Конспект урока по музыке в 1 классе на тему : «Песни о Великой Отечественной войне» посвящённый 75-ти летию победы.
Оценка 4.7

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему : «Песни о Великой Отечественной войне» посвящённый 75-ти летию победы.

Оценка 4.7
Мероприятия +1
doc
воспитательная работа +1
1 кл—3 кл
26.02.2020
Конспект урока по музыке в 1 классе на тему : «Песни о Великой Отечественной войне» посвящённый  75-ти летию победы.
Конспект урока по музыке в 1 классе на тему : «Песни о Великой Отечественной войне» посвящённый 75-ти летию победы. Цели урока: Познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны. Песни: «Священная война» сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова; «Катюша» сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера; «День Победы» сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова.
Конспект урока.doc

 

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему : «Песни о Великой Отечественной войне» посвящённый

75-ти летию победы.

 

Цели урока:  Познакомить учащихся с произведениями искусства, созданными в годы Великой Отечественной войны. Песни: «Священная война» сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова; «Катюша»

сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера; «День Победы» сл. В.Харитонова,

муз. Д.Тухманова.

 

Задачи урока:

 

                                                        Дидактические:

  - Обучать детей высказываться о содержании прослушиваемых и рассматриваемых произведений искусства;

  - Закреплять умения и навыки, полученные ранее на уроках изобразительного искусства.

        

                                                          Развивающие:

  - Развитие у учащихся эмоционального восприятия музыки и произведений изобразительного искусства и адекватной реакции на события, воплощенные в них.

 

                                                      Воспитательные:

 - Воспитывать чувство гордости за людей, отстоявших Родину в годы Великой Отечественной войны;

 - Воспитывать умение выслушивать другого ученика и отвечать на поставленный вопрос.

 

                                                        Оборудование:

 

Компьютер, аудиозаписи песен Великой Отечественной войны; презентация с видеорядом по теме урока, портретами авторов песен.

 

Ход урока

 

1.Организационный момент.

 

Учитель: - Здравствуйте ребята! Садитесь.

В  природе  есть  солнце.

Оно светит и всех нас любит и греет.

Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс

 И не только обогреет нас, но и придаст сил,

Настроения и уверенности  в  музыкальных знаниях,

Так как мы начинаем урок музыки…

 

                         Распевка, дыхательные упражнения.

Учитель: 1.Ребята, предлагаю для начала распеться: А-а-а,  о-о-о,  и-и-и –поём, повторяя мелодию звуками за мной.

2.- Слоговая распевка :  ля-ля-ля, лю-лю-лю,  ли-ли-ли,  лэ-лэ-лэ (на мелодию песенки «В траве сидел кузнечик»)

 

Слайд № 1

 

2.Мотивация, постановка учебной задачи

 

- Учитель:  Сегодня у нас необычный урок. И посвящен он большому, радостному и одновременно со слезами на глазах празднику, который будет отмечать вся страна в начале мая.

 

- Учитель:  Какой это праздник? День Победы, 9 мая.

 

         Слайд № 2

 

- Учитель:  22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков. Завершилась война только через 4 года – 9 мая 1945года. Сегодня на уроке об этих страницах в истории нашей страны расскажут песни, созданные в годы войны и последующие десятилетия, нам надо запомнить эти произведения и постараться понять их содержание.

В этом году вся наша большая страна  празднует юбилей Победы над фашистами. Кто скажет, сколько лет уже прошло со времен того великого дня? (Ответ: 75 лет)

- Это событие грандиозное и очень важное для каждого из нас. День великой Победы напоминает нам о том, как преданно и самоотверженно сражались за свою Родину наши деды, прадеды и прапрадеды.

 

3.Изучение нового материала.

 

- Учитель:   Немалую роль в достижении Победы, сыграли деятели науки и искусства. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Было создано большое количество песен, которые помнят и любят и в наши дни. 

Все песни написанные в годы тяжелых испытаний разные по своей манере, они наполняли жизнь людей, звали весь народ к борьбе во имя победы, позволяли вспомнить о семье и т.д.

 

- Учитель:  Как вы считаете – нужны ли были эти песни на войне?

