Открытый урок математики в 3 классе
по теме: «Решение задач с величинами: Цена. Количество. Стоимость»
Воспитательно-развивающие цели урока:
1. Совершенствовать вычислительные навыки, решать задачи творческого уровня, знакомить с нестандартными задачами, знакомить с новыми понятиями.
2. Развивать логическое мышление, воображение; развивать умение быстро принимать решения, продолжить обучение работе в группе, формировать умение аргументировать свой ответ.
3. Воспитывать взаимоуважение, взаимопомощь.
Класс: 3.1 (УМК «Школа России»).
Оборудование: мультимедийные слайды, индивидуальный раздаточный материал, карточки для работы, материал для работы в группах.
Методы и приёмы:
1. Проблемно-диалогический метод (подводящий диалог, создание проблемной ситуации)
2. Групповая работа
3. Парная работа
4. Исследовательские методы обучения (выдвижение гипотезы, классификация, наблюдение)
5. Самостоятельная работа
6. Самооценка
Ход урока
1.Организационный момент – 1 мин.
Учитель:
У каждого из вас лежат оценочные круги - смайлики, покажите с каким настроением вы пришли на урок.
Зелёный круг– весело и радостно
Жёлтый смайлик – спокойно и интересно
Красный круг – грустно и тревожно
Слайд 1
Математика повсюду,
Глазом только повернешь
И примеров сразу уйму
Ты вокруг себя найдёшь.
Учитель:
– Как вы понимаете эти строки?
Ученики:
– В жизни постоянно люди сталкиваются с математическими задачами.
II. Устный счёт, целеполагание – 6 мин.
Учитель:
- Сегодня у нас будет необычный урок - игра «Магазин». Представим, что мы пришли в необычный магазин. Я буду продавцом, а вы покупатели.
Вы будете выполнять задания и купите оценки с помощью своих знаний. В конце нашего урока каждый получит свою оценку. На столе у каждого лежат листочки, за каждый правильный ответ и верно выполненное задание, вы рисуете себе кружок.
Начнём с устного счёта.
Из заданий устного счёта, мы узнаем тему урока.
У доски стоят парты, это как прилавок в магазине. Там лежат 3 карточки с примерами. Вам не только нужно хорошо считать, но и уметь находить нужную информацию в алфавите.
По 3 человека выходят к прилавку и решают по 1 примеру. Как только вы решите пример, рядом с ответом напишите букву, которая в алфавите стоит под этим номером.
Слайд 2
Алфавит |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ё |
Ж |
З |
И |
Й |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
К |
Л |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
Т |
У |
Ф |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
Щ |
Ъ |
Ы |
Ь |
Э |
Ю |
Я |
Карточки
1.
|
2.
|
3.
|
Результаты работы учеников
|
|
|
Учитель:
-Итак, тема нашего урока «Цена. Количество. Стоимость». Это величины, с которыми мы будем решать разные практические задачи.
Запишите в тетради число и тему урока.
«Решение задач с величинами:
Цена. Количество. Стоимость»
III. Работа над понятиями, чтение формул – 7 мин.
-Что вы понимаете под значением слов цена, количество, стоимость?
Ученики:
- Цена – это сколько денег нужно заплатить продавцу за единицу товара: 1 штука, 1 кг, 1 десяток, 1 метр и т.д.
- Количество – это число, которое показывает сколько единиц товара хотят приобрести : 2 кг, 3 коробки, 4 литра и т.д.
- Стоимость – это сколько денег нужно отдать за всё количество товара.
Учитель:
- Мы с вами знаем, что все эти величины (цена, количество, стоимость) связаны между собой. Если у нас имеются любые две из них, то мы можем найти и третью неизвестную величину.
Как мы обозначаем эти величины?
Ученики:
Ц – цена. К – количество. С – стоимость
Учитель:
На прилавке лежат таблички, найдите среди них формулы взаимосвязи этих величин и сформулируйте правила.
Слайд 4
Ц * К = С |
|
С : К = Ц |
|
С : Ц = К |
Формулы записать в тетрадь.
