Конспект урока по математике на тему "УМНОЖЕНИЕ ЧИСЛА НА СУММУ"(4 класс)

  • docx
  • 18.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала матем.docx

Урок 71
Тема: умножение числа на сумму

Цели: учить выполнять умножение числа на сумму; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения решать задачи; закреплять знание таблицы умножения; развивать логическое мышление и внимание.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Задача в стихах.

                 Яблоки дети в саду собирали.

                 Взвесили их, урожай подсчитали.

                 Дети собрали 16 корзин:

                 8 корзин увезли в магазин,

                 3 в детский сад корзины отдали,

                 Все остальные в школу послали.

                 Сколько корзин для школы дадут,

                 Когда все корзины они развезут?

                 (16 – 8 – 3 = 5.)

                 По 7 кг в каждой корзине.

                 Сколько же яблок уже в магазине?

                 (7 · 8 = 56.)

                 Сколько, скажите, детсаду отдали?

                 (7 · 3 = 21.)

                 И сколько всего килограммов собрали?

                 (7 · 16 = 112.)

2. Какие геометрические фигуры вы видите? Сколько их?

3. Разгадайте правило и вставьте пропущенные числа.

4. По какому правилу составлен каждый ряд чисел?

– Продолжите ряды, записав в каждом еще шесть чисел.

а) 10, 20, 30, 40, ... , ... , ... , ... , ... , ... .

б) 100, 200, 300, 400, ... , ... , ... , ... , ... , ... .

в) 1000, 2000, 3000, 4000, ... , ... , ... , ... , ... , ... .

г) 1001, 1002, 1003, 1004, 1005, ... , ... , ... , ... , ... , ... .

д) 1010, 1020, 1030, 1030, 1040, 1050, ... , ... , ... , ... , ... , ... .

II. Сообщение темы урока.

– Какие правила изображены на данных схемах?

а)  – закон перестановки множителей.

б) – сочетательный закон умножения.

в)  – правило умножения числа на сумму.

– Сегодня на уроке мы будем учиться использовать правило умножения числа на сумму.

III. Работа по теме урока.

1. Задание 30.

– Прочитайте задачу.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

– Как решила задачу Маша?

– Как решил задачу Миша?

– Дайте пояснения к каждому действию решения Миши.

Решение:

1) 25 · 6 = 150 (тетр.) – в шести пачках.

2) 25 · 4 = 100 (тетр.) – в четырех пачках.

3) 150 + 100 = 250 (тетр.) – всего.

– Чем решение Миши отличается от решения Маши?

– Запишите решение Миши одним выражением.

25 · 6 + 25 · 4

– Запишите решение Маши одним выражением.

25 · (6 + 4)

– Сравните значения этих выражений. Запишите результат сравнения в виде равенства.

25 · (6 + 4) = 25 · 6 + 25 · 4

– Чьё решение записано в левой части этого равенства? (Машино решение.)

– А в правой части? (Мишино решение.)

– В каком выражении число умножается на сумму? (В Машином выражении.)

– Составьте аналогичное равенство для выражения 15 · (10 + 20) и докажите, что оно верно.

Запись:

15 · (10 + 20) = 15 · 10 + 15 · 20

15 · (10 + 20) = 15 · 30 = 450

15 · 10 + 15 · 20 = 150 + 300 = 450

450 = 450.

– Составленное равенство подтверждает правило умножения числа на сумму.

– Сформулируйте это правило. (Чтобы умножить число на сумму, можно умножить это число отдельно на каждое слагаемое, после чего полученные результаты сложить.)

2. Задание 31.

– Для вычисления значений данных выражений воспользуйтесь правилом умножения числа на сумму.

9 · (8 + 7) = 9 · 8 + 9 · 7 = 72 + 63 = 135

6 · (9 + 4) = 6 · 9 + 6 · 4 = 54 + 24 = 78

7 · (3 + 5) = 7 · 3 + 7 · 5 = 21 + 35 = 56

8 · (10 + 7) = 8 · 10 + 8 · 7 = 80 + 56 = 136

 

IV. Продолжение работы по теме урока.

1. Задание 32.

– Не вычисляя значения выражений, составьте из них и запишите три верных равенства.

34 · (20 + 3) = 34 · 20 + 34 · 3

53 · (20 + 1) = 53 · 20 + 53 · 1

26 · (5 + 7) = 26 · 5 + 26 · 7

2. Задание 33.

– Прочитайте задачу.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

– Запишите решение данной задачи в виде произведения числа на сумму и в виде суммы двух произведений.

– По каждому решению вычислите ответ.

– В каком случае ответ вычислить легче?

Запись:

Мальчики – 8 чел. по 3 откр.

Девочки – 12 чел. по 3 откр.

Всего – ? откр.

Решение:

I способ.

3 · 8 + 3 · 12 = 24 + 36 = 60 (откр.) – всего.

II способ.

3  (8 + 12) = 3 · 20 = 60 (откр.) – всего.

Ответ: 60 открыток.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Сформулируйте правило умножения числа на сумму.

Домашнее задание. Составить и решить задачу, решением которой является выражение 4 · (13 + 27).


 

Скачано с www.znanio.ru