Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Тема: «Ориентирование на местности».

  • docx
  • 27.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока по окружающему миру, 2 класс..docx

Конспект урока по окружающему миру, 2 класс.

Тема: «Ориентирование на местности».

Тип урока:  урока «открытия»  нового знания.

Цель: познакомить с прибором для определения сторон горизонта - компасом и с приемами ориентирования с помощью компаса.

Задачи:

Образовательные: научиться определять стороны горизонта по местным признакам; развивать навыки ориентирования по местным признакам.

Развивающие: продолжить работу над развитием умений и навыков работать самостоятельно и в малых группах, активизировать желание работать творчески, точно и логично описывать свои наблюдения; способствовать расширению кругозора, развитию мышления; речи учащихся.

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к природе, экологическую грамотность школьников.

Формируемые универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: понимать информацию, представленную в разных формах, в том числе изобразительной, схематической; переводить информацию, принятую в изобразительной, схематической форме в словесную.

Регулятивные УУД: способность организовывать свою деятельность – умение принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности; осознавать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении новым знанием.

Личностные УУД: принятие и освоение младшим школьником социальной роли ученика, положительного отношения к процессу учения, к приобретению знаний, умений; желания познавать, открывать новое, осваивать новые действия.

Коммуникативные УУД: умение вступать в учебное сотрудничество с учителем, одноклассниками; умение выражать в речи свои мысли и действия.

Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться на местности с помощью компаса.

 

Оборудование: компасы, предметные иллюстрации с изображением солнца, звёзд, компаса, муравейника; конверты с разрезными картинками для работы в группах; карточки с индивидуальными заданиями двух видов.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Отгадайте загадки.

Ни начала, ни конца,

Ни затылка, ни лица.

Знают все, и млад и стар,

Что она — большущий шар. (Планета Земля.)

— Приведите доказательства того, что Земля имеет форму шара. (Снимки из космоса, кругосветные путешествия, исчезновение удаляющихся предметов, например кораблей, за линией горизонта.)

Он и летом, и зимой

Между небом и землей.

Хоть всю жизнь к нему иди —

Он все будет впереди. (Горизонт, точнее, линия горизонта.)

— Что такое горизонт, линия горизонта?

— Назовите основные стороны горизонта. Как они расположены по отношению друг к другу? Покажите.

(Один ученик рисует на доске.)

— Назовите промежуточные стороны горизонта. Как они расположены по отношению к основным сторонам? Покажите.

(Один ученик рисует на доске.

Можно использовать КИМы (тест 46, с. 67).)

III. Самоопределение к деятельности

— Представьте себе ситуацию.

В лес пошли мы за грибами,

Очень весело с друзьями.

Тут грибок и там грибок

Положили в кузовок.

Мы и не заметили, как отстали от взрослых. Оглянулись: кругом лес, стоим посередине поляны. «Ау!» — закричали мы. Но никто не отозвался.

— Что делать? (Ответы детей.)

— Отгадайте загадку.

Качается стрелка

Туда и сюда,

Укажет нам север

И юг без труда. (Компас.)

— Для чего нужен компас? (Для определения сторон горизонта.)

— Кто уже умеет определять стороны горизонта по компасу?

— Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (Ответы детей.)

— Прочитайте тему урока на с. 74 учебника. (Ориентирование на местности.)

— Как вы думаете, какие учебные задачи мы поставим перед собой? (Ответы детей.)

— Проверьте, правильно ли вы предположили. Прочитайте задачи урока в учебнике.

IV. Работа по теме урока

— Что же это такое — ориентирование на местности? (Ответы детей.)

— Прочитайте об этом на с. 74 учебника.

— Что такое ориентиры? Вспомните, как вы обычно находите дорогу домой. (Ответы детей.)

— Прочитайте задания 1, 2 на с. 74. Выполните эти задания в парах.

V. Физкультминутка

Мы сейчас все дружно встанем

(Встать.)

И немножко отдохнем.

(Потянуться.)

Вправо, влево повернитесь,

(Повороты вправо и влево.)

Низко-низко наклонитесь.

(Наклоны.)

Руки вверх, руки вбок,

(Движения руками.)

И на месте прыг да скок.

(Прыжки на месте.)

А теперь бегом вприпрыжку.

(Бег на месте.)

Молодцы вы, ребятишки!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Выполнение заданий в рабочей тетради

№1 (с. 29).

— Прочитайте на с. 75 учебника, что такое компас.

— Допишите определение.

№2 (с. 29).

— Рассмотрите устройство компаса на с. 75 учебника.

— Выполните задание.

2. Практическая работа

— Прочитайте инструкцию.

(Учащиеся читают инструкцию «Как пользоваться компасом» на с. 75 учебника и осваивают приемы работы с компасом.)

3. Выполнение задания в рабочей тетради №3 (с. 30).

(Самостоятельное выполнение.)

VII. Рефлексия

— Что такое компас? (Прибор для определения сторон горизонта.)

— Как пользоваться компасом? (Ответы детей.)

— Что называют ориентирами? (Хорошо заметные, запоминающиеся предметы.)

— Для чего нужно уметь ориентироваться? (Чтобы не заблудиться.)

— Оцените свои достижения на уроке.

(Учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.)

VIII. Подведение итогов урока

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока. Все ли мы выполнили? (Нет, не все. Мы не узнали, как ориентироваться по местным природным признакам.)

Это тема нашего следующего урока.

Домашнее задание

1. Учебник: прочитать текст на с. 74-75, запомнить определение слова «компас», его устройство и правила пользования им.

2. Рабочая тетрадь: № 6 (с. 31-32).

3. Спросить у взрослых, как еще можно ориентироваться на местности.