Конспект
всероссийского открытого урока
«По основам безопасности жизнедеятельности»
Составила:
Литвинова Юлия Владимировна
г. Свердловск
2024
Конспект
всероссийского открытого урока
«По основам безопасности жизнедеятельности»
Тема: основы безопасности и жизнедеятельности
Цель: пропаганда социальной значимости курса «Основы безопасности жизнедеятельности», поднятие его престижа.
Задачи:
Образовательные:
ü углубить и повторить знания обучающихся по основам безопасности и жизнедеятельности.
Развивающие:
ü развивать умственную деятельность (способность делать выводы, рассуждать, вести дискуссию), мышление, речь, умение не теряться в экстремальных ситуациях.
Воспитательные:
ü воспитывать чувство ответственности за собственную жизнь и за жизнь других людей.
Оборудование:
ü проектор;
ü компьютер;
ü экран;
Материал:
ü презентация к уроку;
ü фильмы «Чрезвычайные ситуации», «Как выжить в экстремальной ситуации?»;
ü карточки с заданиями для викторины «Экстремальная ситуация»;
ü фишки для правильных ответов;
ü медали «Служба спасения».
Тип занятия: открытый урок по ОБЖ
Участники занятия: обучающиеся 5-9 классов
Продолжительность: 40 минут
Место проведения: актовый зал
Основные понятия и термины:
ü Террористический акт - (сокращённо теракт) — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
ü Экстремальные ситуации - это обстановка, возникающая в природе или в процессе деятельности человека, при которой психофизиологические параметры могут превысить пределы компенсации организма, что приводит к нарушению безопасности жизнедеятельности человека.
ü Природные бедствия - процесс значительного масштаба, в результате которого может возникнуть или возникла угроза жизни и здоровью людей и животных, произойти разрушение или уничтожение материальных ценностей и компонентов окружающей природной среды.
ü Техногенная катастрофа - крупная авария на техническом объекте, влекущая за собой массовую гибель людей и/или экологическую катастрофу.
ü МЧС - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
План урока:
I. Организационный момент
II. Просмотр фильмов «Чрезвычайные ситуации», «Как выжить в экстремальной ситуации?»
III. Викторина: «Экстремальная ситуация»:
ü Правила пожарной безопасности.
ü Правила поведения в чрезвычайных ситуациях.
ü Правила безопасного поведения в быту.
IV. Подведение итогов (рефлексия).
Ход урока
I. Организационный момент
Педагог:
Здравствуйте, ребята. Сегодня, в общеобразовательных учреждениях всех субъектах Российской Федерации проходят Всероссийские открытые уроки по «Основам безопасности жизнедеятельности».
· Как расшифруем ОБЖ? (Ответы обучающихся).
· Что значит «Основы безопасности жизнедеятельности"? (Ответы обучающихся).
Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока и прочитаем:
Пред бедой не теряйся, будь смелым,
Подави страх невольный в душе.
Чтобы грамотно браться за дело,
Юный друг, изучай ОБЖ!
Это урок, направленный на подготовку обучающихся к действиям в условиях различного рода экстремальных и опасных ситуациях.
Сегодня мы собрались для очень важного и интересного разговора. Каждое утро человек выходит из дома и попадает в огромный мир, в котором может произойти все что угодно, начиная от ушиба и заканчивая террористическим актом. Эти неприятности получили название экстремальных ситуаций. Экстремальный - значит трудный, сложный. Экстремальные ситуации - значит сложные, трудные, неприятные ситуации, в которых может оказаться человек.
Как же выживать в этом мире, как быстро и правильно принимать решения, куда обращаться за помощью? (Показывает на доску, где записаны телефоны служб.)
Ответы обучающихся.
Педагог:
Современный мир, природа и развивающиеся технологии все чаще бросают нам вызов в виде природных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В нашей стране существует мощная структура - МЧС России, готовая действовать в сложной обстановке чрезвычайных ситуаций различного характера. И ее сила заключается не только в современном высокотехнологичном оборудовании, но и в кадровом потенциале. В МЧС России работают подготовленные сотрудники, искренне любящие свое дело. Их знают и уважают во всем мире – наша страна не оставляет без внимания и помощи ни одну чрезвычайную ситуацию на планете.
II. Просмотр фильмов «Чрезвычайные ситуации», «Как выжить в экстремальной ситуации?»
Педагог:
Но впервые минуты после происшествия каждый человек может сам стать для себя службой спасения. А если он сможет спасти себя, он сможет оказать помощь и другим людям. А значит, сможет стать спасателем.
