Конспект урока по музыке 7 класс "Сюжеты и образы духовной музыки"

  • docx
  • 14.06.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Духовная музыка.docx

 

 

 

 

 

 

Конспект урока по музыке для 7 класса

по теме:

«Сюжеты и образы духовной музыки»









 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сюжеты и образы духовной музыки.

 

Цели урока: раскрыть сущность светской и духовной музыки; закрепить знания и понимание особенности музыки Баха;

сопоставить образы« Высокой мессы» Баха и образы «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.

 

Задачи:

Воспитательная:

Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.

Образовательные:

Обобщить знания о музыке И. С. Баха;

продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;

Познакомиться с «Всенощной» С. В. Рахманинова, с образом «Заутрени»;

Сопоставить произведений Баха и Рахманинова.

 

Ход урока:

Учитель Тема сегодняшнего урока «Сюжеты и образы духовной музыки». «Каждый человек,- писал священник Александр Мень,- даже если он не знает о Боге или отрицает Его - в глубине Души тянется к чему-то прекрасному, совершенному, что даёт смысл жизни, перед, чем можно преклоняться. Как свойственно людям дышать, мыслить, чувствовать, так свойственно им и верить в идеал. Убеждение в том, что есть нечто высшее, даёт нам силы существовать».

Слушаем 1 часть мессы «Kyrie, eleison» (Господи, помилуй) и анализируем прослушанное:

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы? Почему?

Какие знакомые вам приёмы музыкального развития использует композитор?

В каком жанре написана месса?

Учитель: Месса-это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения.

Слушаем №4 - «Gloria in excelsis Deo» (Слава в Вышних Богу)

Вопросы учителя:

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы?

Как музыка передаёт эти чувства?

Какие средства выразительности создают этот образ?

 

Дети говорят: Начало торжествующее и блестящее. Лёгкое и чёткое вступление труб, начинающих движение. Радость переходит в ликование, когда к оркестру присоединяется хор. Голоса переплетаются и создают особенный колорит праздника. Звучание мажорное.

Вывод:

Учитель: В чём драматургия развития идеи мессы?

Композитор показывает образную разность разных частей,

В этом заключается развитие образов, которое идёт от страдания к радости, от смерти к жизни.

2) В сопоставлении даётся музыка из «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова.

Учитель: Как вы думаете, эту музыку написал Бах?

(Звучит» Богородице, Дево, радуйся» из «Всенощной».)

Анализируем произведение. Эта музыка проникнута лирическим настроением и тихой молитвой.

Учитель: Написал её С.В. Рахманинов и это часть из «Всенощной»

Что происходит в Душе слушающего её человека?

Дети: она ощущает умиротворение, покой. Безмятежность.

Учитель: к кому в ней обращается человек?

Дети: к Богородице.

Учитель: Богослужение православной церкви совершается вечером в канун праздника. Состоит из двух частей: «Вечерни» и «Утрени». По правилам музыкальной драматургии развитие происходит, если есть в произведении контраст, т.е. сопоставление. Назовите:

Дети: Вечерняя -Утренняя. Ночь-день. Тьма-свет.

Учитель: А как в музыке показать этот контраст?

Дети: вечерняя ночная молитва. Образ тихого покаяния.

Учитель: Какая должна звучать музыка в утренней литургии?

Дети: яркая, мажорная.

Учитель: Слушаем «Хвалите Господа с небес»

Анализ, в котором раскрывается музыкальный язык произведения.

Учитель: в литургии утренние песнопения динамичные, с яркими тембровыми красками и контрастами, подчёркнутой ритмикой. Почему? Образ Веры, Надежды, Любви.

 

Рахманинов писал: «Я - русский композитор. И моя Родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка-это плод моего характера, и поэтому это русская музыка »

Произведение было написано как протест против войны 1914г. Это позиция гражданина. Оно исполнялось только в духовных концертах, а в церкви впервые прозвучало лишь в 1957г. в Москве в Храме иконы «Всех скорбящих Радости». Исполнение было посвящено памяти С. В. Рахманинова и с тех пор каждый март повторяется.

 

Обобщение:

Что же сближает два произведения таких далёких и разных композиторов? Рахманинов «Всенощная» и Бах «Высокая месса»?

1. Оба произведения высокодуховные и возвышенные.

2. У обоих композиторов идея жизнеутверждающая!