Тема: «Жизнь луга».4 кл
Цель: сформировать представления обучающихся о луге, как о природном сообществе.
Задачи
обучающие:
· ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека;
развивающие:
· развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
воспитательные:
· учить детей понимать красоту луга;
· воспитывать любовь, бережное отношение к природе родного края.
Методические приемы: наглядный, словесный, частично-поисковый, практический.
Формы работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Формирование ключевых компетенций на уроке:
Оборудование: учебник, энциклопедия, плакат – схема «Луг», раздаточный материал, запись звуков летнего луга, гербарий, атлас – определитель,
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Звучит песня Юрия Антонова «Родные места»)
II. Проверка домашнего задания
О чудесном нашем крае будет разговор,
О прекрасном милом крае, где мы все живём.
-Повторим тему прошлого урока в виде графического диктанта:
(Запишите знак «+», если утверждение верное, знак «-», если неправильное).
Графический диктант.
- Самый верхний ярус леса образован деревьями.
- Средний ярус – это мхи и лишайники.
- В этом сочетании не будет происходить круговорота веществ:
дуб гусеница птица микробы.
- На дереве обитают кроты и землеройки.
- Грибы необходимы лесу, потому что ими питаются многие
животные.
- Жуки – короеды приносят вред лесному сообществу.
- Лесная подстилка долгие годы сохраняется в лесу.
- Все животные леса делятся на 4-е группы по типу питания.
- Бурый медведь – хищник.
- Плоды всех кустарников человек употребляет в пищу.
Итог: (Ответы: + - - - + - - + - -)
III. Актуализация знаний
Учитель:
- Нашу зеленую планету населяют удивительные растения и животные, между которыми существуют крепкая дружба. Сегодня на уроке Окружающего мира нам предстоит открыть новые тайны зеленых жителей планеты. Нас ожидают встречи невиданные, знакомства негаданные, зазвучат звуки неслыханные, а загадки – так на каждом шагу.
По ковру идём с тобой,
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И жёлт, и синь, и ал!
Что же это за ковёр? (Луг)
(Открывается несколько картинок луга, слышны пение птиц, стрекотание кузнечиков.)
-Откройте страницы учебника 184-185
IV. Постановка задач урока
Задание: сформулируйте тему урока. (Дети формулируют тему).
(Тема: луг-природное сообщество.)
- Какие задачи мы можем поставить перед собой на уроке?
(Дети формулируют задачи).
Задачи:
-выяснить особенности луга:
-что растёт на лугу;
-кто живёт на лугу?
-как человек использует луга
Ребята, кто из вас был на лугу? Ваши впечатления.
V. Работа над новой темой
Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Урок – игра. В нашем классе сегодня будут работать три отдела редакции устного журнала «Жизнь луга».
(Учитель дифференцированно делит класс на группы)
Условия игры:
Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:
Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг?
Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. С.И.Ожегов)
А нас с вами интересует жизнь луга. Сейчас мы работаем по своим направлениям, а затем предоставляем отчет о проделанной работе. (Ребята работают с учебником, гербарием, атласом – определителем и энциклопедиями. В группах назначаются ответственные за работу всего отдела. Они распределяют задания, назначают докладчиков, строят план защиты.)
Ребята работают в своих отделах. Составляется отчет по предложенным карточкам.
Идет обсуждение в группах (отделах).
VI. Физкультминутка
«Кузнечики»
Поднимаем плечики,
Прыгают кузнечики
Прыг-скок. Прыг-скок.
Сели, травушки поели,
Тишину послушали.
Тише – тише, высоко
Прыгай на ногах легко!
VII. Продолжение изучения новой темы.
Отчет отделов о работе.
Заслушиваются представители каждого отдела. Остальные участники записывают основные сведения из отчета о луге в тетради. После выступления представителя каждого отдела задаются вопросы, идет обсуждение, подводится итог работы каждого отдела.
