Конспект урока по математике
Класс: 2 класс
Тема: «Объем фигуры. Введение единицы объема 1 см³»
Цель урока: научиться вычислять объем прямоугольного параллелепипеда.
Задачи:
1) познакомить с понятием «объём фигуры»;
2) ввести единицу объема 1 см³.
3) воспитывать интерес к точным наукам, привить интерес к измерению объемных фигур.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, практическая, работа в парах, самостоятельная.
Оборудование: Л.Г. Петерсон. Математика 2 класс. Часть 3.- М.: Ювента, 2013, презентация.
Ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. |
Организационный момент |
Быть должны у нас в порядке |
|
2. |
Актуализация знаний |
Индивидуальная работа в тетрадях. Расшифруйте слово. Расположить значения выражений в порядке убывания.
Расшифруйте слово. Расположите ответы в порядке возрастания. И (18 : 3) ∙6 = Ч 3 ∙ 9 + 16 = Л 3∙ (800 : 100) = И 7 ∙ 10 – 12 = А 8 ∙ 5∙ 10 = Е 6 + 5 4 : 6 = В 350 : (5 ∙ 7 )= Н 81 – 81 : 9= Ключ: 10,15,24,36,43,58,72,400 |
Ответ: Объём
Ответ: Величина |
3. |
Постановка цели урока |
- Ребята, вспомните, что мы называем величиной? - Какие способы измерения величин вы знаете? - Что нужно сделать, чтобы измерить величину? - А какие величины вы уже знаете? - Для чего используют единицу объёма – литр? - Как вы думаете, что значит сравнить фигуры по объёму? |
Величина - это то, что можно измерить и результат измерения выразить числом. Можно измерить на глаз или с помощью измерения. Выбрать мерку и узнать сколько раз она содержится в измеряемой величине. Длина-см, дм, м; масса – кг; площадь - см², дм², м²; объём – литр. Для измерения объёма жидкости и вместительности сосудов. Определить больше или меньше места фигура занимает в пространстве. |
4. |
Работа над темой урока
|
На доске:
Рассмотрите фигуры. Что у них общего? Чем они отличаются? Учитель обобщает. Первая фигура имеет два измерения – длину и ширину, у нее нет объёма, но есть площадь. Вторая фигура имеет три измерения – длину, ширину и высоту. Эта фигура объемная. Какая фигура нарисована на первом рисунке? А на втором рисунке нарисован прямоугольный параллелепипед. Работа по учебнику. №1 на странице 40. Работа по учебнику №1 на странице 40. Найдите на рисунке линии, плоские и пространственные фигуряя. Какие величины служат для измерения? Что они показывают? - Что нужно найти у фигур? - Чем можно измерить объем? - Чем измерен объём фигур в №1? - Как их называют? |
На первом рисунке нарисован прямоугольник. Ученики знакомятся с параллелепипедом. |
|
|
Работа по учебнику. №2 на странице 40. - Приведите примеры окружающих нас предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда? Давайте сделаем задание №2. Найдите объемы фигур, используя указанные мерки. Как измерить объем? Сделайте вывод. Что они показывают? - Что нужно найти у фигур? - Чем можно измерить объем? - Чем измерен объём фигур в №1? - Как их называют? - Как вы думаете, почему взяли именно кубик в качестве мерки? Правильно. Кубик с ребром 1 см называется кубическим сантиметром (1 см³); Давайте теперь измерим объём геометрических фигур в этом задании. Работа с моделью прямоугольного параллелепипеда: - Покажите грани параллелепипеда, ребра, вершины. - Сколько граней? - Сколько ребер? - Сколько вершин? - Есть ли у параллелепипеда равные грани? - Есть ли у параллелепипеда равные ребра? Покажите. Работа с правилом. Правило на странице 40 – 41. Давайте прочитаем правила на странице 40 – 41. Какой вывод можно сделать?
|
Объём. Вёдрами, чашками, стаканчиками. Кубиками. Прямоугольные параллелепипеды. Коробка, кубик, системный блок компьютера и т.д. Наверно, кубик взяли потому, что его ребра равны между собой. Учащиеся измеряют и говорят ответы. 6 граней 12 ребер 8 вершин Нижняя и верхняя; передняя и задняя; правая и левая. |
|
Открытие нового |
Работа по учебнику. №3 на странице 41. Объём любого прямоугольного параллелепипеда можно вычислить и без помощи кубика. Давайте с вами посмотрим, как это можно сделать. Выполним задание в учебнике №3 на странице 41. - Рассмотрите модель прямоугольного параллелепипеда, составленного из кубиков. Что нам известно? - Как узнать объём прямоугольного параллелепипеда, не пересчитывая кубики? - Чему равен объём параллелепипеда? Учащиеся выводят формулу объёма и выражают в речи получившее равенство. Поученный вывод сопоставляется с текстом учебника, приведенным в рамке на странице 41. |
Нам известна длина- 5см, ширина – 2 см, высота - 3 см. Сначала узнаем, какое число кубиков находится в основании (длину умножим на ширину), а потом умножить на число слоёв (на высоту).
|
5. |
Первичное закреп. |
Работа в парах на карточках. Проверка. Какой вывод можно сделать? |
|
|
Решение задач на повторение |
Умножение и деление на 10 и 100.
6 * 10 = 40 : 10 = 84 * 10 = 350 : 10 = 80 * 10 = 300 : 10 = 6 * 100 = 900 : 100 = 20 : 2 = 50 : 5 = 400 : 4 = 630 : 63 =
- Какое правило умножения на 10 и 100 мы знаем? - Как легко разделить число 10, 100? Задание решается по вариантам: первый вариант решает примеры первой и второй строки, второй вариант – примеры третьей, четвертой строки. Решение уравнений. Работа выполняется по вариантам: первый вариант решает первое уравнение, второй вариант – второе уравнение.
Х + 127 + 359 = 784 46 + у + 857 = 903
|
Учащиеся проверяют свои работы. |
|
Итог урока |
- Какие измерения необходимо знать, чтобы вычислить объём прямоугольного параллелепипеда? - Что нового вы узнали? |
Длину, ширину, высоту. Мы узнали, что у любого параллелепипеда можно вычислить объём по формуле. |
|
Домашнее задание |
Измерить объём небольшой коробки, имеющей форму параллелепипеда. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.