Ответы учащихся.

 

Вывод:   Песни военных  лет… сколько их, прекрасных и незабываемых. Есть в них и горечь отступлений в первые месяцы войны и радость возвращения   

к  своим  близким, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах пехотинцев, летчиков, танкистов, неутихающее волнение и восторг Победы.

 

         Слайд № 3

 

Учитель: От песни сердцу  было тесно:

Она вела на смертный бой.

Чтобы громить врага под эту песню,

Спасая Родину – собой!

Учитель: Песни – как люди: у каждой своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет. Другие долго живут и не старятся.

Я начну свой рассказ, пожалуй, об одной из самых знаменитых песен тех времен.

Учитель: Давайте послушаем песню «Священная война» сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова.

Подумайте, каков характер песни?

Учитель: Ребята я вас попрошу встать и во время прослушивания песни хотелось бы посмотреть на вашу реакцию.

             (Слушание)

Слайд № 4

Слайд № 5

Слайд № 6

Слайд № 7

Слайд № 8

 

Учитель: 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами:

«Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…»

         Стихотворный текст был написан в первый же день Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года.

         Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил: «Будем изучать новую песню - «Священная война».

         Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты.   Печатать -  не было времени! А певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером – премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

         Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал.

         С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда звучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна.  На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже видны слезы на глазах…

Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

         - Песня «Священная война» стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Люди, взволнованные и потрясенные, уносили в своих сердцах эту мужественную, суровую, справедливую музыку.

 

- Учитель: Каков характер песни? Выберите слова, наиболее ярко характеризующие эту песню.

         Слайд № 9

На слайде презентации опорные слова:

- Грозная

- Мужественная

- Суровая

- Призывная

 

- Учитель:  Какие чувства пробуждают ее мелодия, ритм? (Гордость за свою Родину, придает уверенность в Победе).

- Какие чувства людей выражает эта песня? (Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу).

 

- Учитель:  Строга, исполнена благородной ярости мелодия песни, упруг и энергичен маршевый ритм. Хор поет песню сурово, мужественно, произносит слова твердо и решительно. Песня звучит, как клятва.

 

         Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Каждое утро после боя курантов она звучала по радио.

 

4.Физминутка.

«Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).
Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук. 
Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу. 
На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд. 
Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд. 
Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу. 
А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом. 

 

- Учитель:  Отдохнули. Продолжим. Казалось, что среди грохота сражений, небывалых еще в истории войн, могут звучать лишь боевые песни да марши.  Однако, уже с первых дней войны, стало слышно, что рядом со  строками «Идет война народная, священная война» в солдатском сердце теплятся тихие слова лирических песен. Одна из самых любимых песен военных лет -  «Катюша».

Однажды известный поэт Михаил Исаковский, автор уже всенародно любимых песен, сочинил четверостишие:

 

Учитель: Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша

На высокий берег  на крутой.

 

         Учитель: А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потом отложил листок в сторонку, как говорится в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки.

         Вскоре у поэта состоялось знакомство с М. И. Блантером, которому он и рассказал про это стихотворение. Как Матвей Блантер взял листок с четверостишием, так сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений; берег, на Берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам.

         Стал тогда композитор просить поэта, чтоб дописывал текст песни

поскорее.  Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала. Премьера ее состоялась не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов. По воспоминаниям М. И. Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов.

Слайд №10

 

Слушание песни «Катюша»

Учитель: Давайте стоя послушаем эту песню.

Учитель: Подумайте, какие чувства у бойцов и слушателей вызывала эта песня?

- Учитель:  Каков ее характер?

 

Слайд № 11

Слайд № 12

 

         Учитель: Песня стала событием в музыкальной жизни. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

         В годы войны «Катюша» представилась в новом качестве, она «Запела» орудийными залпами. Красивым именем «Катюша» окрестили оружие, наводившее ужас на врага.

 

         Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими земляками, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Федорова. Всю войну прошли «Катюши», «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты. И сочинили свои продолжения песни.

 

- Учитель: Какие чувства у бойцов и слушателей вызывала эта песня?

