Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск
«Центр развития ребенка - детский сад №90»
Проект
«Азбука здоровья»
в средней группе №5
долгосрочный
Авторы проекта: воспитатель Евачева Т.Н.
Саранск, 2024-2025 учебный год.
Цель проекта:
Создание условий для полноценного сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ и семьи
Задачи проекта:
обучающие:
· Создать условия для психологического комфорта и сохранения здоровья детей старшего дошкольного возраста;
развивающие:
· Развивать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания;
воспитательные:
· формировать положительное отношение к занятиям физкультурой;
· воспитывать у детей желания быть здоровыми
· воспитывать отзывчивость, доброжелательность.
Проблема:
Высокая заболеваемость детей в среднем дошкольном возрасте, а также низкая активность родителей в вопросах здоровьесбережения, воспитания и обучения детей. Дошкольники наиболее подвержены риску заражения распространёнными простудными заболеваниями. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.
Актуальность:
Старший дошкольный возраст - самое благоприятное время для воспитания у ребенка основ двигательной активности, закаливания, привычки к правильному питанию, соблюдению культурно-гигиенических навыков, потребности в получении положительных эмоций, то есть основ здорового образа жизни.
В условиях современности большое внимание уделяется качеству образования, которое зависит от здоровья детей, именно здоровый ребенок способен полноценно развиваться. Поэтому так важно прививать стремление к здоровому образу жизни у детей со старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития организма ребенка, когда активно формируются разнообразные умения и навыки детей. Именно в этот возрастной период закладываются основы здоровья человека, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
Стремление снизить повреждающее влияние на здоровье детей климатическими факторами, которые ведут к снижению физической и умственной работоспособности, обострению заболеваний у детей, проживающих в сложных климатических условиях в сравнении с их сверстниками из более благоприятных районов, заставляет отнестись к проблеме очень серьёзно.
В семьях наших воспитанников часто нарушается режим дня в выходные и праздничные дни, большинства детей не имеют дневного сна, сокращается ночной сон, в связи с просмотром телепередач, компьютерными играми, что создает предпосылки к перенапряжению нервной системы ребенка, а хроническое недосыпание отрицательно влияет на его физическое и психическое развитие.
Родители одевают детей, не учитывая погодные условия, что также плохо сказывается на здоровье организма малышей.
Вышеперечисленные причины показывают актуальность проблемы в укреплении здоровья детей в группе, а также активизации работы по взаимодействию с родителями в данном направлении.
Для решения выявленных проблем и с целью сохранения и укрепления здоровья детей, привлечения их внимания к игровым ситуациям, связанным со здоровьем, развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания, в группе возникла идея создать долгосрочный проект «Здоровая семья- здоровый малыш»
1.этап Организационный.
1. Изучение методической литературы по теме проекта. Повысить уровень компетентности по теме.
2. Составление тематического планирования мероприятий с детьми, родителями.
3.Подготовка атрибутов для упражнений, игр, занятий.
4.Анкетирование родителей.
5.Заинтересовать родителей в реализации проекта, создать условия для реализации проекта.
6.Разработка мероприятий в рамках реализации проекта.
2. этап. Планирование деятельности
1.Проведение мероприятий по плану проекта. Проведение занятий по здоровьесбережению.
2.Проведение развлечений и досугов.
3.Подготовка информации для родителей. Проведение консультаций с родителями.
3.этап Заключительный
1.Обобщение материалов проекта.
2.Создание лепбука ЗОЖ
3.Ожидаемый результат
обучающие: у детей развит интерес к практическим занятиям по сохранению здоровья.
развивающие: у детей сформированы практические навыки по выполнению упражнений для сохранения здоровья.
воспитательные: у детей и родителей сформировано положительное отношение к теме проекта.
4. Паутинка проекта
5.План осуществления проекта.