III. Викторина: «Экстремальная ситуация»
Педагог:
Викторина будет включать три этапа. За каждый правильный ответ вы будите получать фишки. Кто больше наберет фишек, тот и будет нашей «Службой спасения». А за правильностью ответов в нашей викторине будут следит эксперты (учителя).
I ЭТАП
ПРАВИЛА ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
№ п/п |
Вопросы |
Ответы |
1. |
Какой номер вызова пожарных и спасателей и как правильно следует сообщить о происшествии? |
01 - при этом необходимо назвать точный адрес, что случилось, свою фамилию, имя и отчество. |
2. |
Почему на чердаке дымоходы должны быть всегда побелены? |
На побеленной поверхности дымоходов легче обнаружить трещины и щели, через которые огонь может проникнуть на чердак, по обнаружению таковых, необходимо заделать изъяны глиняным, песчаным раствором и побелить. |
3. |
Какие правила надо соблюдать, чтобы не допустить возникновения пожара при топке печей? |
Нельзя растапливать дрова в печи бензином, керосином и другими огнеопасными жидкостями, топить печь с открытыми топочными дверцами, сушить дрова и другие горючие материалы на печах или около них, топить неисправные печи и главное, поручать топку печей малолетним детям. |
4. |
Можно ли открывать окна и двери в доме или квартире во время пожара? |
Нельзя, т.к. через открытые оконные и дверные проемы в помещение будет поступать кислород, что способствует усилению горения. |
5. |
Если в квартире произошла утечка газа, можно ли включать свет? |
Нельзя. При включении или выключении выключателя или штепсельной розетки может возникнуть искрение между контактами и произойти взрыв газа. |
6. |
Почему в учреждениях выходы из помещений устраиваются, открывающимися наружу? |
Чтобы в случае возникновения пожара двери не стали препятствием для эвакуации людей. |
7. |
Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при разведении костра в лесу? |
Очистить от сгораемых предметов площадку для костра, окопать ее. Перед уходом из леса угли следует залить водой, либо засыпать землей. |
8. |
Как тушить загоревшуюся на человеке (на самом себе) одежду? |
Повалить человека на землю и накрыть плотной тканью, но не с головой. Упасть, кататься по земле (полу), плотно прижимаясь горящими участками одежды к земле. |
9. |
Какими средствами пожаротушения должен быть обеспечен каждый дом или квартира? |
В каждой квартире обязательно должен быть огнетушитель и специально оборудованный шкаф со шлангом (15м) для тушения пожара. Возле частного дома дополнительно должна находиться емкость с водой не менее чем на 200л (в летний период). |
10. |
Что необходимо сделать при уходе из квартиры (дома), чтобы не допустить пожар? |
Выключить электроприборы, газ, свет, закрыть окна, двери смежных комнат, убрать спички от детей. |
11. |
Какие правила пожарной безопасности нужно соблюдать при устройстве новогодней елки? |
Нельзя применять свечи, бенгальские огни, хлопушки. Нельзя делать костюмы из ваты, марли, бумаги, непропитанные огнезащитным составом |
12. |
Какие меры нужно принять, чтобы не допустить пожар из-за шалости детей с огнем? |
Следить, чтобы дети не играли со спичками, не включали электроприборы, не разводили костры. |
13. |
Как выйти из помещения, заполненного дымом? |
Ползком, закрыв лицо мокрым платком, ползти вдоль стены. |
14. |
Каковы ваши действия при загорании телевизора? |
Сообщить в пожарную охрану. Выключить из розетки и тушить подручными средствами порошковый или углекислотный огнетушитель, кошма или плотное шерстяное одеяло, песок, земля из цветочного горшка. |
15. |
Назовите основные причины пожаров в быту? |
Неосторожное обращение с огнем, в т.ч. при курении, короткое замыкание электропроводки, оставленные включенными в сеть электроприборы, неисправность печного отопления, детская шалость, поджоги. |
16. |
Что делать, если лестница в многоэтажном доме задымлена? |
Лучше оставаться в квартире, сообщить в пожарно-спасательную службу по телефону «01» и ждать приезда пожарных. Следует намочить тряпки, полотенца, простыни, плотно прикрыв двери, постараться, как можно тщательнее заткнуть щели между дверью и косяком, также следует поливать водой и саму входную дверь. Дышать в задымленном помещении необходимо через мокрую ткань (платок, марлевую, многослойную повязку). Выйти на балкон, плотно закрыть за собой дверь. ЗАПРЕЩАЕТСЯ: Пользоваться лифтом, пытаться спуститься самостоятельно по лестничным маршам, по веревкам или простыням. |
№ п/п |
Вопросы |
Ответы |
1. |
Какой основной сигнал оповещения Гражданской обороны Вы знаете?