- Каков ее характер?

        

         Слайд № 13

Учитель: На слайде презентации опорные слова:

- Радость, улыбки

- Бодрое настроение

- Уверенность

- Праздник

 

Вывод: Да, песня «Катюша», с ее бодрым маршево – танцевальным ритмом, чувством уверенности пробуждала надежду: все беды пройдут, страшная война закончится и воины встретят своих жен, невест, а матери и отцы обязательно погуляют на свадьбах и дождутся внуков!

         Отгремела война, а песню все поют на разных языках.  Незабываемая она оказалась, не зря покоя не давала авторам, пока сочиняли ее.

         Песня эта служила своеобразным паролем молодёжи всего мира на международных фестивалях, а к прошедшему летом 1985 года в Москве XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная,  весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучем именем Катюша. Подобно знаменитому олимпийскому медвежонку она стала известной всей планете. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.

- Учитель:  Ребята, как вы считаете, а сегодня какая самая знаменитая песня о войне и победе?

- Конечно, это песня «День Победы»

 

         Слайд № 14

 

Учитель: Главная песня Победы родилась через 30 лет после завершения войны. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30- летию великой даты. Страна готовилась к 30-летию Победы, и в Союзе композиторов был объявлен конкурс на лучшую песню о войне. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией, ее даже назвали «цыганской». В результате песня была запрещена. Песню не пропустили в эфир – ни на радио, ни на телевидение.

          

         Лишь в ноябре 1975 года в концерте, посвященном Дню милиции, Лев Лещенко (фактически обманув телевизионное руководство) исполнил «День Победы» в прямом эфире.

 

Слушание песни «День Победы»

Учитель: Давайте прослушаем эту песню стоя.

И подумайте, какие чувства вызвала у вас эта песня?

- Что за картины вы услышали и увидели в музыке песни?

 

         Слайд № 15

         Слайд № 16

         Слайд № 16

         Слайд № 17

         Слайд № 18

         Слайд № 19

         Слайд № 20

 

   Учитель: После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных дней.  Публика сразу приняла песню, и «День Победы» был исполнен еще раз – на «бис».  После чего эту песню стала петь вся страна.

 

- Учитель: Какие чувства вызвала у вас эта песня?

- Что за картины вы услышали и увидели в музыке песни?

- Давайте подведем итог нашим размышлениям.

 Чем стали военные песни для народа?

 

Слайд № 21

 

Вывод:  Песни военных лет!.. от самых первых залпов и выстрелов и до победного майского салюта, через всю войну прошагали они в боевом солдатском строю. Для тех, кто прошел и пережил войну, песни эти сродни позывным из той незабываемой далекой поры.  Стоит раздаться звукам одной из них, и распрямляются плечи, исчезают морщины на лицах людей, загораются задорным блеском или наполняются глубоким раздумьем глаза.

 

5. Подведение итогов урока

 

- Учитель: С какими произведениями искусства мы познакомились на уроке?

- Какие песни понравились и запомнились больше всего?

- Какие чувства они у вас вызвали?

 

   Учитель: Я очень надеюсь на то, что вам стал ближе праздник Великой Победы. И встретив в эти праздничные дни на улице ветерана, вы подойдете к нему, поздравите и скажете такое простое и важное слово: «Спасибо!»

 

10. Домашнее задание

 

- Подготовить рассказ об одной из  песен о Великой Отечественной войне  (историю ее создания).

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Конспект урока по музыке в 1 классе на тему : «Песни о

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему : «Песни о

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет

В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет

Учитель: Немалую роль в достижении

Учитель: Немалую роль в достижении

Учитель: 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение

Учитель: 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение

Какие чувства людей выражает эта песня? (Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу)

Какие чувства людей выражает эта песня? (Возмущение, гнев, месть, ненависть к врагу)

Вскоре у поэта состоялось знакомство с

Вскоре у поэта состоялось знакомство с

Уверенность - Праздник

Уверенность - Праздник

Слайд № 15 Слайд № 16

Слайд № 15 Слайд № 16

Подготовить рассказ об одной из песен о

Подготовить рассказ об одной из песен о
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2020