-Какие особенности выявили у луга?
1.Отдел
-Что растёт на лугу?
-Что объединяет все растения?
Вывод:
• На лугу растут травы, большинство растений – цветы.
• На лугу растут грибы.
• Растут на открытой местности.
• Любят свет и тепло.
2.Отдел
-Кто живёт на лугу?
Вывод:
Животный мир разнообразен.
На лугу живут насекомые, птицы, черви, жуки, пресмыкающиеся.
3.Отдел.
Влияние человека на луг
Правила поведения на лугу.
Итог: Луг –это природное сообщество, потому что растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу тесно связаны между собой.
VIII. Закрепление изученного
Используя иллюстрации на с. 184-185,запишите 2-3 цепи питания, сложившиеся на лугу.
(Взаимопроверка в парах)
Травы гусеницы птицы
Найдите в данной схеме животное, которое поддерживает равновесие в природном сообществе луга
1) Отгадайте загадки.
От ветра голову склоню,
Но почему-то не звоню.
(Колокольчик)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик)
Стоит кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)
Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед.
(Пчела)
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик)
2) Заполните тест. (Тесты по природоведению 4 класс. Ракитина М.Г.)
1. Какое
утверждение верно?
А) На лугу растут только травянистые растения.
Б) На лугу живет множество крупных животных.
В) Мелкие животные на лугу не живут.
2. Укажите
строчку, в которой указаны только животные луга?
А) рябчик, глухарь, соболь, белка
Б) кузнечик, трясогузка, шмель, полёвка
В) кобылка, перепел, сова, лебедь
3. Какие
грибы растут на лугу?
А) белый гриб, подосиновик, подберезовик
Б) шампиньон, дождевик, опенок луговой
В) лисичка, сыроежка, масленок
4. Укажите
строчку, в которой указаны только насекомые луга?
А) пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи
Б) комары, стрекозы, жуки-плавунцы, пауки
В) майские жуки, короеды, гусеницы шелкопряды
5. Укажите
насекомых луга, которые являются насекомыми-санитарами?
А) шмели, бабочки, кузнечики
Б) кобылки, пчелы, жужелицы
В) жуки-навозники, жуки-могильщики
6. Какие
растения луга заготавливают для корма животных?
А) мятлик, тимофеевку, клевер
Б) валерьяну, подорожник, осоку
В) камыш, кувшинку белую, ягель
7. Можно
весной поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву?
А) Нет, нельзя. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают
подземные части многих растений. Погибают в огне божьи коровки, гнезда шмелей,
птиц. Кроме того, нарушается круговорот веществ на лугу
Б) Можно. Освобождая луга от сухой прошлогодней травы, мы даем возможность
лучше расти молодым росткам. Им теперь хватает солнца и тепла.
В) Можно. Сгорая, сухая трава превращается в золу, которая является питанием
для молодых растений. Насекомые от огня не страдают, так как они ещё прячутся в
норках.
8. Что
произойдет с лугом, если не станет птиц, ящериц, жаб?
А) С лугом ничего не произойдет, так как на росте растений присутствие птиц,
ящериц и жаб не отражается
Б) Растения на лугу только лучше будут расти, так как птицы, ящерицы и жабы
выделяют много помета, который пагубно сказывается на росте растений. Если бы
не жуки-навозники, луга перестали существовать.
В) Если не станет птиц. Ящериц и жаб, растительноядные насекомые начнут
беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.
9. Почему
луг называют природным сообществом?
А) Потому что на лугу друг с другом растут разнообразные растения
Б) Потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа
В) Потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа, которые
тесно связаны между собой
IX. Рефлексия
- Почему луг называется природным сообществом? Приведите примеры.
Выставление оценок.
Домашнее задание (дифференцированное) :-Прочитать в Красной книге края о растениях и животных луга. -Составить цепи питания, сложившиеся на лугу. -Составить кроссворд «Жизнь луга»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.