Урок 126
РАВНОСТОРОННИЕ И
РАВНОВЕЛИКИЕ ФИГУРЫ
Цели: ввести понятие «равновеликие» фигуры; закреплять умение распознавать геометрические фигуры; учить доказывать, что площади данных фигур равны; совершенствовать умение выполнять чертежи; развивать умение анализировать и обобщать.
Ход урока
I. Устный счет.
1. Арифметический диктант.
1) Запишите число, в котором 3 сотни и 2 десятка. Уменьшите его на 100.
2) Сколько часов в трех сутках?
3) Во сколько раз 14 меньше, чем 84?
4) Запишите выражение и вычислите его значение: число 320 увеличить на произведение чисел 120 и 3.
5) Запишите и вычислите разность чисел 72 и 4; частное тех же чисел. На сколько разность чисел больше, чем частное?
6) Какое число надо увеличить в 7 раз, чтобы получилось 56?
7) На сколько надо увеличить 16, чтобы получить 96?
8) Запишите все числа от 374 до 407, у которых в разряде единиц стоит цифра 6.
9) Какое число надо взять слагаемым два раза, чтобы получить 260?
10*) Найдите сумму, разность, частное и произведение наибольшего трехзначного числа и числа 1.
2. Найдите «лишний» куб.
3. Сколько кубиков потребуется, чтобы сложить эти фигуры?
– Объясните, что обозначают выражения:
а) 2 · 3 + 1 б) 2 · 4 в) 4 · 2 + 1?
4. Разгадайте правила, по которым составлены схемы, и вставьте числа в «окошки».
II. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите чертеж.
– Какие фигуры имеют одинаковую площадь? (Фигуры 1 и 2.)
– Сегодня на уроке мы узнаем, как называются данные фигуры.
III. Работа по теме урока.
1. Задание 393.
– Начертите одну пару равносоставленных фигур.
– Что вы можете сказать о площади этих фигур? (Площади равны.)
– Могут ли равносоставленные фигуры иметь разную площадь? (Не могут.)
– Сформулируйте свойство равносоставленных фигур, используя еще и термин «равновеликие фигуры», которым называют фигуры с одинаковой площадью.
– Равновеликие плоские фигуры – это те, которые имеют одинаковую площадь.
2. Задание 394.
– Используя свойство, которое состоит в том, что равносоставленные фигуры являются равновеликими, докажите, что площади данных четырехугольников равны.
Для этого разделите первую фигуру на части так, чтобы из них можно было бы составить вторую.
3. Задание 395.
– Выберите два треугольника, из которых можно составить прямоугольник. (Два прямоугольных треугольника.)
– Начертите составленный прямоугольник.
– Во сколько раз нужно уменьшить площадь прямоугольника, чтобы получить площадь одного из выбранных треугольников? (В 2 раза уменьшить.)
IV. Продолжение работы по теме урока.
1. Задание 396.
– Начертите прямоугольник, который составлен из двух данных одинаковых прямоугольников.
– Можно ли предложить другой вариант решения этой задачи? (Можно.)
2. Задание 397.
– Начертите треугольник, который равновелик данному прямоугольнику.
3. Задание 398.
– Назовите номера двух фигур, которые не являются равносоставленными. (Фигуры 1 и 3; 2 и 3; 4 и 3.)
– Как это можно обосновать? (Фигуры под номером 1, 2, 4 составлены из 8 квадратов, а фигура под номером 3 – из 9 таких же квадратов.)
– Площадь какой фигуры больше? (Фигуры под номером 3.)
– Площади каких фигур равны? (Фигур 1, 2, 4.)
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие фигуры называют равновеликими?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.