Тема : « Вычитание из числа 10»
Цель урока: познакомить обучающихся с приёмом вычитания из числа 10.
Задачи урока:
Образовательные: отрабатывать изученные вычислительные приёмы сложения и вычитания, навыки счёта в пределах 10; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; решать задачи, изученных видов; моделировать задачу с помощью схематических рисунков;
Развивающие: развивать творческие способности поискового характера и речь; логическое мышление;
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, трудолюбие, взаимоуважение.
Планируемые метапредметные результаты:
Личностные УУД: положительное отношение к учению; понимать необходимость сотрудничества с учителем, готовность к взаимодействию с ним и к дружескому взаимопониманию; понимать необходимость товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию.
Познавательное УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; обеспечить условия для усвоения всеми учащимися приёма вычитания из числа 10; умение решать задачи на разностное сравнение.
Регулятивное УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; формировать умения удерживать цель деятельности до получения ее результата, умения оценивать результат своей деятельности, самоконтроль процесса и результата деятельности .
Коммуникативное УУД: формировать умения быстро и правильно ориентироваться в условиях речевого общения, правильно планировать свою речь, отвечать на вопросы, связно высказывать суждения по изучаемому материалу; взаимодействовать с одноклассниками в ходе игры, работы в парах
Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, словесный метод, частично - поисковый метод, самопроверка.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Средства обучения: М.И.Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова «Математика» учебник для 1-го класса часть 2; карточки для индивидуальной и парной работы.
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности (мотивация)
а) Учитель зачитывает стихотворение:
Встало
солнышко давно.
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс.
Математика у нас!
б) Определяет готовность к уроку.
- Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё на месте, всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все внимательно глядят?
Тут затеи и задачи.
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи!
За работу, в добрый час!
Приступаем к работе.
Гимнастика для пальчиков
Откройте тетради, запишите дату 29 января, слова «Классная работа».
2. Мотивация к учебной деятельности посредством анализа девиза урока.
- Ребята, девизом нашего урока будет русская народная пословица
«Не стыдно не знать
Стыдно не учиться!»
– Как вы понимаете её смысл ?
- Какой мы сделаем вывод? (Если ты что-то не понял на уроке, не бойся, переспроси учителя, он объяснит тебе еще раз, а если ты не спросишь, так и не поймешь ту тему, которую он объяснял и через какое-то время забудешь совсем).
- А сейчас отгадайте загадку
Весь день
она спит, ну а ночью летает.
Своими большими глазами сверкает.
Ее острый слух и внимательный взгляд
Разыщут в траве лягушат и мышат.
Вращается кругом её голова
И скажет: “Угу” нам лесная …
- К нам на урок прилетела сова и предлагает вам совершит математическое путешествие.
- Сова предлагает начать путешествие.
3. Актуализация знаний (устный счёт).
- Математики должны быть внимательными, находчивыми и уметь быстро считать. Давайте покажем, что мы настоящие математики.
(работа в парах) – Найдите на картинках все цифры от 1 до 10
- А теперь потренируем наш ум.
Игра « Помоги Совушке»
1 ученик отвечает. При правильном ответе дети хлопают, а если не правильно молчат.
4+3= 10 – 5=
7+3= 6-5=
3+3= 8-5=
Что общего в выражениях первого столбика? Как называются компоненты при сложении?
Что общего в выражениях второго столбика? Как называются компоненты при вычитании?
Минутка чистописания.
Подготовка учащихся к изучению нового материала.
1. Повторение состава числа 10.
2. Учитель предлагает детям загадки. При этом, называя отгадки, учащиеся повторяют состав числа 10.(домик для 10 на доске)
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
|
|
|
|
|
1 .Вот восемь зайчат
По дорожке идут.
За ними вдогонку
Двое бегут.
Так сколько ж всего
По дорожке лесной
Торопится в школу
Зайчишек зимой?
(8+2=10 (з.).)
2. Пошла курица гулять, Беспокоится их мать
Собрала своих цыплят. И не может сосчитать.
Семь бежали впереди, – Сосчитайте-ка, ребята,
Три остались позади. Сколько было там цыпляток?
(7+3=10 (ц.).)
3. Ниночка рисует дом,
Окон очень много в нем.
Тут их шесть, четыре там.
Посчитай все окна сам.
(6+4=10 (ок.).)
4. Шла лисица вдоль тропинки
И несла грибы в корзинке:
Пять опят и пять лисичек
Для лисят и для лисичек.
– Сколько всего грибов несла лисица? (5+5=10 (гр.).)
- А сейчас покажите, как вы взяли ручку, положите тетрадь с наклоном и Запишите три раза число 10. Возьмите карандаш и обведите то число, которое получилось у вас наиболее правильным
4. Открытие детьми новых знаний.
Проблемная ситуация. Постановка учебной задачи.
- Дети, на уроке технологии, делали красивые закладки для книг. Сколько геометрических фигур должно быть наклеено на закладке? ( 10)
- Сколько кругов наклеено? ( 8)
- Сколько кругов еще осталось наклеить? ( 2)
- Значит 10 – это 8 и сколько? ( 10 – это 8 и 2)
- Сколько получится, если из 10 вычесть 8? ( 2)
-Какое правило нам поможет составить равенство и вычислить?
(Если из суммы отнять одно слагаемое, получается другое)
- А сейчас откройте учебники на стр. 34 и посмотрите вторую закладку, которую делали дети. Сколько квадратов уже наклеено на закладке? ( 7)
- Сколько еще квадратов осталось наклеить? ( 3)
- Значит, 10 – это 7 и сколько? ( 3)
- Сколько получится, если из 10 вычесть 7? ( 3)
- Посмотрите, а сколько треугольников на третьей закладке? ( 6)
- Сколько еще треугольников надо наклеить? ( 4)
- Значит, 10 – это 6 и сколько? (4)
- Предположите, чем мы будем заниматься на уроке? Ответы детей.
- Попробуйте сформулировать тему урока. ( Вычитание из числа 10 )
5. Первичное закрепление изученного материала.
Выполнение № 1 – решение примеров коллективно с проговариванием по цепочке 3 столбика.
4 столбик – выполняют самостоятельно. ( 1 ученик РАБОТАЕТ у доски, остальные в тетрадях. )
6. Физминутка. « День – ночь»
7. № 2 – решение задачи
Учащиеся читают задачу 2 (с. 32 учебника, часть 2).
– Является ли прочитанный вами текст задачей? (Да.)
– Докажите.
– Прочитайте условие.
– О чем в задаче спрашивается?
– Каким действием будете решать задачу? (Сложением.)
– Почему? (Потому что в соседнем доме на 3 этажа больше.)
– Запишите решение. (5 + 3 = 8 (эт.).)
– Дайте ответ на вопрос задачи.
8. - А сейчас поиграем в игру «Магазин». (работа в паре)
- Я предлагаю вам совершить покупки. У вас на двоих имеется 10 рублей. Вам надо купить одну вещь и подсчитать сдачу, которая у вас останется.
9. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу. А в конце принято подводить итоги и делиться впечатлениями.
- Какая была тема нашего урока?( Вычитание из числа 10 )
- Что нового узнали на уроке?
- Ребята, у вас на столах лежат магнитики со смайликами. С помощью них мы оценим свою работу на уроке. Прикрепите их к тому высказыванию, которое больше всего для вас подходит.
1. Урок полезен, всё понятно.
2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3. Ещё придётся потрудиться.
4. Да, трудно всё-таки учиться!
- Молодцы, ребята! Мне было с вами сегодня очень приятно работать.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.