Октябрь |
||||
Недели |
Совместная работа педагогов с детьми |
Работа с родителями. |
Совместная работа родителей с детьми |
|
1 |
Беседа «Я и моё здоровье». Д/и: «Кому что нужно» Дыхат.гим-ка «Маятник» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Утка и кот» Упражнения на расслабление мышц рук: «Лимон» |
Анкетирование Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми. |
Игровые упражнения по укреплению здоровья |
|
2 |
Беседа «Правила здоровья». Д/и: «Оденем куклу на прогулку». Дыхат.гим-ка «Лесник» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Дождик» Упражнения на расслабление мышц рук: «Пара» |
Консультация «Профилактика простудных заболеваний» |
Упражнения с предметами: с платочками и дорожками |
|
3 |
Д/и: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Разложи картинки по порядку». Чтение х/л: Сапгир «Будьте здоровы» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Чтобы не зевать от скуки»
|
Рекомендации для родителей «Режим дня как средство воспитания здорового ребенка» |
Упражнения с предметами: с мелкими предметами.
|
|
4 |
Упражнения на расслабление мышц рук: «Вибрация» Дыхат.гим-ка: «Задуй свечу». Беседа «Ребёнок и здоровье». Упражнение «Лимон» для релаксации мышц рук. |
Консультация: «Формирование физического, психического здоровья ребёнка»; |
Упражнения с предметами, ходьба босиком.
|
|
Ноябрь |
||||
1 |
Д/и: «Азбука здоровья» Чтение х/л: В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» Самомассаж. Для массажа рук:Домик едет по тропинке- объезжает все тропинки. |
Консультация «Формы работы с детьми» |
Упражнения с предметами: катание палки, мяча.
|
|
2 |
Дыхат.гим-ка: «Ёжик» Д/и: «Четвёртый лишний». Игра на имитацию «правила гигиены». Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Летели утки»
|
Памятка «Для чего человеку движение?»
|
Упражнения с предметами: перекладывание мелких предметов. |
|
3 |
Беседа об органах чувств и их значении в жизни человека – «Изучаем свой организм», «Где прячется здоровье»; Чтение х/л: К. Железнов «Здоровый образ жизни» Дыхат.гим-ка «Полное дыхание». Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Гусь»
|
папка-передвижка «Защищаем зрение» |
Упражнения с предметами: с мелкими предметами и бумагой (сминание).
|
|
4 |
Дыхат.гим-ка: «Ушки» Д/и: «Разложи картинки по порядку». Дыхат.гим-ка: «Комарики» «Надо, надо умываться по утрам и вечерам» (театр на фланелеграфе);
|
Консультация для родителей «Закаливание детей в домашних условиях» |
Упражнения с предметами: катание палки, мяча.
|
|
Декабрь |
||||
1 |
Беседа на прогулке на темы: «Что у меня внутри?», «Зачем нужно питаться, двигаться, трудиться?», «Если хочешь быть здоров»; Чтение х/л: В. Солоухин «Здравствуйте!» Д/и: «Ёжики» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Наши ушки»
|
Изготовление массажных дорожек. |
Упражнения с предметами: спрыгивание со скамьи на мягкое покрытие.
|
|
2 |
Дыхат. гим-ка «Как гуси шипят» Д/и: «Подбери предметы" Д/и: «Пищевое лото» Упражнения на расслабление мышц ног: «Палуба» |
памятка для родителей «Обувь дошкольника и здоровье» |
Упражнения с предметами: лазанье по лестнице.
|
|
3 |
Беседа «Витамины и здоровье» Чтение х/л: Михалков, «Чудесные таблетки» Д/и: «Как вырасти здоровым» Дыхат. гим-ка: «Качалки». «Ёлочка растёт» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Кто пасется на лугу»
|
Изготовление нестандартного оборудования |
Пальчиковая гимнастика для рук |
|
4 |
Чтение х/л: Г. Сенченко «Все мы скажем, не т простуде» Д/и: «Где живёт витаминка» Дыхат. гим-ка6 «Зайчик» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Божьи коровки»
|
Консультация «Здоровье в порядке спасибо зарядке». |
Упражнения с предметами: катание палки, мяча.
