Конспект урока по музыке для 7 класса
по теме:
«Сюжеты и образы духовной музыки»
Сюжеты и образы духовной музыки.
Цели урока: раскрыть сущность светской и духовной музыки; закрепить знания и понимание особенности музыки Баха;
сопоставить образы« Высокой мессы» Баха и образы «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.
Задачи:
Воспитательная:
Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.
Образовательные:
Обобщить знания о музыке И. С. Баха;
продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;
Познакомиться с «Всенощной» С. В. Рахманинова, с образом «Заутрени»;
Сопоставить произведений Баха и Рахманинова.
Ход урока:
Учитель Тема сегодняшнего урока «Сюжеты и образы духовной музыки». «Каждый человек,- писал священник Александр Мень,- даже если он не знает о Боге или отрицает Его - в глубине Души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед, чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, даёт нам силы существовать».
Слушаем 1 часть мессы «Kyrie, eleison» (Господи, помилуй) и анализируем прослушанное:
Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы? Почему?
Какие знакомые вам приёмы музыкального развития использует композитор?
В каком жанре написана месса?
Учитель: Месса-это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения.
Слушаем №4 - «Gloria in excelsis Deo» (Слава в Вышних Богу)
Вопросы учителя:
Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы?
Как музыка передаёт эти чувства?
Какие средства выразительности создают этот образ?
Дети говорят: Начало торжествующее и блестящее. Лёгкое и чёткое вступление труб, начинающих движение. Радость переходит в ликование, когда к оркестру присоединяется хор. Голоса переплетаются и создают особенный колорит праздника. Звучание мажорное.
Вывод:
Учитель: В чём драматургия развития идеи мессы?
Композитор показывает образную разность разных частей,
В этом заключается развитие образов, которое идёт от страдания к радости, от смерти к жизни.
2) В сопоставлении даётся музыка из «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.
Учитель: Как вы думаете, эту музыку написал Бах?
(Звучит» Богородице, Дево, радуйся» из «Всенощной».)
Анализируем произведение. Эта музыка проникнута лирическим настроением и тихой молитвой.
Учитель: Написал её С.В. Рахманинов и это часть из «Всенощной»
Что происходит в Душе слушающего её человека?
Дети: она ощущает умиротворение, покой. Безмятежность.
Учитель: к кому в ней обращается человек?
Дети: к Богородице.
Учитель: Богослужение православной церкви совершается вечером в канун праздника. Состоит из двух частей: «Вечерни» и «Утрени». По правилам музыкальной драматургии развитие происходит, если есть в произведении контраст, т.е. сопоставление. Назовите:
Дети: Вечерняя -Утренняя. Ночь-день. Тьма-свет.
Учитель: А как в музыке показать этот контраст?
Дети: вечерняя ночная молитва. Образ тихого покаяния.
Учитель: Какая должна звучать музыка в утренней литургии?
Дети: яркая, мажорная.
Учитель: Слушаем «Хвалите Господа с небес»
Анализ, в котором раскрывается музыкальный язык произведения.
Учитель: в литургии утренние песнопения динамичные, с яркими тембровыми красками и контрастами, подчёркнутой ритмикой. Почему? Образ Веры, Надежды, Любви.
Рахманинов писал: «Я - русский композитор. И моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка-это плод моего характера, и поэтому это русская музыка »
Произведение было написано как протест против войны 1914г. Это позиция гражданина. Оно исполнялось только в духовных концертах, а в церкви впервые прозвучало лишь в 1957г. в Москве в Храме иконы «Всех скорбящих Радости». Исполнение было посвящено памяти С. В. Рахманинова и с тех пор каждый март повторяется.
Обобщение:
Что же сближает два произведения таких далёких и разных композиторов? Рахманинов «Всенощная» и Бах «Высокая месса»?
1. Оба произведения высокодуховные и возвышенные.
2. У обоих композиторов идея жизнеутверждающая!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.