Конспект урока по окружающему миру (1 доп. класс): "Дикорастущие и культурные растения"

  • docx
  • 08.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по окружающему миру Дикорастущие и культурные растения для 1 класса.docx

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса

Тема: Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями «дикорастущие» и «культурные» растения, научить различать их и понимать значение для человека.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Формирование уважительного отношения к природе и труду людей.
  • Развитие познавательного интереса к окружающему миру.

Метапредметные:

  • Умение сравнивать, классифицировать, делать выводы.
  • Развитие коммуникативных навыков при работе в паре и при ответах на вопросы.

Предметные:

  • Знать, что такое дикорастущие и культурные растения.
  • Уметь приводить примеры дикорастущих и культурных растений.
  • Понимать, зачем человек выращивает культурные растения.

Оборудование:

  • Иллюстрации или фотографии дикорастущих растений (ландыш, подорожник, ежевика, сосна и др.)
  • Изображения культурных растений (пшеница, картофель, помидор, яблоня, подсолнух и др.)
  • Карточки с названиями растений
  • Мяч (для игры)
  • Рабочая тетрадь по окружающему миру
  • Презентация (по возможности)

Ход урока:

1. Организационный момент (1–2 мин)

Приветствие.

Эмоциональный настрой: «Сегодня мы отправимся в «зелёное путешествие» — познакомимся с разными растениями и узнаем, кто из них живёт сам по себе, а кого выращивает человек!»

2. Актуализация знаний (3–4 мин)

Беседа:

       Какие растения вы видели в лесу? А в огороде?

       Что такое растения? Зачем они нужны?

Загадки о растениях (для включения в тему): «Золотистый и полезный, Витаминный, хоть и скромный» (подсолнух). «Белые горошки на зелёной ножке» (ландыш)

3. Изучение нового материала (10–12 мин)

а) Введение понятий:

Дикорастущие растения — растут сами в лесу, на полях, лугах. Никто их не сажает и не ухаживает за ними. Примеры: ель, малина, одуванчик, крапива.

Культурные растения — их сажает человек и ухаживает за ними: поливает, рыхлит землю, защищает от вредителей. Примеры: морковь, капуста, пшеница, роза.

б) Сравнение:

ГДЕ РАСТУТ?

КТО ЗА НИМИ УХАЖИВАЕТ?

ЗАЧЕМ НУЖНЫ?

Дикорастущие

В лесу, на лугу

Самостоятельно

Культурные

В поле, саду, огороде

Человек

 

в) Работа с иллюстрациями:

Учитель показывает картинки, дети определяют: дикорастущее или культурное растение — и объясняют почему.

4. Физкультминутка (2 мин)

«Растение растёт»:

Руки вниз — «семечко в земле»,

Потихоньку встаём на носочки — «росток тянется к солнцу»,

Разводим руки — «распускаются листья»,

Кружимся — «дует ветерок».

5. Закрепление изученного (8–10 мин)

а) Игра «Передай мяч»: Учитель называет растение (пшеница, берёза, помидор, сосна, яблоня, ромашка), дети ловят мяч и говорят: «дикорастущее» или «культурное».

б) Работа в парах: Раздать карточки с названиями растений. Задание: разложить на две группы — дикорастущие и культурные.

в) Работа в тетради:

  • Обвести в кружок культурные растения.
  • Дорисовать солнце рядом с теми растениями, которые выращивает человек.

6. Рефлексия (2–3 мин)

  • Чем отличаются дикорастущие и культурные растения?
  • Приведите по одному примеру каждого вида.
  • Что было интересного? Что запомнилось?

Выбор смайлика:

  • 😊 — всё понял
  • 🙂 — понял, но есть вопросы
  • 🤔 — многое непонятно

7. Домашнее задание (по желанию):

  • Нарисовать одно дикорастущее и одно культурное растение.
  • Или: спросить у взрослых, какие растения они выращивают на даче.

Итог урока:

Сегодня мы узнали, что растения бывают дикорастущие и культурные. Одни растут сами в природе, а другие — благодаря заботе человека. Все они важны и нужны!