|
|
Январь |
||||
1 |
Беседа «Витамины я люблю – быть здоровым я хочу» Чтение х/л: К. Чуковский «Айболит» Д/и: «Дерево здоровья» Дыхат.гим-ка: «Гребцы» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Черепаха»
|
Консультация "Самомассаж и закаливание стоп у детей в домашних условиях". |
Упражнения с предметами: с платочками и дорожками |
|
2 |
Чтение х/л: Г. Немкина, М.Савки «История феи Витаминки» Д/и: «Часы здоровья», «Будь здоров» Дыхат.гим-ка: «Ветер», «Аромат цветов» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Ириски от киски» Упражнения на расслабление мышц ног: «Слон»
|
Фото – конкурс «Питание и здоровье». |
|
|
3 |
Беседа «Полезные продукты» Чтение х/л: Л. Скрепцова, А.Лопатина «Сказочный справочник здоровья» (Сказки о фруктах и ягодах) Д/и: «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек» Дыхат.гим-ка: «Лягушка» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Наши глазки»
|
Сбор бросового материала (крышки от пластмассовых бутылок) для изготовления массажных ковриков. |
Упражнения с предметами: с мелкими предметами.
|
|
4 |
Беседа «Вредные продукты» Чтение х/л: Л. Скрепцова, А.Лопатина «Сказочный справочник здоровья» (Сказки об овощах) Д/и: «Полезные и вредные продукты», «Назови правильно. Дыхат.гим-ка: «Поднимаем кирпичи», «Белим потолок»
|
Консультация «Игры для укрепления здоровья детей» |
Пальчиковая гимнастика для ног |
|
Февраль |
||||
1 |
Чтение х/л: А. Барто «Всё на всех» Д/и: «Узнай и назови овощи», « Полезные и вредные еда» Дыхат.гим-ка: «Красим пол», «Глоток воздуха» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Пироги» Упражнения на расслабление всего организма: «Снежная баба»
|
Консультация «Как не пропустить развитие плоскостопия у ребенка |
Фотоколлаж «Массаж это здорово» |
|
2 |
Беседа «Что такое гигиена?» Чтение х/л: Г. Ладонщиков «Я под краном руки мыла» Д/и: «Помой кукле руки» Дыхат.гим-ка: «Какое море большее» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Вот какая борода»
|
Памятка «Что нужно делать чтобы быть здоровым»
|
Пальчиковая гимнастика для ног |
|
3 |
Беседа «Здоровье и личная гигиена» Чтение х/л: Чуковский «Мойдодыр» Д/и: «Подбери картинки», «Правила гигиены» Дыхат.гим-ка: «Створки раковины открываются», «Пловцы» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Вот какая тучка»
|
Консультация : «Здоровье детей в ваших руках»
|
Катание по ковру массажных мячиков. |
|
4 |
Беседа «Правила личной гигиены» Чтение х/л: А. Барто «Что лучше?», Д/и: «Сделаем куклам новые причёски», «Подбери пару» Дыхат.гим-ка: «Дельфины плывут» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Белый мельник»
|
Папки – раскладушки: «Спорт и физические нагрузки»
|
Упражнения с предметами: катание палки, мяча.
|
|
Март |
||||
1 |
Д/и:«Таня простудилась» Дыхат.гим-ка: «Чайки ловят рыбу» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Лиса» Упражнения на расслабление всего организма: «Птички»
|
Консультация: «Как сохранить осанку»,
|
Катание по ковру массажных мячиков. |
|
2 |
Беседа: «Тело человека» Чтение х/л: Детские энциклопедии, «Тело человека» М. Ефремова Д/и: «Угадай по запаху», «Кто я такой» Дыхат.гим-ка: «Акула», «Волны шипят» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Солнышко»
|
Памятка «Босохождение – элемент закаливания организма |
Упражнения с предметами: с платочками и дорожками |
|
3 |
Беседа: «Сердце — наш мотор» Чтение х/л: С.Михалков «Тридцать шесть и пять» Д/и: «Ты моя частичка», «Игра с микрофоном» Дыхат.гим-ка: «Сон на берегу» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Бабочка»
|
Памятка «Правила закаливания» |
Катание по ковру массажных мячиков. |
|
4 |
Беседа: «Беседа «Зубы — самые твердые части тела Чтение х/л: И. Туричин «Человек заболел» Д/и: «Что ты знаешь», «Сложи картинку» Дыхат.гим-ка: «Волк», «Олень» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Наши ножки»
|
Консультация «Значение режима дня в жизни ребенка» |
Упражнения с предметами: с мелкими предметами.