IV. Решение практических задач – 10 мин.
Учитель:
3 ученика (Саша, Света, Алиса) подходят к нашему прилавку и выбирают товар. На прилавке лежат товары: ручки, карандаши, тетради. У каждого товара записана цена.
Задача 1
Саша купил 3 карандаша по цене 2 рубля. Сколько денег нужно заплатить Саше за покупку?
Ученик Саша:
Цена карандаша – 2 рубля, количество – 3 карандаша, нужно найти стоимость. Чтобы найти стоимость, нужно цену умножить на количество.
2 * 3 = 6 (руб.)
Ответ: 6 рублей заплатит мальчик за покупку.
(Все записывают решение и ответ)
Учитель:
- На забывайте рисовать кружки за верные ответы
Задача 2
У Светы было 12 рублей. Она купила тетради по 3 рублей. Сколько тетрадей купила Света?
Ученица Света:
Цена товара – 3 рубля, стоимость – 12 рублей, – 3 карандаша, нужно найти количество. Чтобы найти количество, нужно стоимость разделить на цену.
12 : 3 = 4 (тет.)
Ответ: 4 тетради купила Света.
(Все записывают решение и ответ)
Задача 3
У Алисы было 10 рублей. Она купила ручки 2 ручки. Сколько стоит одна ручка ?
Ученица Алиса:
Стоимость – 10 рублей, количество – 2 ручки, нужно найти цену. Чтобы найти цену, нужно стоимость разделить на количество.
10 : 2 = 5 (руб..)
Ответ: 5 рублей стоит ручка.
(Все записывают решение и ответ)
V. Физминутка – 1мин.
«Покупаем продукты»
VI. Закрепление. Самостоятельное решение задачи– 5 мин.
Учитель:
- Сейчас вы решите самостоятельно задачу из учебника с. 22 снизу, перед решением составим краткую запись.
1 ученик запишет краткую запись на доске.
Ц. |
К. |
С. |
4 р. |
3 шт. |
? р. |
- А теперь проверим ваши решения. Прошу обменяться тетрадями. Взаимопроверка. На забывайте рисовать кружки за выполненные верно задания.
- Один ученик скажет нам верное решение задачи.
VII. Повторение пройденного. Решение примеров с проверкой– 5 мин.
Учитель:
- Сейчас вы решите самостоятельно примеры с проверкой из учебника с. 22 №6
- Самостоятельная работа окончена проверим ваши решения, если все ответы верные, то рисуете себе кружок.
Ученики:
Слайд 5
74 – 15 = 59 49 + 24 = 73 52 – 36 = 16 73 – 58 =15
16 + 36 = 52 58 + 15 =73 59 + 15 = 74 73 – 24 = 49
VIII. Подведение итогов – 3 мин.
Учитель:
Слайд 6
- Скажем хором:
Мы без дела не сидели,
Сделать многое успели!
Подведём теперь итог,
Что успели за урок?
Ученики:
- Повторили понятия: цена, количество, стоимость.
- Научились решать задачи с величинами: «Цена. Количество. Стоимость».
-……….
Учитель:
- А теперь посчитайте свои кружки. Это вы оценивали себя. У меня в магазине продаются оценки: 5, 4, 3.
- Подойдите и купите!
Слайд 7
оценку «5» те, кто заработал 5 и более кружков
оценку «4» те, кто заработал 4 кружка
оценку «3» те, кто заработал 3 кружка
IX. Рефлексия и домашнее задание – 2 мин.
Учитель:
У каждого из вас лежат оценочные круги. Покажите, как вы оцениваете прошедший урок.
Зелёный круг– если вам на уроке было легко и понятно. Вы справились со всеми заданиями.
Жёлтый круг – на уроке вы испытывали трудности, но тему поняли, задания выполнили с небольшими ошибками.
Красный круг – на уроке было трудно, вы не совсем поняли тему, сделали много ошибок.
Слайд 8
Домашнее задание – с.22 №5
Слайд 9
Спасибо всем за урок!Он для вас будет впрок!
В магазин, когда придётеЦену вы всегда найдёте,
Количество сами узнаете, Стоимость посчитаете!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.