Конспект урока по математике РАВНОСТОРОННИЕ И РАВНОВЕЛИКИЕ ФИГУРЫ(4 класс)

  • docx
  • 18.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала матем.docx

Урок 126
 РАВНОСТОРОННИЕ И РАВНОВЕЛИКИЕ ФИГУРЫ

Цели: ввести понятие «равновеликие» фигуры; закреплять умение распознавать геометрические фигуры; учить доказывать, что площади данных фигур равны; совершенствовать умение выполнять чертежи; развивать умение анализировать и обобщать.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Арифметический диктант.

1) Запишите число, в котором 3 сотни и 2 десятка. Уменьшите его на 100.

2) Сколько часов в трех сутках?

3) Во сколько раз 14 меньше, чем 84?

4) Запишите выражение и вычислите его значение: число 320 увеличить на произведение чисел 120 и 3.

5) Запишите и вычислите разность чисел 72 и 4; частное тех же чисел. На сколько разность чисел больше, чем частное?

6) Какое число надо увеличить в 7 раз, чтобы получилось 56?

7) На сколько надо увеличить 16, чтобы получить 96?

8) Запишите все числа от 374 до 407, у которых в разряде единиц стоит цифра 6.

9) Какое число надо взять слагаемым два раза, чтобы получить 260?

10*) Найдите сумму, разность, частное и произведение наибольшего трехзначного числа и числа 1.

2. Найдите «лишний» куб.

3. Сколько кубиков потребуется, чтобы сложить эти фигуры?

– Объясните, что обозначают выражения:

а) 2 · 3 + 1            б) 2 · 4             в) 4 · 2 + 1?

4. Разгадайте правила, по которым составлены схемы, и вставьте числа в «окошки».

II. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите чертеж.

– Какие фигуры имеют одинаковую площадь? (Фигуры 1 и 2.)

– Сегодня на уроке мы узнаем, как называются данные фигуры.

III. Работа по теме урока.

1. Задание 393.

– Начертите одну пару равносоставленных фигур.

– Что вы можете сказать о площади этих фигур? (Площади равны.)

– Могут ли равносоставленные фигуры иметь разную площадь? (Не могут.)

– Сформулируйте свойство равносоставленных фигур, используя еще и термин «равновеликие фигуры», которым называют фигуры с одинаковой площадью.

– Равновеликие плоские фигуры – это те, которые имеют одинаковую площадь.

2. Задание 394.

– Используя свойство, которое состоит в том, что равносоставленные фигуры являются равновеликими, докажите, что площади данных четырехугольников равны.

Для этого разделите первую фигуру на части так, чтобы из них можно было бы составить вторую.

3. Задание 395.

– Выберите два треугольника, из которых можно составить прямоугольник. (Два прямоугольных треугольника.)

– Начертите составленный прямоугольник.

– Во сколько раз нужно уменьшить площадь прямоугольника, чтобы получить площадь одного из выбранных треугольников? (В 2 раза уменьшить.)

IV. Продолжение работы по теме урока.

1. Задание 396.

– Начертите прямоугольник, который составлен из двух данных одинаковых прямоугольников.

– Можно ли предложить другой вариант решения этой задачи? (Можно.)

2. Задание 397.

– Начертите треугольник, который равновелик данному прямоугольнику.

     

3. Задание 398.

– Назовите номера двух фигур, которые не являются равносоставленными. (Фигуры 1 и 3; 2 и 3; 4 и 3.)

– Как это можно обосновать? (Фигуры под номером 1, 2, 4 составлены из 8 квадратов, а фигура под номером 3 – из 9 таких же квадратов.)

– Площадь какой фигуры больше? (Фигуры под номером 3.)

– Площади каких фигур равны? (Фигур 1, 2, 4.)

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие фигуры называют равновеликими?