|
Основной сигнал оповещения Гражданской обороны «Внимание всем!».
|
2. |
Назовите порядок подачи сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!» |
Подается для предупреждения населения о непосредственной угрозе нападения противника или заражения. Сигнал доводится до населения при помощи сирен непрерывного звучания в течение 3 минут, повторяется несколько раз и дублируется гудками на предприятиях, транспортом. |
3. |
Что нужно сделать при получении сигнала Гражданской обороны «Внимание всем!»? |
Включить радио - и телевизионные приемники и прослушать информацию. |
4. |
При необходимости эвакуации следует… |
Собрать в сумку документы, деньги, ценности, предметы первой необходимости; приготовить запас консервированных и сухих продуктов, воды; закрыть окна, перекрыть газ, воду отключить электроэнергию, закрыть за собой дверь. |
5. |
Назовите ваши действия, если Вы оказались в заложниках? |
Главное не конфликтовать, постараюсь установить нормальные отношения, ограничу свои движения, на всякое действие буду спрашивать разрешение, попытаюсь запомнить максимум информации о захватчиках, использую любую возможность для спасения, но только в том случае, если буду уверен в успехе. |
6. |
Что нужно сделать в случае химических ожогов кожи? |
При поражениях любой агрессивной жидкостью (кислотой, щелочью, растворителем, спецтопливом, маслами и т.п.) – необходимо промывать под струей холодной воды до прибытия «Скорой помощи». |
7. |
Если вы обнаружили подозрительный предмет? |
Заметив взрывоопасный предмет, а также подозрительные предметы, не подходите близко к ним, позовите людей и попросите немедленно сообщить о находке в милицию. |
8. |
Какие вы знаете естественные безопасные укрытия на улице и относительно безопасные места в доме? |
На улице: овраг, яма, ров, канава, кювет дороги. Дома: ниши стен, дверные проемы, встроенные шкафы. |
9. |
Во время урагана, бури, смерча вы оказались на улице…. |
Находись в удалении от зданий; найди естественное укрытие, ляг на землю и прижмись, закрой голову руками; жди снижения порыва ветра и быстро перейди в более надежное укрытие Нельзя подходить ближе, чем на 5 метров |
III ЭТАП
ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ
№ п/п |
Вопросы |
Ответы |
1. |
Как избежать отравлений препаратами бытовой химии? |
Никогда не пользоваться незнакомыми препаратами бытовой химии; не пить жидкости из незнакомых бутылок и банок, особенно если они стоят на полу или в «укромном месте»; не пользоваться спичками рядом с банками или бутылками с резким запахом, не распылять содержимое аэрозольных баллончиков вблизи открытого огня, хранить химические вещества в закрывающихся шкафчиках. |
2. |
Вы разбили в комнате градусник. Что сделать, чтобы ртуть не причинила вреда вашему здоровью? |
Открою окна и двери, чтобы проветрить помещение. С помощью резиновой груши соберу ртутные шарики в банку с водой, закрою плотной крышкой. Обработаю поверхность 5% раствором марганцовки. Ртуть сдам в штаб Гражданской обороны. |
3. |
Чем опасна ртуть? |
Очень токсична. Пары ртути вызывают у людей острые отравления. Особенно усиливается опасность, когда увеличивается площадь испарения (при растирании ее по поверхности или когда множество мелких капелек забивается в щели и другие углубления). |
Педагог:
Спасибо за правильные ответы. Наш урок подходит к концу. Я прошу «экспертов» подсчитать, кто больше набрал фишек, станет нашей Службой спасения (Эксперты объявляют результаты).
Педагог:
Итак, сегодня у нас был трудный час - час экстремальных ситуаций. И победитель получает медаль и звание - «Служба спасения».
III. Подведение итогов (рефлексия)
Педагог:
Понравился ли вам наша викторина? Какие моменты викторины вызвали у вас положительные чувства, какие не понравились?
· Давайте, ребята, вернёмся к эпиграфу урока и прочитаем.
· Что такое ОБЖ?
· Зачем изучать ОБЖ?
· О чём ещё вы хотели бы узнать?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.