат сравнения в виде равенства.
25 · (6 + 4) = 25 · 6 + 25 · 4
– Чьё решение записано в левой части этого равенства? (Машино решение.)
– А в правой части? (Мишино решение.)
– В каком выражении число умножается на сумму? (В Машином выражении.)
– Составьте аналогичное равенство для выражения 15 · (10 + 20) и докажите, что оно верно.
Запись:
15 · (10 + 20) = 15 · 10 + 15 · 20
15 · (10 + 20) = 15 · 30 = 450
15 · 10 + 15 · 20 = 150 + 300 = 450
450 = 450.
– Составленное равенство подтверждает правило умножения числа на сумму.
– Сформулируйте это правило. (Чтобы умножить число на сумму, можно умножить это число отдельно на каждое слагаемое, после чего полученные результаты сложить.)
2. Задание 31.
– Для вычисления значений данных выражений воспользуйтесь правилом умножения числа на сумму.
9 · (8 + 7) = 9 · 8 + 9 · 7 = 72 + 63 = 135
6 · (9 + 4) = 6 · 9 + 6 · 4 = 54 + 24 = 78
7 · (3 + 5) = 7 · 3 + 7 · 5 = 21 + 35 = 56
8 · (10 + 7) = 8 · 10 + 8 · 7 = 80 + 56 = 136
IV. Продолжение работы по теме урока.
1. Задание 32.
– Не вычисляя значения выражений, составьте из них и запишите три верных равенства.
34 · (20 + 3) = 34 · 20 + 34 · 3
53 · (20 + 1) = 53 · 20 + 53 · 1
26 · (5 + 7) = 26 · 5 + 26 · 7
2. Задание 33.
– Прочитайте задачу.
– Что известно?
– Что требуется узнать?
– Запишите решение данной задачи в виде произведения числа на сумму и в виде суммы двух произведений.
– По каждому решению вычислите ответ.
– В каком случае ответ вычислить легче?
Запись:
Мальчики – 8 чел. по 3 откр.
Девочки – 12 чел. по 3 откр.
Всего – ? откр.
Решение:
I способ.
3 · 8 + 3 · 12 = 24 + 36 = 60 (откр.) – всего.
II способ.
3 (8 + 12) = 3 · 20 = 60 (откр.) – всего.
Ответ: 60 открыток.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Сформулируйте правило умножения числа на сумму.
Домашнее задание. Составить и решить задачу, решением которой является выражение 4 · (13 + 27).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.