|
|
Апрель |
||||
1 |
Беседа: «Шаги воздуха в организме» Чтение х/л: М. Ефремова «Тело человека» Д/и: «Весёлый человек», « Угадай по звуку» Дыхат.гим-ка: «Слон» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Самолет» Упражнения на расслабление всего организма: «Тишина»
|
Консультация: «Игры, которые лечат»,
|
Катание по ковру массажных мячиков. |
|
2 |
Беседа: «Здоровье в порядке — спасибо зарядке» Чтение х/л: Н.Забила «Ребята! На лыжи» Д/и: «Спорт наш друг», «Найди и назови» Дыхат.гим-ка: «Змея» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Зайка»
|
Папка-передвижка «Плоскостопие. Что делать если у ребенка плоскостопие?» |
Овладение техникой массажа по укреплению стопы. |
|
3 |
Беседа: «Движение — существенный признак жизни» Чтение х/л: С. Михалков «как друзья познаются» Д/и: «Спортивная мозаика» Дыхат.гим-ка: «Крокодил» Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Медведь»
|
Оформление стенда для родителей «Прогулка босиком. Полезно или вредно?»
|
«Я спортивный волонтер» - папы проводят комплекс упражнений с детьми |
|
4 |
Беседа: «Как я буду заботиться о своем здоровье» Д/и: «Назови вид спорта» Дыхат.гим-ка: Упражнение на расслабление. Массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний «Дождь» Упражнения на расслабление всего организма: «Травинка на ветру»
|
Спортивный досуг «Вместе весело шагать». |
Катание по ковру массажных мячиков. |
|
6.Ожидаемый результат.
· Дети демонстрируют элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: пользе закаливания, утренней зарядки и физических упражнений;
· Дети знают и выполняют упражнения, способствующие укреплению мышц, организуют подвижные игры в самостоятельной деятельности;
· Родители знают и соблюдают гигиенические требования, применяют в домашних условиях упражнения для укрепления здоровья.
·
В
группе созданы условия для укрепления здоровья детей: пополнен нестандартным
оборудованием
7.Продукт проекта
· «Укрепляем ножки» - картотека упражнений и игр по формированию ЗОЖ.
· Сценарий детско-родительского досуга «Вместе весело шагать».
· Конспект беседы с детьми «Что такое здоровье».
· Нестандартное оборудование для укрепления здоровья .
· Лепбук «ЗОЖ».
· Консультация для родителей «Формирование здорового образа жизни у дошкольников»
· Фото-отчет о реализации проекта на сайте МАДОУ.
8. Диагностика детей на начало работы по проекту.
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Способность выполнять общеразвивающие упражнения с предметами и без них. |
Способность выполнять упражнения, формирующие осанку. |
Уровень вовлеченности в спортивных и подвижных играх; |
Уровень сформированности знаний о значении упражнений для стопы, технике безопасности, при их выполнении. |
Быстрая утомляемость. |
Итог |
1 |
Абдуллов Умар |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
2 |
Алексанина Влада |
1 |
2 |
1 |
1 |
1 |
6 |
3 |
Александрин Максим |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
7 |
4 |
Алукаева Айша |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
5 |
Арбузов Марк |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
6 |
Каменщиков Давид |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
7 |
Карпушкина Евгения |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
8 |
Кашин Матвей |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
9 |
Кедярова Виктория |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
11 |
10 |
Кочетков Дмитрий |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
11 |
Маслова София |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
8 |
12 |
Мещеряков Миша |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
13 |
Муртазин Тимур |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
14 |
Надякина Вика |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
15 |
Немцев Илья |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
8 |
16 |
Ромашкин Павел |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
17 |
Савкина Анастасия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
18 |
Спирина Эмилия |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
19 |
Стешин Марк |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
20 |
Тулябаев Данияр |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
10 |
21 |
Фадеев Даниил |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
7 |
22 |
Фентисова Ева |
2 |
2 |
3 |
3 |
2 |
12 |
23 |
Филиппов Антон |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
Низкий -10 чел; средний -11 чел.; высокий- 2 чел
.
Мониторинг реализации проекта детей средней группы №5
на начало 2024-2025 учебного года.
48%
9 %
Оценка: Высокий уровень : от 11 до 15 баллов .
Средний уровень: от 6 до 10 баллов.
Низкий уровень: до 5 баллов.
3 балла- высокая двигательная активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выполнение упражнений без помощи взрослых.
2 балла - интерес к физическим упражнениям, желание включиться в физкультурную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении заданий. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
1 балл - низкая двигательная активность, без интереса относится к физкультурной деятельности. Не готов к самостоятельности.
Диагностика на конец проекта
№ |
Фамилия, имя ребенка |
Способность выполнять общеразвивающие упражнения с предметами и без них. |
Способность выполнять упражнения, формирующие осанку. |
Уровень вовлеченности в спортивных и подвижных играх; |
Уровень сформированности знаний о значении упражнений для стопы, технике безопасности, при их выполнении. |
Быстрая утомляемость |
Итог |
1 |
Абдуллов Умар |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
2 |
Алексанина Влада |
2 |
2 |
1 |
1 |
2 |
8 |
3 |
Александрин Максим |
2 |
2 |
1 |
2 |
2 |
9 |
4 |
Алукаева Айша |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
5 |
Арбузов Марк |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
12 |
6 |
Каменщиков Давид |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
7 |
Карпушкина Евгения |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
8 |
Кашин Матвей |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
9 |
Кедярова Виктория |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
12 |
10 |
Кочетков Дмитрий |
1 |
2 |
2 |
2 |
1 |
8 |
11 |
Маслова София |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
12 |
Мещеряков Миша |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
11 |
13 |
Муртазин Тимур |
2 |
2 |
3 |
2 |
2 |
11 |
14 |
Надякина Вика |
2 |
2 |
2 |
2 |
1 |
9 |
15 |
Немцев Илья |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
16 |
Ромашкин Павел |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
17 |
Савкина Анастасия |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
8 |
18 |
Спирина Эмилия |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
19 |
Стешин Марк |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
9 |
20 |
Тулябаев Данияр |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
21 |
Фадеев Даниил |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
10 |
22 |
Фентисова Ева |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
12 |
23 |
Филиппов Антон |
2 |
3 |
2 |
3 |
2 |
12 |
Мониторинг реализации проекта детей средней группы №5
на конец 2024-2025 учебного года.
9%
68%
23%
Оценка: Высокий уровень : от 11 до 15 баллов .
Средний уровень: от 6 до 10 баллов.
Низкий уровень: до 5 баллов.
3 балла- высокая двигательная активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выполнение упражнений без помощи взрослых.
2 балла - интерес к физическим упражнениям, желание включиться в физкультурную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении заданий. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.
1 балл - низкая двигательная активность, без интереса относится к физкультурной деятельности. Не готов к самостоятельности
9.Фотоочет проекта
Хождение по дорожке
Хождение по «мягким» кочкам
Упражнение с гимнастической палкой
Упражнения с массажными мячиками
10.Рефлексия.
Проект осуществлен и нам становятся видны все сильные и слабые стороны нашего проекта. Безусловно, проект принес положительные результаты:. дети нашей группы демонстрируют элементарные представления о некоторых составляющих здорового образа жизни: пользе закаливания, утренней зарядки и физических упражнений. Дети знают и выполняют общеразвивающие упражнения, способствующие укреплению доровья, организуют подвижные игры в самостоятельной деятельности.
Практическая часть проекта оказалась наиболее увлекательной для детей.
Для нас, как руководителей проекта, самым слабым этапом была наша теоретическая подготовка по данной проблеме. Работа над проектом потребовала изучения дополнительной литературы по данной теме.
11.Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.
Пути преодоления рисков:
Список литературы:
1. Анисимова Т. Г.Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия у дошкольников – Волгоград, Учитель,2009.-146 с.
2. Асачева л. Ф., О. В. Горбунова «Система занятий по профилактике нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста», Детство-Пресс, 2013г.
3. Галанов А.С. Игры которые лечат (для детей от5 до 7 лет).-М.:Педагогическое общество России, 2005.-96с.
4. Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. Спб.:Речь, 2007. 160с,
5. Козырева О.В. Лечебная физкультура для дошкольников – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 112с.
6. Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ.-М: Айрис-пресс, 2007-112с.
7. Потапчук А.А Лечебные игры и упражнения для детей. –Спб.: Речь, 2007. – 99с. Наумов О. И. Плоскостопие-это не пустяк. - Санкт-Петербург: Издательство «Невский проспект»,2002.-78с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.